ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2614 от 20.11.2017 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Ветрова С.В.

Дело № 33-2614

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» ноября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего судьи Веремьевой И.Ю.,

судей Лепиной Л.Л., Болонкиной И.В.

при секретаре Удаловой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Костромы ФИО1 на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 30 августа 2017 г., которым постановлено:

Заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать за ФИО2 и членами ее семьи ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 право на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Обязать администрацию <адрес> принять ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав объяснения представителя администрации г.Костромы ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации г. Костромы о признании за ней и членами ее семьи права на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и обязании поставить ее и членов ее семьи на учет нуждающихся, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ, истица, она обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако в этом ей было отказано на основании п.2 ч. 1 ст.54 ЖК РФ. Считает, что вывод администрации об обеспеченности её семьи жилым помещением необоснован. Семья ФИО2 многодетная и состоит из ФИО2 (жена), ФИО6 (муж), ФИО3 (сын), ФИО4 (дочь), ФИО5 (сын). В настоящее время семья Чабак зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Истице на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля в праве на жилой дом с пятью пристройками, общей площадью 70,9 кв. м, и 1/3 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 600 кв. м кадастровый по адресу: <адрес>. Таким образом, на праве собственности и в пользовании семьи Чабак находится 23,63 кв. м указанного жилого помещения. Также в совместной собственности ФИО2 и ФИО6 находится квартира площадью 27,1 кв. м по адресу: <адрес>. Иного имущества в собственности семьи Чабак не имеется. Таким образом, всего на семью Чабак, состоящую из пяти человек, приходится 50,73 кв. м. На одного члена семьи приходится по 10,15 кв. м, что меньше учетной нормы. Кроме того, при подаче заявления о постановке на учет был представлен исчерпывающий пакет документов, подтверждающих право ФИО2 состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. С учетом изложенного, а также ссылаясь на ст.ст.49, 51, 57 Жилищного кодекса РФ, истица просит признать за ней и членами ее семьи право на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и обязать администрацию г.Костромы поставить ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО6

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Костромы ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности граждан. Доли в указанном жилом помещении не выделены в натуре. Соглашение об определении порядка пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ было представлено истицей только в суд. При таких обстоятельствах у администрации при рассмотрении вопроса о признании нуждающимися ФИО2 и членов ее семьи не было оснований полагать, что 1/3 доля в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, составляет квартиру № площадью 26,9 кв. м. Поскольку соглашение об определении порядка пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ было оформлено после получения ФИО2 отказа в предоставлении муниципальной услуги и после подачи ей данного искового заявления в суд, данное соглашение уполномоченным органом при рассмотрении заявлении ФИО2 о постановке на учет нуждающихся не рассматривалось и не учитывалось. Следовательно, соглашение об определении порядка пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ в настоящем деле не является относимым доказательством. Отказывая ФИО2 в принятии на учет нуждающихся, администрация г. Костромы исходила из обеспеченности ее семьи по 14,28 кв. м на одного человека, что превышает учетную норму. Таким образом, отказ администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов ФИО2 и членов ее семьи. Кроме того, у суда отсутствуют основания для рассмотрения требований ФИО2 о признании ее и членов ее семьи нуждающимися, поскольку признание права принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлений жилого помещения по договору социального найма за ФИО2 является полномочием органа местного самоуправления.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО2 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Костромы - без удовлетворения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие третьего лица ФИО6, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы, а также возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию г.Костромы с заявлением в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи: ФИО2 (жена), ФИО6 (муж), ФИО3, ФИО4, ФИО5 (дети).

Как следует из письма администрации г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. При этом указано, что согласно представленным сведениям, заявитель является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 70,9 кв. м. В указанном жилом помещении проживают ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 Исходя из общего количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении (8 человек), у семьи ФИО2 находится в пользовании в указанном жилом помещении 44,3 кв. м. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27,1 кв. м. Таким образом, обеспеченность семьи из 5 человек составляет по 14,28 кв. м. площади жилья на одного человека, что превышает учетную норму в размере 12 кв. м, общей площади жилого помещения на одного человека, установленную решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 г. № 54.

Полагая, что ей было необоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО2 о признании за ней и членами ее семьи права на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и обязании предоставить соответствующую услугу. При этом суд исходил из того, что обеспеченность семьи ФИО2, состоящей из пяти человек, составляет 10,15 кв. м площади жилья на одного человека, что менее учетной нормы.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Согласно положениям ч.ч.3, 7 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) по основаниям, предусмотренным законодательством.

Решением Думы г.Костромы от 23 июня 2005 г. № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что супругам ФИО6 и ФИО2 на праве общей совместной принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 27,1 кв. м.

Кроме того, истица ФИО2 является собственником 1/3 доли в праве на жилой дом общей площадью 70,9 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Обращаясь в администрацию г.Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ФИО2 представила копии правоустанавливающих документов на указанные выше жилые помещения, а также справку Центра регистрации граждан г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данной справке в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства ФИО11 (владелец), ФИО12 (сын владельца), ФИО13 (внучка владельца), ФИО2 (владелец-дочь), ФИО6 (зять), ФИО3 (внучка), ФИО5 (внук), ФИО4 (внучка); а также по месту жительства (по договору найма) ФИО14 и ФИО15

С учетом площади жилого помещения, принадлежащего супругам ФИО8 и расположенного по адресу: <адрес>, (27,1 кв. м), а также исходя из общего количества лиц, зарегистрированных и имеющих право пользования в жилом помещении по адресу: <адрес> (8 человек) и площади данного помещения (70,9 кв. м), администрация <адрес> пришла к обоснованному выводу о том, что в пользовании семьи ФИО2 находится в общей сложности 71,45 кв. м общей площади (соответственно на каждого члена семьи по 14,28 кв. м).

Приложенные к заявлению ФИО2 о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, а также технический паспорт здания не свидетельствуют о том, что именно ФИО2 со своей семьей занимает однокомнатную квартиру № общей площадью 27,5 кв. м.

Сведениями о том, что зарегистрированные в доме по адресу: <адрес>ФИО14 и ФИО15 являются сособственниками ФИО2, администрация г.Костромы не располагала.

С учетом изложенного администрация г.Костромы правомерно отказала ФИО2 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспеченность семьи превышает учетную норму в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска ФИО2 у суда первой инстанции не имелось.

Разрешая спор, суд сослался на наличие соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ между собственниками дома по адресу: <адрес> - ФИО16, ФИО2, ФИО11 (л.д.10).

Однако судебная коллегия признает данную ссылку несостоятельной, поскольку указанным соглашением определены доли в земельном участке, на котором расположен дом.

Удовлетворяя исковые требования, суд также учел представленное истицей соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об определении порядка пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с которым в пользование семьи ФИО2 переходит квартира № общей площадью 26,9 кв. м, в пользование ФИО11 с членами семьи - часть квартиры № площадью 25,9 кв. м, в пользование собственника ФИО14 с членами семьи - часть квартиры № площадью 27,4 кв. м.

Между тем данное соглашение было оформлено после получения отказа в предоставлении муниципальной услуги и после подачи искового заявления в суд, в связи с чем в силу ст.60 ГПК РФ является недопустимым доказательством при разрешении заявленного ФИО2 иска.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2

Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что ФИО2 в дальнейшем не лишена права вновь обратиться в администрацию г.Костромы с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставив в том числе документы, свидетельствующие о занятии её семьей соответствующей квартиры.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 30 августа 2017 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации г.Костромы о признании за ней и членами ее семьи права на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и обязании поставить ее и членов ее семьи на учет нуждающихся отказать.

Председательствующий:

Судьи: