ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2616/2014 от 13.11.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Судья Меркулова Е.Н. Дело № 33адм-2616/2014

 Докладчик Неволина Е.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 13 ноября 2014 года город Южно-Сахалинск

 Судебная коллегия по административным делам <адрес> областного суда в составе:

 председательствующего Неволиной Е.В.,

 судей Качура И.О. и Крылова Н.А.,

 при секретаре Капруновой Е.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> транспортного прокурора об оспаривании Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа

 по апелляционной жалобе представителя Собрания <адрес> городского округа и администрации <адрес> городского округа Г.В.Н. на решение <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявление <адрес> транспортного прокурора удовлетворено.

 Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав представителя Собрания <адрес> городского округа и администрации <адрес> городского округа Г.В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, участвующего в деле прокурора <адрес> транспортной прокуратуры К.С.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 установила:

 ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о признании Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа, утвержденных решением Собрания муниципального образования Корсаковский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ №, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.

 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что решением Собрания муниципального образования <адрес> городской округ от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованным в газете «<данные изъяты>» № (№) ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Правила землепользования и застройки <адрес> городского округа. Этими Правилами, в том числе установлены зоны объектов железнодорожного транспорта и градостроительные регламенты использования земельных участков в этой зоне. Полагал, что Правила в части установления органами местного самоуправления градостроительных регламентов для зон объектов железнодорожного транспорта приняты с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, и не соответствуют федеральному законодательству, поскольку в них предусмотрены виды использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется. Порядок и условия использования земельных участков зоны железнодорожного транспорта установлены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор уточнил заявленные требования, просил признать Правила землепользования и застройки <адрес> городского округа в части установления градостроительных регламентов зон объектов железнодорожного транспорта (ТЗ 501) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

 Определением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес> городского округа.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор К.С.Г. заявленные требования с учетом изменений поддержал. Представитель Собрания <адрес> городского округа и администрации <адрес> городского округа Г.В.Н., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился.

 Решением Корсаковского городского суда от 19 августа 2014 года заявление <адрес> транспортного прокурора удовлетворено: Правила землепользования и застройки <адрес> городского округа, утвержденные решением Собрания муниципального образования Корсаковский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления градостроительных регламентов зон объектов железнодорожного транспорта (ТЗ 501) признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия. Указано, что решение подлежит направлению в Собрание <адрес> городского округа № созыва для устранения допущенных нарушений в течение <данные изъяты> дней со дня его вступления в законную силу путем публикации сообщения о состоявшемся решении в газете «<данные изъяты>».

 Представитель Собрания <адрес> городского округа и администрации <адрес> городского округа Г.В.Н. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права. Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации - статьи 3 и 4, часть 2 статьи 30, статью 36, указывает, что установление градостроительных регламентов является обязательным для всех территориальных зон в составе правил землепользования и застройки, в том числе земель, которые предоставлены для нужд железнодорожного транспорта. Отмечает, что оспариваемыми Правилами предусмотрено, что действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

 Письменных возражений на апелляционную жалобу от участников процесса не поступило.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для отмены решения суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права.

 В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

 Часть 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.

 Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ).

 Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания <адрес> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки <адрес> городского округа. Правила опубликованы в газете «<данные изъяты>» № (№) от ДД.ММ.ГГГГ.

 Названные Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты территории <адрес> городского округа, в том числе в регламент включена зона объектов железнодорожного транспорта (ТЗ 501).

 Сахалинский транспортный прокурор, полагая, что установление в этих Правилах градостроительных регламентов в отношении зоны объектов железнодорожного транспорта (ТЗ 501) противоречит федеральному законодательству, обратился с заявлением в суд.

 Удовлетворяя заявленные Сахалинским транспортным прокурором требования и признавая Правила землепользования и застройки <адрес> городского округа в части установления градостроительных регламентов зон объектов железнодорожного транспорта (ТЗ 501) противоречащими федеральному законодательству, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статьями 27, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» и ссылаясь на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемые Правила вопреки требованиям федерального законодательства, устанавливают собственное правовое регулирование в отношении зоны железнодорожного транспорта на территории <адрес> городского округа, что является недопустимым.

 Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным, в связи со следующим.

 Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

 В соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

 Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

 Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1).

 Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

 4) видов территориальных зон;

 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч. 2 ст. 36 ГрК РФ).

 Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).

 Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

 1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

 2) в границах территорий общего пользования;

 3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

 4) предоставленные для добычи полезных ископаемых (ч. 4 ст. 36 ГрК РФ).

 Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 36 ГрК РФ).

 Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

 Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ).

 Как указано в пункте 4 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам: инженерных и транспортных инфраструктур.

 Из анализа приведенных норм Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, с учетом того, что зона объектов железнодорожного транспорта не включена в состав земель, на которые согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются, включение такой зоны в градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа соответствует действующему законодательству и является правомерным.

 Не соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что органом местного самоуправления неправомерно вопреки федеральному законодательству установлено собственное правовое регулирование видов и параметров использования земельных участков в зоне объектов железнодорожного транспорта.

 Так, согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

 Частью 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

 К землям железнодорожного транспорта согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, предназначенные для:

 1) размещения железнодорожных путей;

 2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

 Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

 Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р (в редакции от 22 марта 2014 года) утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, согласно разделу III которой размещение ряда объектов федерального транспорта требует установления зон с особыми условиями использования территорий. К таким объектам федерального транспорта относятся железнодорожные пути, аэродромы, внутренние водные пути и автомобильные дороги федерального значения.

 В этой Схеме указаны случаи, в которых устанавливаются охранные зоны железных дорог и указано, что Порядок установления и использования охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 3(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

 Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 264, которым утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

 Согласно статье 24 Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа органы местного самоуправления городского округа осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством.

 Из оспариваемых Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа усматривается, что основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне объектов железнодорожного транспорта определено размещение объектов железнодорожного транспорта; вспомогательный вид использования – размещение объектов инженерно-технического обеспечения и стоянок автомобильного транспорта; условно разрешенные виды использования – размещение объектов общественного питания, объектов торгового назначения, объектов административно-делового назначения и объектов хранения и обслуживания автомобильного транспорта.

 Установленные виды разрешенного использования не противоречат приведенным выше положениям части 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 85 и абзацу 2 пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611.

 В части 2 статьи 19 названных Правил указано, что на территории зоны транспортной инфраструктуры не допускается размещение объектов жилого и учебно-образовательного назначения.

 Подпунктом 3 части 4 статьи 12 оспариваемых Правил определено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки занятые линейными объектами (таковыми согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ являются железнодорожные линии). Эта норма Правил соответствует требованию пункта 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Как усматривается из представленной в суд апелляционной инстанции карты градостроительного зонирования территории <адрес> городского округа, для объектов транспортной инфраструктуры установлена санитарно-защитная зона, которая является зоной с особыми условиями использования территорий.

 В статье 39 Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа указано, что землепользование и застройка в зонах с особыми условиями использования территории городского округа осуществляется с соблюдением запрещений и ограничений, установленных федеральным и региональным законодательством, нормами и правилами для зон с особыми условиями использования территорий; с соблюдением требований градостроительных регламентов, утверждаемых в отношении видов деятельности, не являющихся запрещенными или ограниченными, применительно к конкретным зонам с особыми условиями использования территорий.

 В статье 40 оспариваемых Правил определено, что в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации объектов инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, исключения возможности их повреждения устанавливаются охранные зоны таких объектов (ч.1).

 Землепользование и застройка в охранных зонах указанных объектов регламентируется действующим законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами (ч.2).

 Анализ вышеназванных норм федерального законодательства и Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа свидетельствует о том, что установленные органом местного самоуправления виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов железнодорожного транспорта не противоречат требованиям федерального законодательства, не устанавливают правовое регулирование, которое бы не соответствовало приведенным выше положениям нормативных актов.

 При таких обстоятельствах, когда суд первой инстанции не проанализировал Порядок применения Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа, неправильно истолковал законы, регулирующие спорные правоотношения, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Сахалинским транспортным прокурором требований.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Корсаковского городского суда от 19 августа 2014 года отменить и принять новое, которым отказать Сахалинскому транспортному прокурору в удовлетворении заявленных требований о признании Правил землепользования и застройки <адрес> городского округа, утвержденных решением Собрания муниципального образования Корсаковский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части установления градостроительных регламентов зон объектов железнодорожного транспорта (ТЗ 501) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

 Председательствующий Е.В. Неволина

 Судьи И.О. Качура

 Н.А. Крылов