ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2618/2018 от 15.02.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Троицкова Ю.В. дело № 33-2618/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» февраля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.,

судей: Марчукова А.В., Гулян Р.Ф.,

при секретаре: Бобровской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда о признании незаконными действий по невыплате федеральной социальной доплаты, возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом федеральной социальной доплаты, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе ФИО1 (в лице представителя по доверенности ФИО1)

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 7 декабря 2017 года, которым:

было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований ФИО1.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда по доверенности ФИО2, полагавшую, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда о признании незаконными действий по невыплате федеральной социальной доплаты, возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом федеральной социальной доплаты и взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в 2014 г. обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, в удовлетворении которого, решением от 12 сентября 2014 г. № 471 было отказано. Однако, решением Центрального районного суда г. Волгограда от 16 ноября 2016 г. решение ГУ УПФР Центрального района г. Волгограда от 12 сентября 2014 г. № 471 было признано незаконным, выплата пенсии возобновлена.

Истец утверждала, что в декабре 2016 г. ей стало известно о наличии права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с тем, что размер пенсии не достигал величины прожиточного минимума.

В этой связи, 26 декабря 2016 г. истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением о выплате федеральной социальной доплаты к пенсии по потери кормильца.

В январе 2017 г. истцу была выплачена сумма задолженности по страховой части пенсии на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Волгограда от 16 ноября 2016 г. за период с сентября 2014 г. по 2016 г., а также получена справка с расчетом сумм, а с 1 января 2017 г. назначена федеральная социальная доплата к пенсии.

Не согласившись с размером выплаченной суммы, истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии и выплате федеральной социальной доплаты с сентября 2014 г. по 2016 г.

Однако получила отказ, со ссылкой на то, что назначение доплаты к пенсии носит заявительный характер и устанавливается с первого числа месяца следующего за месяцем подачи заявления.

Истец полагала, что действия ответчика по невыплате социальной доплаты являются незаконными и нарушают ее права в области социального обеспечения.

На основании изложенного, истец просила признать незаконными действия ответчика по невыплате федеральной социальной доплаты в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за период с 5 сентября 2014 г. по 31 декабря 2016 г., возложить на ответчика обязанность по перерасчету размера пенсии с учетом федеральной социальной доплаты, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 (в лице представителя по доверенности ФИО1) оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом неверно истолкованы фактические обстоятельства по делу, так как ранее декабря 2016 г. у нее отсутствовали основания для получения федеральной социальной доплаты. Ссылается на судебную практику других регионов по аналогичным спорам.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Порядок назначения федеральной социальной доплаты и правила обращения за ее назначением регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 г. № 805н «Об утверждении правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты».

В соответствии с п. 4 приказа Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 г. № 805н, в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению федеральных социальных доплат к пенсии; принимает заявление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии одновременно с документами, указанными в п. 13 настоящих правил; принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии; производит начисление и выплату федеральных социальных доплат к пенсии в соответствии с п. 5 и 6 настоящих правил.

Согласно п. 15 административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 22 октября 2012 г. № 330н, сроком предоставления государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты является срок, определяемый от даты обращения гражданина в территориальный орган пенсионного фонда за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии путем подачи заявления о предоставлении государственной услуги.

В соответствии с п. 39 административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 22 октября 2012 г. № 330н, основанием для начала выполнения административной процедуры по рассмотрению заявления является подача гражданином заявления.

В силу ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с соответствующим заявлением со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 4 приказа Минтруда России от 7 апреля 2017 г. № 339н «Об утверждении правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты», распространившего свое действие на правоотношения, возникшие с 6 июня 2017 г., при назначении пенсии или перевода с одного вида пенсии на другую, в заявлении проставляется отметка об установлении социальной доплаты в заявлении о назначении пенсии.

Таким образом, назначение и выплата федеральной социальной доплаты носит заявительный характер.

Обращаясь в суд, истец утверждала, что в январе 2017 г. ей была выплачена сумма задолженности по страховой части пенсии по случаю потери кормильца за период с сентября 2014 г. по декабрь 2016 г.

Однако, федеральная социальная доплата за тот же период времени не была выплачена.

Так как размер страховой пенсии по потери кормильца составлял менее величины прожиточного минимума, ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате федеральной социальной доплаты за период с сентября 2014 г. по декабрь 2016 г.

Согласно ответу ОПФР по Волгоградской области от 30 марта 2017 г. № К-1252-819/14 истцу было отказано в выплате федеральной социальной доплаты за вышеуказанный период, поскольку назначение доплаты к пенсии носит заявительный характер, выплата устанавливается с первого числа месяца следующего за месяцем подачи заявления.

26 декабря 2016 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате федеральной социальной доплаты.

В соответствии со справкой ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда № 15952/17 от 12 января 2017 г. размер страховой пенсии истца по случаю потери кормильца составляет 7834 рубля 57 копеек.

Согласно ответу ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда К -1395-186/14 от 19 октября 2017 г., истцу установлена федеральная социальная доплата с 1 января 2017 г.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 г. № 805н «Об утверждении правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты», административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии, утвержденным приказом Минтруда России от 22 октября 2012 г. № 330н и исходил из того, что назначение федеральной социальной доплаты носит исключительно заявительный характер. Поскольку с заявлением о выплате федеральной социальной доплаты истец обратилась лишь 26 декабря 2016 г., оснований для назначения и выплаты социальный доплаты за прошедший период времени не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих факт обращения к ответчику с соответствующим заявлением ранее 26 декабря 2016 г., в материалы дела не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действия ответчика по невыплате федеральной социальной доплаты и возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом федеральной социальной доплаты.

Так как заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, суд правомерно отказал в удовлетворении производных требований истца о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения являются необоснованными, поскольку назначение федеральной социальной доплаты носит заявительный характер. Однако ранее 26 декабря 2016 г. истец не обращалась к ответчику с соответствующим заявлением.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для обращения за федеральной социальной доплатой в ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда ранее декабря 2016 г., является несостоятельной, поскольку истец не была лишена права одновременно с подачей заявления о возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца в 2014 г., обратиться с заявлением о назначении федеральной социальной доплаты.

Утверждение в апелляционной жалобе на судебную практику других регионов РФ по делам аналогичной категории не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку решения приняты в отношении иных лиц, по иным обстоятельствам и не имеют отношения к рассматриваемому спору.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, и по сути повторяют позицию истца в суде первой инстанции.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 7 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда о признании незаконными действий по невыплате федеральной социальной доплаты, возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом федеральной социальной доплаты, взыскании судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 (в лице представителя по доверенности ФИО1) оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>