УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гафурова С.И. Дело № 33-2612/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 30 июня 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Аладина П.К., Трифоновой Т.П.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования «Цильнинский район» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требовании прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципального образовательного учреждения Новоалгашинская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области, выразившееся в необорудовании здания МОУ Новоалгашинская СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны; системой видеонаблюдения и неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.
Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальное образовательное учреждение Новоалгашинская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области оборудовать здание МОУ Новоалгашинская СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны; системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.
Заслушав доклад судьи Аладина П.К., заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Цильнинский район», отделу образования администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, МОУ Новоалгашинская СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и принятии мер по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки были выявлены недостатки антитеррористической защищенности МОУ Новоалгашинская СОШ. Так, здание школы не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка»), системой видеонаблюдения, не организована охрана учреждения силами ЧОП, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности учащихся, лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Выявленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. Внесенное на имя начальника отдела образования администрации МО «Цильнинский район» представление об устранении вышеуказанных нарушений закона не исполнено, до настоящего времени нарушения не устранены. В связи с этим бездействие ответчиков должно быть признано незаконным и на них возложена обязанность оборудовать здание МОУ Новоалгашинская СОШ кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны; оборудовать системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе либо частного охранного предприятия.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать.
Жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Федеральные законы «О противодействии терроризму» и «Об образовании» носят общий характер и не конкретизируют обязанность муниципалитетов по обеспечению школ кнопками экстренного вызова полиции, систем видеонаблюдения и специализированной охраны. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2009 года №2013 нормативным правовым актом не является, носит рекомендательный характер, и, следовательно, необязателен для исполнения. Администрация района не считает целесообразным и не усматривает необходимости в оборудовании школы «тревожной кнопкой», системой видеонаблюдения и организации специализированной охраны. Кроме того, суд не учел, что в сельской школе отсутствует техническая возможность для установки тревожной кнопки сигнализации. Безопасность учащихся, охрана их жизни и здоровья обеспечивается путем проведения иных мероприятий: установления контрольно-пропускного режима; дежурства персонала, осуществляющего охрану; наличия ограждения по периметру территории; стационарного телефона для вызова правоохранительных органов. Следовательно, факт бездействия администрации не нашел своего подтверждения. В нарушение норм процессуального закона в резолютивной части решения суд не конкретизировал, какие обязанности возложены на каждого из ответчиков, не указал в решении способ его исполнения и соразмерность.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Цильнинского района Князькин А.В. полагает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку ответчики, а также их представители были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в апелляционную инстанцию не явились, не представили заявлений об отложении рассмотрения жалобы с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их присутствия в судебном разбирательстве в назначенное время, оснований для отложения рассмотрения жалобы не имеется.
Рассмотрев доводы жалобы и возражений, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что МОУ Новоалгашинская СОШ посещает *** учащихся, проектная мощность здания - *** мест.
При этом в школе отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на местный (автономный) пульт охраны, система видеонаблюдения, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Правительством РФ 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.
Так, приказом № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность учитывается наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 названного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного Федерального закона).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно Уставу МОУ Новоалгашинская СОШ, функции и полномочия учредителя учреждения от имени МО «Цильнинский район» Ульяновской области осуществляет администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, которая также выполняет функции и полномочия собственника имущества МОУ Новоалгашинская СОШ.
Из Положения о муниципальном учреждении отдел образования администрации МО «Цильнинский район» также следует, что отдел образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства РФ, Ульяновской области и муниципальных правовых актов в области образования.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания МОУ Новоалгашинская СОШ кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка»), системой видеонаблюдения, организации охраны как на образовательное учреждение, так и на администрацию МО «Цильнинский район» как субъект антитеррористической деятельности.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы, приведенные администрацией МО «Цильнинский район» в апелляционной жалобе, об отсутствии технической и финансовой возможности для установки в школе тревожной кнопки сигнализации были проверены судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и признаны несостоятельными.
В решении суда отмечено, что в 2013 году заместителем Председателя Правительства Ульяновской области, Министром образования и науки Ульяновской области, начальником Управления МВД России по Ульяновской области, начальником ГУ МЧС России по Ульяновской области, начальником Управления ФСБ России по Ульяновской области, руководителем управления Роспотребнадзора по Ульяновской области утвержден Стандарт безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области.
Из данного документа следует, что основными требованиями антитеррористической защищенности являются: наличие физической охраны, осуществляемой охранными организациями или иными лицами, состоящими в штате образовательного учреждения; наличие охранной сигнализации (тревожная кнопка) с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны; наличие системы видеонаблюдения.
Ни данными Стандартами, ни указанными выше нормами законодательства невозможность быстрого приезда специальных служб, техническая невозможность установки кнопки не предусмотрены в качестве основания для освобождения ответчиков от обязанности оборудовать общеобразовательные учреждения кнопкой экстренного вызова полиции.
Также не предусмотрено такое основание освобождения обязанных лиц от соблюдения норм антитеррористического законодательства как отсутствие финансирования.
В силу действующих правовых актов охрана общеобразовательных учреждений (школ) в целях соблюдения норм антитеррористического законодательства должна быть осуществлена именно силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, а не техническим персоналом и сторожами.
Правомерно также судом сделан вывод о бездействии ответчиков в решении вопросов антитеррористической защищенности образовательного учреждения, поскольку суд установил, что ответчики ограничились лишь разработкой программы «Развитие и модернизация системы образования МО «Цильнинский район» на 2013-2015 годы», в которой предусмотрели оснащение МОУ Новоалгашинская СОШ системой видеонаблюдения еще в 2013 году и определили размер суммы, выделенной на эти цели.
Однако до настоящего времени здание школы системой видеонаблюдения не оборудовано, а меры для обеспечения здания школы охраной служб безопасности, оборудования здания школы охранной сигнализацией (тревожной кнопкой) не предпринимались вообще.
Нарушений процессуального закона при вынесении решения судом первой инстанции судебная коллегия не усматривает. В случае неясности решения и возникновении затруднений в его исполнении ответчики не лишены права поставить перед судом вопрос о его разъяснении в порядке ст. 202 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Цильнинский район» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: