АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Панцевич И.А., судей Степновой О.Н., Пашнюк М.А., при ведении протокола секретарем Гаджиевым М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> гражданское дело по иску Сырых <данные изъяты> к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Администрации г.о. <данные изъяты> об установлении права бессрочного проезда и прохода к земельным участкам, по апелляционным жалобам ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Администрации городского округа Щелково, на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Степновой О.Н., объяснения явившихся лиц, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Администрации г.о. <данные изъяты> об установлении права постоянного бессрочного проезда и прохода к земельным участкам. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>. Для организации подъезда к данным земельным участкам есть единственно возможный вариант организации проезда по грунтовой дороге в технологической просеке ЛЭП, расположенной в границах НП «Лосиный остров». <данные изъяты> ДНП «Лосиный остров» (правопредшественник) в соответствии с условиями договора <данные изъяты> от <данные изъяты> оплатило ущерб, причиненный НП «Лосиный остров» обустройством дороги с твердым покрытием, однако обустройство так и не было выполнено ввиду отсутствия сервитута. Данная дорога используется для проезда, связанного с функционированием НП «Лосиный остров», а также ремонтными подразделениями МОЭСК для обслуживания ЛЭП. Вышеизложенное, в том числе, подтверждается письмом главного лесничего НП «Лосиный остров» в адрес ДНП «Лосиный остров», ранее владевшего земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, в котором указано: участок имеет грунтовое покрытие; данная дорога является единственной возможностью для проезда к участкам ДНП «Лосиный остров»; осуществление проезда личных автомобилей собственников земельных участков ДНП «Лосиный остров» по указанной дороге не оказывает негативного воздействия на земли Национального парка, при условии соблюдения режима особой территории. С момента получения указанного письма прошло более пяти лет, так как дорога является грунтовой, она постоянно разрушается с учетом проезда автомобилей, а также с учетом погодных условий (дожди, снег). Поскольку договор частного сервитута по настоящее время не заключен, истец не имеет возможности осуществить ремонтные дорожные работы, с учетом соблюдения режима особой охраны территории. Также, для обустройства дорожного полотна необходимо согласие собственника земельного участка. <данные изъяты> истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с заявлением о предоставлении частного сервитута на вышеуказанную дорогу и согласованием обустройства дороги с твердым асфальто-бетонным покрытием с выполнением строительно-монтажных работ при условии соблюдения режима особой охраны территории. <данные изъяты> истец обратился к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» с заявлением о предоставлении частного сервитута на вышеуказанную дорогу и согласованием обустройства дороги с твердым асфальто-бетонным покрытием с выполнением строительно-монтажных работ при условии соблюдения режима особой охраны территории. В предоставлении частного сервитута и разрешении обустройства дороги было отказано. Вышеизложенное противоречит Договору <данные изъяты> от <данные изъяты>, которым правопредшественнику было согласовано обустройство дороги, за что правопредшественник выплатил компенсацию в счет ущерба, причиненного природным комплексам при проведении работ по обустройству дороги в размере <данные изъяты>) рублей. Полагает, что отказ в предоставлении сервитута и обустройстве дороги, после получения компенсации со стороны ответчиков является недобросовестным поведением, злоупотреблением правом и отвечает признакам неосновательного обогащения. Также, ответчики своими действиями нарушают право истца на пользование своим имуществом, по настоящее время истец не имеет возможности прохода и проезда к своим участкам, не имеет возможности обустройства прохода и проезда к участкам, что существенно ухудшает и усложняет использование земельных участков по назначению. Представитель ответчика и представитель третьего лица в судебном заседании иск не признали. Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>. исковые требования удовлетворены частично. В апелляционных жалобах ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Администрация городского округа Щелково, просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Администрация городского округа Щелково доводы жалоб поддержали. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала относительно доводов жалобы. Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему. Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты> Для организации подъезда к данным земельным участкам есть единственно возможный вариант организации проезда по грунтовой дороге в технологической просеке ЛЭП, расположенной в границах НП «Лосиный остров». <данные изъяты> истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с заявлением о предоставлении частного сервитута на вышеуказанную дорогу и согласованием обустройства дороги с твердым асфальто-бетонным покрытием с выполнением строительно-монтажных работ при условии соблюдения режима особой охраны территории. <данные изъяты> истец обратился к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» с заявлением о предоставлении частного сервитута на вышеуказанную дорогу и согласованием обустройства дороги с твердым асфальто-бетонным покрытием с выполнением строительно-монтажных работ при условии соблюдения режима особой охраны территории. В предоставлении частного сервитута и разрешении обустройства дороги было отказано. Разрешая спор, суд первой инстанции, приняв во внимание заключение эксперта, определившего вариант установления сервитута, а также то обстоятельство, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о согласовании строительства дороги для проезда к своим земельным участкам, пришел к выводу о предоставлении истцу права прохода и проезда к его земельным участкам по варианту <данные изъяты>, указав, что истцом предприняты все законные способы, направленные на предоставление ему права прохода и проезда через земли НП «Лосиный остров», при этом ответчиком, не смотря на наличие возможности добровольного удовлетворения требований истца, немотивированно отказал ему в этом, чем нарушил права истца на доступ к принадлежащим на праве собственности земельным участкам, что расценено судом первой инстанции, как злоупотребление ответчиком своими правами. Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ). Таким образом, для предоставления сервитута в судебном порядке необходимо одновременное соблюдение нескольких условий: исковое заявление должно быть подано надлежащим истцом; наличие спора между собственниками земельных участком, препятствующих установлению сервитута, что предполагает досудебное обращение к собственнику другого земельного участка, за счет которого предоставляется сервитут с предложением условий прохода и проезда другого собственника к своему земельному участку; отсутствие иной объективной возможности прохода и проезда к земельному участку иначе как через представление сервитута. Согласно проведенной по делу экспертизы, экспертом выявлена необходимость установления сервитута для обеспечения прохода и проезда к участкам истца требуется на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, однако в результате сопоставления реестровых границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и границ земельных участков истца было выявлено, что установленные границы земельного участка <данные изъяты> расположены на расстоянии примерно <данные изъяты> м. от границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и в районе расположения заявленного истцом проезда установленные границы каких-либо земельных участков, в том числе земельных участков НП «Лосиный остров» отсутствуют, то есть испрашиваемый истцом земельный участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, согласно ответу на судебный запрос от <данные изъяты> Администрации г.о. Щелково по координатам, указанным в судебном запросе, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах особо охраняемой природной территории федерального значения НП «Лосиный остров» и частично в его охранной зоне. Объединенным решением исполнительных комитетов <данные изъяты> и Московского городского Совета народных депутатов от <данные изъяты>. <данные изъяты> утвержден проект планировки природного парка «Лосиный остров». Национальный парк «Лосиный остров» создан на основании Постановления Совета М. Р. от <данные изъяты>. <данные изъяты> «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты>. <данные изъяты> «О национальном парке «Лосиный остров». Границы национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны определены приложениями 2 и 3 объединенного решения исполнительных комитетов <данные изъяты> и Московского городского Совета народных депутатов от <данные изъяты>. <данные изъяты>. Решением исполнительных комитетов Московского городского и <данные изъяты>Совета народных депутатов от <данные изъяты>. <данные изъяты>, Постановлением Совета М. С. от <данные изъяты>. <данные изъяты>, Постановлением Совета М. Р. от <данные изъяты>. <данные изъяты> и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации <данные изъяты> от <данные изъяты>. <данные изъяты> границы национального парка «Лосиный остров» были уточнены. Постановлением главы администрации <данные изъяты> от <данные изъяты>. <данные изъяты> утверждены границы национального парка «Лосиный остров» в границах района на общей площади <данные изъяты> га, из которых <данные изъяты> га - земли парка, <данные изъяты> га - земли сторонних пользователей. Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанными нормативными актами, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы территории национального парка «Лосиный остров» и его зоны охраны остаются неизменными с <данные изъяты> года. В силу положений ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, Зонах с особыми условиями использования территорий. Статья 15 Закона о кадастре устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения. Границы территории национального парка «Лосиный остров» как земель с особыми условиями использования территорий, и его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм. Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах территории национального парка "Лосиный остров" или его зоны охраны не влияют на факт существования указанной территории данного национального парка и его зоны охраны в указанных границах. В соответствии с натурным описанием границ национального парка, изложенным в решении Исполкомов Московского городского и Московского Советов народных депутатов от <данные изъяты>. <данные изъяты> «<данные изъяты>», границы национального парка проходят по границе технической зоны <данные изъяты> (<данные изъяты> метров на север от оси) до Московской кольцевой автомобильной дороги, по внешней границе технической зоны Московской кольцевой автомобильной дороги <данные изъяты> м от оси) на север до пересечения с южной границей Мытищинского леспаркхоза. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Процедура внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету, а положения статьи 16 Закона о кадастре не регулируют спорные правоотношения. В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников. Поскольку национальный парк как совокупность земельных участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости - земельного участка не предусмотрена действующим законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о кадастре Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах национальных парков, вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны. Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «Лосиный остров» были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо учреждения от <данные изъяты><данные изъяты>, письмо Роснедвижимости от <данные изъяты> № <данные изъяты>). Таким образом, границы национального парка «Лосиный остров» определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем не могут изменяться по своему усмотрению органом кадастрового учета. Поскольку предоставляемый истцу земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040117:933 расположен частично в границах особо охраняемой природной территории федерального значения НП «Лосиный остров» и частично в его охранной зоне, он не может быть предоставлен истцу на правах сервитута. Суд первой инстанции, при вынесении решения указанные выше положения закона и обстоятельства фактического характер не учел и не устанавливал, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования ФИО1 оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. В иске Сырых <данные изъяты> к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Администрации г.о. <данные изъяты> об установлении права бессрочного проезда и прохода к земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенных по адресу: М.О., <данные изъяты> отказать. Председательствующий Судьи |