Дело № 33-2614 судья Борисова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2019 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Абросимовой Ю.Ю., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Илларионовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Щекинского районного суда Тульской области от 3 июня 2019 года по иску ФИО1к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино Тульской области (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино Тульской области (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что с 28.09.2015 получает страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста по чернобыльскому закону. 27.12.2018 он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с предоставлением всех документов, подтверждающих его стаж работ в районах Крайнего Севера. На момент обращения его «северный» стаж составил 16 лет 6 месяцев 21 день, в том числе 1 год 7 месяцев 23 дня при работе в ЗАО ДСО «Нефтегазстрой». Однако пенсионный орган отказал в перерасчете пенсии, ссылаясь на отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта информации о территориальных условий труда (РКС) при работе в ЗАО ДСО «Нефтегазстрой» и отсутствии подписи генерального директора организации на справке из ЗАО ДСО «Нефтегазстрой» за №49 от 26.10.2010.Полагал, что факт его работы в условиях Крайнего Севера подтвержден оригиналами справок из ЗАО ДСО «Нефтегазстрой» (справки №б/н от 24.09.2008 и №49 от 26.10.2010). На момент назначения пенсии организация ЗАО ДСО «Нефтегазстрой» ликвидирована, индивидуальные сведения работников организации в полной мере не переданы в архив, поэтому не представляется возможным обновить справки и информацию в персонифицированном учете по территориальным условиям труда (РКС).
Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с января 2019 года на основании выработки северного стажа более 15 лет и заявления в ПФ от 27.12.2018, обязать ответчика выплатить ему компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> за нарушение конституционных прав по реализации права на досрочную страховую пенсию по старости.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Щекино Тульской области (межрайонное), по доверенности ФИО2 исковые требования не признал.
Суд постановил решение, которым отказал ФИО1 в удовлетворении его исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, возражения представителя ГУ-УПФ РФ в г.Щекино Тульской области (межрайонное) по доверенности ФИО2, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч.1 и 2 ст.16 данного Закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч.6).
Таким образом, согласно действующему правовому регулированию, одним из основных условий для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ст.17 Федерального закона 28.12.2013 №400-ФЗ, является наличие стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера.
Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное ч.4 и 5 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица (ч. 12 ст. 17 указанного Закона).
Согласно ч.8 ст.18 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в РКС и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в РКС и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных данным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Исходя из приведенных выше норм закона, условием для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является следующая совокупность - продолжительность страхового стажа не менее 25 лет и продолжительность стажа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 24.10.2015 ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1.
29.03.2001 ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
27.12.2018 ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионный орган, оценив документы, содержащиеся в пенсионном деле ФИО1 и дополнительно им представленные, определил на 27.12.2018 продолжительность страхового стажа у ФИО1 - 28 лет 5 месяцев 7 дней, стажа в районах Крайнего Севера – 14 лет 10 месяцев 28 дней.
Период работы ФИО1 с 23.01.2001 по 17.07.2004 в ЗАО «Дирекция строящихся объектов «Нефтегазстрой» не был включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в выписке ИЛС отсутствуют сведения о территориальных условиях труда, другие, документы, подтверждающие работу в условиях Крайнего Севера, ФИО1 не представлены.
Решением ответчика от 04.04.2019 истцу в перерасчете размера пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью 15 календарных лет.
Не согласившись с данным отказом пенсионного органа, полагая, что имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установил, что спорный период работы истца с 23.01.2001 по 17.07.2004 в ЗАО «Дирекция строящихся объектов «Нефтегазстрой» приходится на время после регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования.
Из положений ст.3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий ст.3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п.п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ.
В соответствии с п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Если в сведениях индивидуального(персонифицированного) учета указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения о льготном характере работы, периоды работы подтверждаются первичными документами (выписками из приказов, трудовыми договорами и т.д.)
В случае ликвидации организации документы могут быть выданы правопреемником вышестоящей организацией либо архивными учреждениями
Учитывая выше изложенное, суд первой инстанции правильно указал в решении, что спорный период работы после регистрации ФИО3 в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Принимая во внимание, что в выписке ИЛС отсутствуют сведения о территориальных условиях труда в спорный период, суд первой инстанции предложил ФИО1 представить дополнительные доказательства в подтверждение факта работы в период с 23.01.2001 по 17.07.2004 в условиях Крайнего Севера.
В подтверждение факта работы в спорный период в условиях Крайнего Севера ФИО1 были представлены справка ЗАО «ДСО « Нефтегазстрой» б/н от 24.09.2008, содержащая информацию о том, что ФИО1 работал в ЗАО«ДСО «Нефтегазстрой» в период с 23.01.2001 по 17.07.2004 производителем работ, в районах Крайнего Севера 593 дня (1 год 7 месяцев 23 дня) и справка ЗАО «ДСО «Нефтегазстрой» от 26.10.2010 №49, не подписанная руководителем.
Данные документы предъявлялись истцом и в пенсионный фонд, поскольку в справке от 24.09.2008 не был конкретизирован период работы в районах Крайнего Севера, а справка от 26.10.2010 №49 не подписана руководителем, ответчик на основании ч.9 ст.21 ФЗ РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ осуществил проверку факта работы в районах Крайнего Севера ФИО1 в период с 23.02.2001 по 17.07.2004.
Пенсионным органом были направлены запросы в ЗАО «ДСО «Нефтегазстрой», однако, по данным ГУ УПФ РФ №4 по г.Москве и Московской области, связи с организацией не имеется, организация снята с учета, т.к. по решению суда признана банкротом. Указанная организация, как льготная, т.е. имеющая в своем составе лиц, претендующих на досрочное пенсионное назначение не состояла, наблюдательное дело не формировалось.
При таких обстоятельствах, предоставленные истцом справки, как не соответствующие требованиям п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, (в справке от 24.09.2008 не конкретизирован период работы в районах Крайнего Севера, нет ссылки на основания ее выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы), в справке от 26.10.2010 №49 отсутствует подпись руководителя предприятия) обоснованно не были приняты пенсионным органом и судом, как доказательства, подтверждающие факт работы ФИО1 в период с 23.01.2001 по 17.07.2004 в условиях Крайнего Севера.
Учитывая, что действующее правовое регулирование предусматривает необходимость подтверждения льготного характера работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, установив, что сведения, содержащиеся в выписке из индивидуального лицевого счета истца за оспариваемый период работы, сданы ЗАО «ДСО «Нефтегазстрой» в пенсионный орган с указанием общего стажа без информации о льготном коде и территориальных условиях труда, письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, свидетельствующих о недостоверности данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ФИО1 не представлено, первичные документы по учету кадров и бухгалтерские документы, содержащие сведения, подтверждающие наличие особых условий труда в районах Крайнего Севера в указанный период работы отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган пенсионного обеспечения обоснованно отказал истцу в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и включении спорного периода в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Исходя из положений ст.151,1099 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда пенсионными органами.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами в их совокупности, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что судом необоснованно не были приняты во внимание показания свидетелей и представленные им фотографии, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в силу ч.3 ст.14 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы, т.е условия осуществления трудовой функции, показаниями свидетелей и фотографиями не подтверждается. Учитывая, что данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы, показания свидетелей и фотографии не являются допустимыми доказательствами по делу.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании истцом норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Каких-либо новых данных, не учтенных судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 3 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи