Судья: Волошин Г.Д. Дело № 33-26103/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 декабря 2012 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Казакова Д.А.,
по докладу судьи Казакова Д.А.
с участием прокурора Левицкой М.А.
при секретаре Фоменко А.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора г. Армавира Коршикова И.Ю. на решение Армавирского городского суда от 09 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования город Армавир с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер по государственной регистрации права собственности муниципального образования на муниципальное имущество.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой г. Армавира при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства об использовании и распоряжении муниципальным имуществом, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также при проведении по поручению прокуратуры края проверки доводов обращения общественной организации «Центр славянских боевых искусств «Пересвет» в деятельности администрации муниципального образования город Армавир выявлены многочисленные нарушения федерального законодательства. Так, распоряжением управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 08.07.2010 № 194 ряд объектов муниципального имущества, входящих в состав городской сети теплоснабжения, закреплен на праве хозяйственного ведения за МП г. Армавира «Теплосеть». В состав указанного имущества входят 19 объектов. В нарушение законодательства, право собственности на вышеуказанное имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. В связи с отсутствием зарегистрированных вещных прав указанное распоряжение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения фактически не исполнено, переданное МП г. Армавира «Теплосеть» муниципальное имущество с 01.08.2010г. фактически используется ООО «Армавиртеплоэнерго» при осуществлении деятельности по производству и продаже тепловой энергии. Законных оснований для использования указанного имущества ООО «Армавиртеплоэнерго» не существует. Договоров и соглашений, предусматривающих переход прав владения и пользования вышеперечисленными объектами в пользу ООО «Армавиртеплоэнерго», в установленном законом порядке не заключалось. Конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров не проводилось. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2012г. по делу №А32-41454/2011 отказано в удовлетворении исковых требований МП г. Армавира «Теплосеть» к ООО «Армавиртеплоэнерго» о взыскании задолженности в сумме 6 890 309,81 руб. за фактическое использование имущества, входящего в систему теплоснабжения города, переданного в хозяйственное ведение муниципального предприятия г. Армавира «Теплосеть» распоряжением управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 08.07.2010г. № 194, основанием для отказа в удовлетворении требований МП г. Армавира «Теплосеть» является отсутствие регистрации права собственности муниципального образования и отсутствие регистрации права хозяйственного ведения МП г. Армавира «Теплосеть». В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования город Армавир по регистрации вещных прав на указанные объекты теплоснабжения привело к причинению ущерба как МП г. Армавира «Теплосеть», так и муниципальному образованию, имеющему право на зачисление в бюджет части прибыли муниципального предприятия, в связи с невозможностью восстановить нарушенное имущественное право.
В судебном заседании помощник прокурора г. Армавира Коршиков И.Ю. уточнил заявление, суду пояснил, что на задание котельной литер «3» по адресу: г. Армавир, х. Красная Поляна, ул. Советская, 47 (код по реестру муниципальной собственности 100004201) право собственности зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 19.07.2006 года.
Представитель администрации МО г. Армавир по доверенности Клешнева Е.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители МП «Тепловые сети» по доверенности Косолапое Н.Ф., Москалева Е.А. заявление прокурора поддержали.
Обжалуемым решением Армавирского городского суда от 09 октября 2012 года отказано в удовлетворении заявления прокурора г. Армавира в интересах муниципального образования город Армавир о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер по государственной регистрации права собственности муниципального образования на муниципальное имущество.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Армавира Коршиков И.Ю. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционное представление представитель Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности Клешнева Е.В. просит представление оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Левицкую М.А., поддержавшую доводы представления помощника прокурора г. Армавира, просившую решение суда отменить, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Армавира при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства об использовании и распоряжении муниципальным имуществом, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также при проведении по поручению прокуратуры края проверки доводов обращения общественной организации «Центр славянских боевых искусств «Пересвет» в деятельности администрации муниципального образования город Армавир выявлены многочисленные нарушения федерального законодательства, а именно, в нарушение требований федерального законодательства право муниципальной собственности на значительную часть недвижимых объектов системы теплоснабжения города не зарегистрировано, что привело к существенному нарушению интересов муниципального образования.
В соответствии с п.3,4 ч. 1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.1 ч.2 ст.50 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актам органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, предоставленные органам местного самоуправления городских округов в целях решения вопросов местного значения, осуществляются такими органами самостоятельно.
Согласно распоряжению управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 08.07.2010г. № 194 ряд объектов муниципального имущества, входящих в состав городской сети теплоснабжения, закреплены на праве хозяйственного ведения за МП г. Армавира «Теплосеть».
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с решением малого совета Краснодарского краевого совета депутатов № 329 от 08.09.1993 года в собственность МО г. Армавир были переданы предприятия электрических и тепловых сетей, а именно, Армавирское предприятие «Тепловые сети», специализация теплоснабжение: отопление и горячее водоснабжение, в том числе:
1. трубопровод по < адрес обезличен > от < адрес обезличен > до < адрес обезличен >;
2. подземная тепловая сеть по < адрес обезличен > и < адрес обезличен >;
3. теплосеть по < адрес обезличен > к жилому дому по < адрес обезличен >;
4. трубопровод горячего водоснабжения и тепловой сети по < адрес обезличен > и < адрес обезличен >;
5. трубопровод по < адрес обезличен > до тепловой камеры на пересечении < адрес обезличен > до < адрес обезличен >;
6. трубопровод от жилого дома < адрес обезличен > до жилого дома < адрес обезличен >;
7. трубопровод к жилым домам по < адрес обезличен >;
8. трубопровод по СПК «Восток».
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Спорное имущество согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Приложение № 3) относится к объектам муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные объекты тепловых сетей являются собственностью муниципального образования г. Армавир в силу прямого указания закона.
Как установлено судом, в период с 2007 года по 2008 год на основании муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству и реконструкции инженерных сетей, за счет средств городского бюджета осуществлена прокладка трубопроводов системы, теплоснабжения по < адрес обезличен > ТЭЦ, строительство паропровода и конденсатопровода горячего водоснабжения по < адрес обезличен >, трубопровода от ЦТП по < адрес обезличен > до общежития по < адрес обезличен >.
Распоряжениями управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 02 сентября 2008 года № 446, от 16 февраля 2009 года № 62, от 02 марта 2009 года № 74, от 08 июля 2010 года № 190 вновь созданные объекты, а также затраты на реконструкцию уже существующих сетей были включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Армавир и закреплены за муниципальным предприятием г. Армавира «Теплосеть».
Тепловые сети к многоквартирному дому по < адрес обезличен > протяженностью 27 и 18 метров были приняты в муниципальную собственность по договору безвозмездной передачи от 10 июня 2010 года № 3 и включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Армавир на основании распоряжения управления от 24 июня 2010 года № 182.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Учитывая, что по мере изготовления технических и кадастровых паспортов на реконструированные сети производится государственная регистрация права муниципальной собственности в ЕГРП, администрацией муниципального образования город Армавир принимались меры по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь созданные, а также переданные по договору безвозмездной передачи тепловые сети.
Уведомлениями от 26.09.2012 года государственная регистрация указанных объектов приостановлена до предоставления всех необходимых для регистрации документов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер по государственной регистрации права собственности муниципального образования на муниципальное имущество
Доводы апелляционного представления могут быть приняты судебной коллегией, т.к. были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены верно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении заявления, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Армавирского городского суда от 09 октября 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Армавирского городского суда от 09 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора г. Армавира Коршикова И.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: