ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2614/2022 от 22.03.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Приб Я.Я. № 33-2614/2022

Докладчик: Шульц Н.В. (2-1840/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2022 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Шульц Н.В.,

судей: Кирилловой Т.В., Сорокина А.В.,

при секретаре: Свининой М.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шульц Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе директора Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» ФИО1

на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 08 ноября 2021 года

по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя,

УСТАНОВИЛА:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЭкоЦентр» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя.

Требования мотивированы тем, что в рамках проверки, проведенной Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО «ЭкоЦентр» для осуществления производственной деятельности, предусмотренной Уставом, на основании договора аренды земли от 27.12.2018 сроком действия до 04.12.2067 использует земельный участок с кадастровым номером , площадью 19 185 кв.м., на котором находится Южный осушительный канал для организации работ по водоотведению и осушению Южного промрайона г.Междуреченска.

В ходе указанной деятельности ООО «ЭкоЦентр» принимает от ПАО «Южный Кузбасс», АО «Томусинский ремонтно-механический завод» и МУП «Междуреченская теплосетевая компания» сточные воды, образующиеся в результате производственной и хозяйственной деятельности указанных юридических лиц, и самовольно, путем их сброса, использует акваторию водного объекта рыбохозяйственного назначения 1 категории - р.Томь в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, что является нарушением требований ч. 1 ст. 9, п.2 ст. 11, ч.1 ст. 23, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с информацией Отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления от 20.05.2021 -э в адрес Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора направлены сведения о несоблюдении субъектами хозяйственной деятельности требований законодательства при осуществлении водопользования.

Согласно представленным сведениям ООО «ЭкоЦентр» в соответствии с данными статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз) за 2020, Государственного водного реестра, а также информации, полученной из Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, осуществляет нелегитимное пользование водным объектом - рекой Томь КАР/ОБЬ/2677/. Из информации следует, что имеющиеся в Отделе водных ресурсов по Кемеровской области материалы к схемам систем водопотребления и водоотведения филиалов ПАО «Южный Кузбасс» (Томь-Усинское автотранспортное управление и разрез Красногорский) содержат сведения о том, что данное предприятие является абонентом ООО «ЭкоЦентр», которое осуществляет прием сточных вод в водоотводящее сооружение - Южный осушительный канал и сброс их в водный объект - р. Томь.

В ходе проверки установлено, что 11.06.2021 Южно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением Росприроднадзора в отношении ООО «ЭкоЦентр» вынесено постановление о назначении административного наказания № В-229-в в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Сведений об оспаривании ООО «ЭкоЦентр» данного документа в установленном законом порядке в прокуратуру не поступало.

Таким образом, ООО «ЭкоЦентр» незаконно осуществляется деятельность по использованию акватории водного объекта - р.Томь в отсутствие разрешительной документации, а именно решения о предоставлении в пользование водного объекта.

Просил обязать ООО «ЭкоЦентр» обеспечить наличие решения о предоставлении в пользование поверхностного водного объекта - реки Томь, установив срок для исполнения 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Междуреченского городского суда от 14.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ПАО «УК «Южный Кузбасс», АО «Томусинский ремонтно-механический завод», МУП «Междуреченская теплосетевая компания», администрация Междуреченского городского округа.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 08 ноября 2021 года постановлено:

«Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (ОГРН <***>) обеспечить наличие решения о предоставлении в пользование поверхностного водного объекта - реки Томь.

Установить в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу».

В апелляционной жалобе директор ООО «ЭкоЦентр» ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что 12.02.2021 между ООО «ЭкоЦентр» и МУП «Междуреченская теплосетевая компания» заключено дополнительное соглашение № 1, пунктом первым которого договор № №, заключенный между ООО «ЭкоЦентр» и МУП «Междуреченская теплосетевая компания 26.12.2019 расторгнут и является не действующим в настоящий момент.

В соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 14.02.2021 предметом договора № № между ООО ЭкоЦентр» и АО «Томусинский ремонтно-механический завод», заключенного 01.01.2019, является осуществление организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание ЮОК в состоянии, обеспечивающем транспортировку производственных сточных вод.

В договоре между ООО «ЭкоЦентр» и ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс», заключенном 26.12.2019, указана услуга - транспортировка, а не прием сточных вод. По условиям данного договора срок оказания услуг установлен с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В настоящее время действует договор от 11.01.2021, заключенный ООО «ЭкоЦентр» и ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс», в соответствии с п. 2.1.1 которого ООО «ЭкоЦентр» обязуется обеспечивать бесперебойную транспортировку сточных вод.

Согласно предмету данных договоров ООО «ЭкоЦентр» обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание ЮОК в состоянии, обеспечивающем транспортировку производственных сточных вод от точки подачи до точки приема их ПАО «Южный Кузбасс» и АО «ТРМЗ». ООО «ЭкоЦентр» обязуется в ходе исполнения данных договоров осуществлять содержание водоотводящего сооружения - чистку, углубление и прочее, что соответствует основному виду деятельности ОКВЭД ООО «ЭкоЦентр».

Также считает, что Общество не имеет физической возможности сбрасывать какие-либо воды непосредственно в реку Томь, так как гидротехническая связь между Южным осушительным каналом г. Междуреченска и поверхностным водным объектом р. Томь отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается письмом Департамента природных ресурсов экологии Кемеровской области -пд от 12.09.2016.

Также считает, что суд обязан был выяснить вопрос исполнимости решения суда. У Общества нет финансовой возможности соблюсти все условия для получения разрешения. При проведении всей процедуры получения разрешения Общество окажется на грани банкротства либо ликвидации.

Относительно доводов жалобы и.о. Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Курочкиной А.В. принесены возражения.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя истца ФИО2, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением с обоснованием цели, вида и срока водопользования (часть 1 статьи 23 ВК РФ).

В силу пункт 11 статьи 4 Закона Кемеровской области от 14.02.2007 № 12-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов», пункта 4.3.5 Положения «О Министерстве природных ресурсов и экологии Кузбасса», утв. постановлением Правительства Кемеровской области- Кузбасса от 16.03.2020 № 132 на территории Кемеровской области таким исполнительным органом является Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (ранее - Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми, решение о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод по заявлению юридического лица с приложением соответствующих документов принимается исполнительным органом по итогам их рассмотрения с определением условий использования водного объекта.

В соответствии с частью 5 статьи 23 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

В соответствии с п. 11 ст. 4 Закона Кемеровской области от 14.02.2007 № 12-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов» специальный орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере водных отношений: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Кемеровской области, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водных объектов для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 4.3.5 Постановления Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 16.03.2020 № 132 «О министерстве природных ресурсов и экологии Кузбасса» Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия и функции: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водных объектов для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.12.2018 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» и ООО «ЭкоЦентр» заключен договор аренды земли , согласно которому ООО «ЭкоЦентр» передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, Южный промрайон, для разрешенного использования в целях: для организации работ по водоотведению Южного промрайона, общей площадью 19 185 кв.м. Срок аренды установлен с 04.12.2018 по 04.12.2067.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоЦентр» («Центр») и МУП «Междуреченская теплосетевая компания» («Абонент») заключен договор на прием сточных вод, согласно условиям которого Центр, эксплуатирующий Южный осушительный канал (ЮОК), обязался осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание ЮОК в состоянии, обеспечивающем транспортировку производственных сточных вод от точки подачи до точки приема на земельном участке с кадастровым номером .

В силу п. 2.1.1 Центр обязуется обеспечивать бесперебойный прием организованного сброса сточных вод в водоотводящее сооружение (ЮОК).

В силу п. 2.1.2 Центр обязуется обеспечивать установленный в п.2.1. режим приема сточных вод, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В силу п.2.1.3 Центр обязуется осуществлять содержание водоотводящего сооружения ЮОК (чистка, углубление).

В силу п. 2.2.1 Абонент обязуется осуществлять организованный сброс сточных вод в водоотводящее сооружение.

Приложением № 2 к договору от 26.12.2019 установлен расчет тарифа на содержание ЮОК на 1 кубометр сбрасываемых стоков, локальный сметный расчет на очистку ЮОК установлен приложением № 1 к договору от 26.12.2019.

26.12.2019 между ООО ЭкоЦентр» («Центр») и ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» («Абонент») заключен Договор по транспортировке сточных вод, согласно условиям которого Центр, эксплуатирующий Южный осушительный канал (ЮОК), обязался осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание ЮОК в состоянии, обеспечивающем транспортировку производственных сточных вод от точки подачи до точки приема на земельном участке с кадастровым номером .

В силу п. 2.1.1 Центр обязуется обеспечивать бесперебойную транспортировку сточных вод в объеме 140 660 куб.метров в год через водоотводящее сооружение (ЮОК) от филиалов «Абонента»: филиал ПАО «Южный Кузбасс» - ТАУ (Гараж Центральный), филиал ПАО «Южный Кузбасс» - УПДУ (Разрез Красногорский) В силу п. 2.2.1 Центр обязуется осуществлять содержание водоотводящего сооружения ЮОК (чистка, углубление и прочее). В силу п. 2.2.1 Абонент обязуется осуществлять организованную подачу сточных вод через водоотводящее сооружение в объеме 140 660 куб.метов. Приложением № 3 к договору № № от 26.12.2019 установлен расчет тарифа на содержание ЮОК на 1 кубометр сбрасываемых стоков, локальный сметный расчет на очистку ЮОК установлен приложением № 2 к договору № № от 26.12.2019. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоЦентр» («Центр») и ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» («Абонент») заключен договор по транспортировке сточных вод, согласно условиям которого Центр, эксплуатирующий Южный осушительный канал, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание ЮОК в состоянии, обеспечивающем транспортировку производственных сточных вод от точки подачи до точки приема на земельном участке с кадастровым номером , Абонент обязуется обеспечивать подачу в ЮОК определенного объема сточных вод и оплату указанных услуг. В силу п. 2.1.1 Центр обязуется обеспечивать бесперебойную транспортировку сточных вод в объеме 140 660 куб.метров в год через водоотводящее сооружение (ЮОК) от филиалов Абонента: филиал ПАО «Южный Кузбасс» - ТАУ (Гараж Центральный), филиал ПАО «Южный Кузбасс» - УПДУ (Разрез Красногорский). В силу п. 2.1.2 Центр обязуется осуществлять содержание водоотводящего сооружения ЮОК (чистка, углубление и прочее). В силу п. 2.2.1 Абонент обязуется осуществлять организованную подачу сточных вод через водоотводящее сооружение в объеме 140 660 куб.метов. Согласно Акту от 11.05.2021 заказчиком ПАО «Южный Кузбасс» произведена оплата исполнителю ООО «ЭкоЦентр» в сумме 95 703,00 руб. за услуги по транспортировке сточных вод в апреле 2021 УОДУ (разрез Красногороский). Согласно Акту от 03.06.2021 заказчиком ПАО «Южный Кузбасс» произведена оплата исполнителю ООО «ЭкоЦентр» в сумме 69 218,04 руб. за услуги по транспортировке сточных вод в мае 2021 УОДУ (разрез Красногороский). Согласно Акту от 11.05.2021 заказчиком ПАО «Южный Кузбасс» произведена оплата исполнителю ООО «ЭкоЦентр» в сумме 2 539,20 руб. за услуги по транспортировке сточных вод в апреле 2021 (ТАУ гараж Центральный) (л.д. 68). Согласно Акта от 02.06.2021 заказчиком ПАО «Южный Кузбасс» произведена оплата исполнителю ООО «ЭкоЦентр» в сумме 4 418,76 руб. за услуги по транспортировке сточных вод в мае 2021 (ТАУ гараж Центральный). 01.01.2019 между ООО «ЭкоЦентр» («Центр») и АО «Томусинскский ремонтно-механический завод» («Абоент») заключен договор на прием сточных вод, согласно условиям которого Центр осуществляет прием от Абонента сточных вод в водоотводящее сооружение - Южный осушительный канал (ЮОК) и сброс их в водный объект - р. Томь. Абонент - АО «ТРМЗ» осуществляет организационный сброс сточных вод в ЮОК, с оплатой Центру за сброшенный объем сточных вод. В силу п. 2.1.1 Центр обязуется обеспечивать бесперебойный прием организованного сброса сточных вод в объеме 116 850 куб.метров/год, в водоотводящее сооружение (ЮОК). В силу п. 2.1.2 Центр обязуется обеспечивать установленный в пунктах 2.1.1 режим приема сточных вод, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В силу п. 2.1.3 Центр обязуется осуществлять содержание водоотводящего сооружения ЮОК (чистка, углубление). В силу п. 2.2.1 Абонент обязуется осуществлять организованный сброс сточных вод в водоотводящее сооружение в объеме 116 850 куб.метров/год. 21.04.2021 между ООО «ЭкоЦентр» («Центр») и МУП «Междуреченская теплосетевая компания» («Абоент») заключен договор на прием сточных вод, согласно условиям которого Центр, эксплуатирующий Южный осушительный канал (ЮОК), обязался осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание ЮОК в состоянии, обеспечивающем транспортировку производственных сточных вод от точки подачи до точки приема на земельном участке с кадастровым номером . Абонент обязуется обеспечивать подачу в ЮОК определенного объема сточных вод и оплату указанных услуг. Центр обязуется обеспечивать бесперебойную транспортировку сточных вод в объеме не более 1 400 00 кубических метров в год, в водоотводящее сооружение (ЮОК). В силу п. 2.1.1 Центр обязуется обеспечивать бесперебойный прием организованного сброса сточных вод в объеме 1 400 000 куб.метров/год, в водоотводящее сооружение (ЮОК). В силу п. 2.1.2 Центр обязуется обеспечивать установленный в пунктах 2.1.1 режим транспортировки сточных вод, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В силу п. 2.1.3 Центр обязуется осуществлять содержание водоотводящего сооружения ЮОК (чистка, углубление). В силу п. 2.2.1 Абонент обязуется осуществлять организованный сброс сточных вод в водоотводящее сооружение в объеме 1 400 000 куб.метров/год. Согласно Постановлению № В-229-в от 11.06.2021 Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора юридическое лицо ООО «ЭкоЦентр» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно за осуществление в период с 10.07.2020 по настоящее время пользования водным объектом - р.Томь в целях сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, ответственность за которое предусмотрено ст.7.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. Согласно объяснениям директора ООО «ЭкоЦентр» от 30.07.2021 единственным видом деятельности ООО «ЭкоЦентр» является очитка русла Южного осушительного канала. Деятельность ООО «ЭкоЦентр» заключается в выполнении работ по механической уборке растительности и грунта из русла Южного осушительного канала. Данная работа по расчистке русла выполняется экскаватором (техника нанимается у сторонних организаций, последний раз около двух лет назад), куда девался грунт от расчистки русла затрудняется ответить. Растительность до настоящего времени не вырубалась. Данные работы необходимы для пропуска вод, текущих по Южному осушительному каналу, в том числе грунтовых, ливневых и сточных вод предприятий. Южный осушительный канал представляет собой земельный участок с вырытой канавой, по которому протекают грунтовые, ливневые и сточные воды. Вода течет по рельефу местности. В ноябре 2019 между комитетом по управлению имуществом и ООО «ЭкоЦентр» заключен договор аренды земельного участка под Южный осушительный канал. Ранее аналогичный договор был заключен с ООО «Центр Экологических услуг», в котором он являлся участником общества. Вторым участником общества являлся М, он же был директором общества. Ранее М являлся представителем комитета охраны окружающей среды администрации Междуреченского городского округа. ООО «ЭкоЦентр» с ПАО «Южный Кузбасс», АО «Томусинский Ремонтно-механический завод», МУП «МТСК», АО «Междуречье» заключены договоры о приемке сточных вод в 2019 за плату. Он не помнит сколько денег ему было выплачено по данным договорам. Плата осуществлялась за каждый принятый кубометр воды в Южный осушительный канал. В 2020 и 2021 гг. с ПАО «Южный Кузбасс» заключены новые договоры о транспортировке сточных вод, которые предусматривают очистку канала и пропуск по нему стоков предприятий. С ПАО «Южный Кузбасс» в 2020 за указанную деятельность начислены и в последующем выплачены около 500 000 руб. За 2021 ПАО «Южный Кузбасс» начислено около 200 000 руб. По договорам с АО «Томусинский ремонтно-механический завод» за 2020 начислено и в последующем выплачено около 130 000 руб. Помимо договора аренды земельного участка с КУМИ администрации Междуреченского городского округа других документов ООО «ЭкоЦентр» не имеет. У ООО «ЭкоЦентр» никогда не было оборудования для очистки сточных и иных вод. Никаких проектных изысканий по Южному осушительному каналу не проводилось. Разрешений на сброс сточных вод, равно как и решений о предоставлении права пользования водным объектом не имеет.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ООО «ЭкоЦентр» с 10.07.2020 осуществляет самовольное пользование водным объектом - рекой Томь в целях сброса вод в отсутствие решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование.

