Судья: Андреева Е.А. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гражданское дело №33-2610/22 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-2205/21) 1 марта 2022 года город Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего - Евдокименко А.А., судей – Ереминой И.Н. и Соболевой Ж.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Ивановой О.И., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – ФИО1 на решение Волжского районного суда Самарской области от 16 ноября 2021 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.», Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы истца – ФИО1, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика – ФГБУ «8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)» – ФИО2, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Истец – ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании невыплаченной части заработной платы и компенсации морального вреда к ответчику - ФГБУ «8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)», в обоснование своих требований указав, что истец работает в 43 пожарной спасательной части ФГБУ «8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)» в должности <данные изъяты>. Пунктом 3.6 Правил внутреннего трудового распорядка ФГБУ «8 отряд ФПС ГПС по Самарской области «договорной» установлен учетный период один квартал. За 1 квартал 2020 года количество сверхурочных составило 48 часов. За 2 квартал 2020 года количество сверхурочных составило 26 часов. За 1 квартал 2021 года количество сверхурочных составило 9 часов. Положением об оплате труда (п. 4.1.4) предусмотрено наличие ежемесячной и квартальной премии. При расчете оплаты сверхурочных должны учитываться все виды премий, поскольку трудовой кодекс не делает каких-либо исключений по видам выплат. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 года №818 к стимулирующим надбавкам отнесены премиальные выплаты по итогам работы. Положением об оплате труда 2019 года, действовавшем в 2020 году и в I квартале 2021 года, предусмотрен такой вид стимулирующих выплат, как премии (раздел 4.1.4). Виды премий установлены по результатам работы за месяц (подраздел 4.1.4.1), квартал (подраздел 4.1.4.2), год (подраздел 4.1.4.3) и разовые (раздел 4.1.5). Положение об оплате труда не устанавливает норм о том, что премии выплачиваются из экономии фонда оплаты труда, также Положение не устанавливает, что премия является необязательной или нерегулярной выплатой. Таким образом, все виды премий, установленные ответчиком в Положении об оплате труда, являются премиями, предусмотренными системой оплаты труда. Ответчик утверждает, что ежемесячные и квартальные премии, выплаченные ФИО1 в 2020 и 2021 году, не предусмотрены системой оплаты труда 8 ОФПС. В течение 2020-2021 годов ответчик не включал ФИО1 в расчёт оплаты сверхурочных работ премиальные выплаты. Ответчик утверждал, что премии не должны включаться в расчёт оплаты сверхурочных работ и в подтверждение своей позиции ссылается на Акт проверки Гострудинспекции от 16 июня 2021 года №№, где сказано, что работодатель обоснованно включил в расчёт оплаты сверхурочных работ, только стимулирующие надбавки, носящие гарантированный и фиксированный характер. Однако, в Акте проверки Гострудинспекции от 16 июня 2021 года №№ отмечено, что работодатель (ответчик) самостоятельно произвёл перерасчёт оплаты отпусков и включил в расчёт ФИО1 все виды начисленных премий с учётом норм названного постановления. Осуществив эти действия, ответчик признал, что ежемесячные и квартальные премии являются стимулирующими выплатами, предусмотренными системой оплаты труда. 27 мая 2021 года ФИО1 участвовал в тушении пожара. В июне 2021 года истцу была произведена «выплата за участие в тушении пожара 2-й и более высокой категории сложности» в размере 2 866 рублей 79 копеек. В июле 2021 года ФИО1 ответчиком была произведена оплата сверхурочных работ в размере 3 592 рубля 14 копеек, указанная выплата также была произведена без учёта премий, полученных во 2 квартале 2021 года и без учёта выплаты за участие в пожаре 2-й и более высокой сложности. Всего сверхурочные работы во втором квартале были оплачены за 33 часа. В течение длительного времени ответчик (работодатель) действовал недобросовестно по отношению к ФИО1 и в нарушение позиции Конституционного суда РФ не включал в расчёт сверхурочных работ премии, то есть выплачивал заработную плату в неполном размере, а истец об этом не знал. ФИО1 не является специалистом в расчётах заработной платы и не мог знать о том, правильно ли ему начисляют заработную плату. Только после того, как он получил ответы от работодателя в апреле и в июне 2021 года о том, какие виды выплат включаются в расчёт сверхурочных работ он, узнал о нарушении своих прав. В связи с этим, срок исковой давности истцом, по его мнению, не пропущен. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу - разницу в оплате сверхурочных за 1 квартал 2020 года в сумме 12 548 рублей 49 копеек; - разницу в оплате сверхурочных за 2 квартал 2020 года в сумме 7 977 рублей 59 копеек; - разницу в оплате сверхурочных за 1 квартал 2021 года в сумме 1 801 рубль 25 копеек; - разницу в оплате сверхурочных за 2 квартал 2021 года в сумме 4 181 рубль 52 копейки; - проценты за задержку сверхурочных за 1 квартал 2020 года в сумме 3 736 рублей 92 копеек; - проценты за задержку сверхурочных за 2 квартал 2020 года в сумме 2 018 рублей 94 копеек; - проценты за задержку сверхурочных за 1 квартал 2021 года в сумме 207 рублей 9 копеек; - проценты за задержку сверхурочных за 2 квартал 2021 года в сумме 290 рублей 51 копеек; - индексацию оплаты сверхурочных за 1 квартал 2020 года в сумме 1 159 рублей 48 копеек; - индексацию оплаты сверхурочных за 2 квартал 2020 года в сумме 633 рублей 42 копеек; - индексацию оплаты сверхурочных за 1 квартал 2021 года в сумме 75 рублей 65 копеек; - индексацию оплаты сверхурочных за 2 квартал 2021 года в сумме 91 рубль 58 копеек; - компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей. Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – ФИО1 считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с положениями ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (далее также - локальные нормативные акты). Согласно ст. 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу требований ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Статьей 9 Трудового кодекса РФ определено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом. Частями 2-3 ст. 13 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В статье 164 Трудового кодекса РФ дано понятие гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в области социально-трудовых отношений. Гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (часть 1 статьи 164 Трудового кодекса РФ). Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение N 4), который определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России. Согласно Приложению №4 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747, выплаты, установленные настоящим Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников. Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда. Годовой фонд оплаты труда работников формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: должностных окладов (тарифных ставок) в том числе окладов руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов, выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда, материальной помощи в размере трех окладов (тарифных ставок). В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана (статья 4). В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее также – Правила). В силу п.п. 1, 2 Правил выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников. Таким образом, по смыслу указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что формирование фонда оплаты труда работников может формироваться за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета или за счет средств поступивших по заключенным с коммерческими организациями договорам на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Вместе с тем, по смыслу закона оплата сверхурочной работы для работников договорных подразделений федеральной противопожарной службы устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 с 24 января 2013 года трудоустроен в 43 пожарной части ФКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)» на должности <данные изъяты>. В соответствии с п.4.4. устава Учреждения регулирование социально-трудовых отношений в Учреждении производится коллективным договором. Протоколом № 32 от 28 марта 2019 года были приняты изменения и дополнения к Коллективному договору ФГБУ «8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)», согласно которым условия и порядок оплаты труда, выплат надбавок, компенсационных выплат и премий работникам ФГБУ «8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)» устанавливаются в соответствии с ТК РФ, приказом МЧС России от 18 декабря 2015 года № 700 (действовавшим на момент принятия изменений), локальными правовыми актами, условиями настоящего Коллективного договора, трудовыми договорами и Положением об оплате труда работников (п.7 изменений Коллективного договора). Согласно Положению об оплате труда работников ФГБУ «8 Отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)», сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Из трудового договора следует, что какой-либо иной порядок оплаты сверхурочных, отличный от вышеназванных положений Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях», Коллективного договора, Положения об оплате труда, определен не был. Материалами дела установлено, что компенсационная выплата за сверхурочную работу устанавливается с учетом установленных работодателем стимулирующих выплат - надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы, сложность, напряженность и особые условия труда), предусмотренных Положением об оплате труда, которые осуществляются на постоянной основе, не зависят от результатов работы за определенный период и являются элементом системы оплаты труда. Из материалов дела видно, что при расчете выплат ФИО1 за сверхурочные работы применялась надбавка за особые условия труда, установленная ему в 2020 году в размере 35%, а в 2021 году - в размере 50%, а также установленная ему надбавка за выслугу лет в размере 15%. Как усматривается из материалов дела, за I квартал 2020 года ответчиком была начислена компенсационная выплата ФИО1 за сверхурочные работы в размере 7 315 рублей 31 копейки, за II квартал 2020 года в размере 3 754 рублей 27 копеек, за I квартал 2021 года в размере 1 377 рублей 29 копеек. Судом первой инстанции также установлено, что норма рабочего времени для ФИО1 за II квартал 2020 года составляет 310 часов, из них за апрель - 8 часов, май – 135 часов, июнь — 167 часов. ФИО1 отработал в апреле 0 часов, в мае – 184 часа, в июне – 152 часа, а всего 336 часов. Переработка ФИО1 во II квартале 2020 года составила 26 часов (336 часов - 310 часов), которые были оплачены ответчиком. Из материалов дела следует, что в отношении ответчика Государственной инспекцией труда в Самарской области по заявлению ФИО1 была проведена проверка. Согласно акту проверки от 16 июня 2021 года № № при оплате часов сверхурочной работы ФИО1 работодатель включил в сумму расчетов с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П стимулирующие надбавки, носящие гарантированный и фиксированный характер (за выслугу лет и за особые условия труда и специальный режим работы, сложность и напряженность). В результате нарушения порядка оплаты за сверхурочную работу в ходе проверки выявлено не было, какое-либо предписание в этой части ответчику не выдавалось. Со стороны ФИО1 замечаний относительно содержания акта проверки не поступало. С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком выплаты компенсационного характера осуществлены с соблюдением положений трудового законодательства и установленными работодателем локальными актами. С учетом необоснованности требований истца не подлежат удовлетворению также требования производные от указанных – о компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы о том, что при оплате сверхурочных работ учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, основаны на неверном толковании норм материального права. Согласно Постановлению от 28 июня 2018 года № 26-П Конституционный Суд РФ, предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а, следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы. Как следует из материалов дела, работодателем произведена оплата сверхурочной работы ФИО1 с учетом установленных ответчиком стимулирующих надбавок, носящих гарантированный и фиксированный характер, а именно: надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы, сложность, напряженность и особые условия труда). Сведений о том, что оплата труда истца за сверхурочную работу, произведенная ответчиком, не соответствует установленному локальными нормативными актами ответчика порядку оплаты труда, произведена в размере меньшем, чем за работу в обычный день, материалы дела не содержат. Вопреки доводам апелляционной жалобы компенсационная выплата за тушение пожара не подлежит учету при начислении оплаты за сверхурочную работу, поскольку данная выплата не относится к стимулирующим надбавкам, носящим гарантированный и фиксированный характер. Доводы апелляционной жалобы о том, что акт проверки Государственной инспекции труда в Самарской области не может быть положен в основу решения суда, также не могут быть учтены, поскольку при разрешении спора судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Соблюдение порядка оплаты сверхурочной работы ФИО1 подтверждено и иными собранными по делу доказательствами. Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения приложения № 2 к Приказу МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747 к спорным отношениям не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, ФКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)» является федеральным бюджетным учреждением, в отношении работников которого подлежит применению Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях». Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельств, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, о п р е д е л и л а : Решение Волжского районного суда Самарской области от 16 ноября 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – ФИО1 - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 9 марта 2022 года. Председательствующий – Судьи - |