Изложенные выводы суда следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные ресурсы, согласно пункту 3 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, - это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) означает использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц и означает использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Водопользователь, согласно пункту 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Понятие «сточные воды» определено в пункте 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации - это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: сброса сточных вод; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Установив, что ООО «ЭкоЦентр» осуществляет деятельность по водопользованию водным объектом в отсутствие действующего разрешения, что нарушает требования Водного кодекса Российской Федерации, чем наносит вред окружающей среде, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, установив срок для исполнения шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу. Этот вывод суда мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда.

Одновременно судебная коллегия отмечает, что ссылка ответчика то, что договор между ООО «ЭкоЦентр» и МУП «Междуреченская теплосетевая компания» от 26.12.2019 расторгнут, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку между указанными лицами 21.04.2021 года заключен договор на прием сточных вод, согласно условий которого ответчик обязуется обеспечить бесперебойную транспортировку сточных вод в объеме не более 1400000 м.куб/год в ЮОК, обеспечивать режим их транспортировки, осуществлять содержание водоотводящего сооружения, что свидетельствует о продолжении осуществления ООО «ЭкоЦентр» деятельности по сбросу сточных вод в р.Томь.

Доводы о том, что согласно заключенным им договорам в его обязанности входит только транспортировка сточных вод и содержание ЮОК, отмену судебного постановления не влечет, поскольку не освобождает ответчика от выполнения требований, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды с учетом фактического осуществления им сброса загрязненных сточных вод от третьих лиц, являясь арендатором земельного участка по которому проходит Южный осушительный канал на территории Междуреченского городского округа, что подтверждается материалами дела и было установлено постановлением государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Роспотребнадзора от 11.06.2021, оставленным без изменения решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13.09.2021 года и решением Кемеровского областного суда 17.11.2021 и свидетельствует об обоснованности выводов суда.

Доводы ответчика об отсутствии сведений о наличии гидравлической связи между Южным осушительным каналом и рекой Томь судебная коллегия также не может принять во внимание, поскольку из письма Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области за -пд от 12.09.2016 следует лишь, что Департамент не располагает указанными сведениями, что не свидетельствует об отсутствии указанной связи, наличие которой было установлено судом первой инстанции на основании представленных доказательств.

Отсутствие у ООО «ЭкоЦентр» финансовой возможности для оформления и получения разрешительной документации не может служить основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, учитывая, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, основания для переоценки доказательств, которым уже была дана оценка судом первой инстанции, отсутствуют.

Иная оценка заявителем установленных судом обстоятельств не может служить основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, поскольку данное основание не предусмотрено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 08 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.В. Шульц

Судьи: Т.В. Кириллова

А.В. Сорокин

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.03.2022