ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2622/2017 от 13.06.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-2622-2017

судья Клинов А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Усольцевой С.Ю.

судей краевого суда Чайкиной Е.В., Карабельского А.А.

при секретаре Галицкой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 13 июня 2017 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник», Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, о признании действий и решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, компенсации морального вреда и судебных расходов,

по апелляционной жалобе представителя ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» ФИО13

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 20 июня 2016 года, которым постановлено исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 удовлетворить частично,

Признать незаконными уведомления об изменении условий трудового договора, выданные истцам 12 августа 2015 года ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник».

Признать незаконными дополнительные соглашения от 12 октября 2015 года к трудовым договорам истцов.

Обязать ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» доначислить и выплатить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 доплату за работу в сельской местности и или поселке городского типа в размере 25% к окладу за период с октября 2015 года по декабрь 2015 года включительно.

Обязать ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы истцам при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, в соответствии с договорами, заключенными с работниками и действующим законодательством.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края профинансировать ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» для выплаты истцам недоначисленной и невыплаченной доплаты за работу в сельской местности и (или) поселке городского типа в размере 25% к окладу за период с октября 2015 года по декабрь 2015 года включительно.

Взыскать с ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 компенсацию морального вреда в размере 5.000 каждой.

Взыскать с ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 судебные расходы в размере 2.000 каждой.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Определением суда от 28 октября 2016 года устранена описка указанием в тексте решения суда фамилии истца «Катышева» вместо «Коктышева».

Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с указанными исковыми заявлениями, мотивируя свои требования тем, что работали воспитателями в Государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Первомайский детский дом» с разных периодов времени. В должностные обязанности истцов, кроме функций воспитателя, входили функции по организации учебно-воспитательного процесса в группе, контроль учебы и поведения детей в школе. Дополнительным соглашением от 01 января 2015 года истцам установлен должностной оклад в размере 7.100 руб., с учетом доплаты в размере 25% за работу в сельской местности. В последующем, с 15 апреля 2015 года полномочия учредителя образовательного учреждения от Министерства образования науки и молодежной политики переданы Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, образовательное учреждение переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» Забайкальского края (далее - ГУСО «Первомайский ЦПДОПР «Родник», Учреждение). Работодателем 12 августа 2015 года истцам вручено уведомление об изменении условий трудового договора с 12 октября 2015 года, дополнительным соглашением от 12 октября 2015 года должностной оклад воспитателей снижен до 5.470 руб., с исключением доплаты в размере 25% к окладу за работу в сельской местности. Считают заключение указанного дополнительного соглашения незаконным, нарушающим нормы Трудового кодекса РФ, Закона Забайкальского края №964 от 09 апреля 2014 года «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» в связи с тем, что отсутствует указание на причины изменения условий трудового договора. Незаконными действиями работодателя: изданием незаконных актов, угрозами увольнения в случае отказа от подписания дополнительных соглашений, снижением размера заработной платы им причинены нравственные страдания, моральный вред.

Уточнив исковые требования, просили признать незаконными дополнительные соглашения от 12 октября 2015 года, заключенные между ответчиком и истцами с каждым в отдельности; признать незаконным уведомления об изменении условий трудовых договоров работников; признать незаконным применение с 12 октября 2015 года нового штатного расписания с указанием оклада по должности воспитателя в размере 5.470 руб., доплат, компенсационных и стимулирующих выплат, не предусмотренных трудовыми договорами истцов; признать незаконным отмену доплаты за работу в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) в размере 25% к окладу за период с августа по декабрь 2015 года педагогическим работникам, которыми являются истцы. Возложить на работодателя обязанность начислить и выплатить доплату за работу в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) в размере 25% к окладу за период с августа по декабрь 2015 года каждому из истцов; в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы работникам, занимающим должность воспитателя при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц, в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с истцами и действующим законодательством. Возложить обязанность на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края профинансировать ГУСО «Первомайский ЦПДОПР «Родник» для выплаты недоначисленной и невыплаченной доплаты за работу в сельской местности и (или) поселках городского типа (рабочих поселках) в размере 25% от оклада за период с августа по декабрь 2015 года педагогическим работникам, занимающим должность воспитателя, в случае недостаточности у работодателя денежных средств. Взыскать с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5.000 руб., судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 1.000 руб. в пользу каждого истца (т.1 л.д.193-195).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе директор ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» ФИО13 просит решение суда отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права. Полагает выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Вывод суда о том, что изменение прямой подчиненности учреждения не может расцениваться как изменение структурной реорганизации производства ошибочен, так как перечень организационных условий, указанный в п.74 Трудовом кодексе РФ, является открытым, и к ним могут быть отнесены не только изменения в структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или конкретные должности, но и изменение режимов труда и отдыха. Не соответствуют материалам дела выводы суда об отсутствии доказательств того, что со сменой собственника имущества ответчика и его подведомственности произошли изменения организационных условий труда истцов. В суд были представлены документы и сведения, подтверждающие изменения режима труда – увеличение рабочего времени с 30 часов до 36 часов в неделю, установленную для воспитателей государственных учреждений социального обслуживания, в связи с изменением подведомственности. В Учреждении проведена реорганизация системы оплаты труда в соответствии с системой, действующей в государственных учреждениях социального обслуживания. Истцы были уведомлены об изменении продолжительности рабочего времени, без изменения трудовой функции работников. Должностные оклады истцов установлены в соответствии с действующим законодательством: приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края №926 от 23 декабря 2015 года, которым утверждено примерное Положение об оплате труда работников государственных учреждений обслуживания. Сохранение прежних условий трудовых договоров о продолжительности рабочего времени, о доплате за работу в сельской местности, не было возможным в связи со сменой подведомственности. Доплата за работу в сельской местности и поселках городского типа в размере 25% от оклада определена для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, ГУСО «Первомайский ЦПДОПР «Родник» является учреждением социального обслуживания, на педагогических работников которого не распространяется норма о доплате за работу в сельской местности и поселка городского типа. Дополнительное соглашение к трудовым договорам было подписано истцами добровольно, доказательств оказания на них какого-либо давления не представлено. Уровень заработной платы, получаемой истцами, не изменился, изменился ее состав. Резолютивная часть решения суда сформулирована не корректно, поскольку указание на возложение на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц в соответствии с договором и действующим законодательством неправомерна, поскольку начисление заработной платы производится надлежащим образом, в соответствии с трудовыми договорами и законом. Работодателем соблюдены требования для изменения условий труда, нарушений прав работников допущено не было. Соответственно, работникам не был причинен моральный вред. Размер взысканной компенсации морального вреда не соответствует степени нравственных страданий истцов, не отвечает принципу разумности и справедливости.

В судебное заседание не явились участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции надлежащим образом. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав приобщенные к материалам дела в порядке абз.2 ч.1 ст.327.1 ГПК РФ представленные по запросу суда первой инстанции Министерством социальной защиты населения Забайкальского края дополнительные доказательства: копии приказа Министерства №1072 от 04 сентября 2014 «Об утверждении Примерного Положения об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края» (т.2 л.д.54-79), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Основания для отмены решения суда первой инстанции предусмотрены в ст.330 ГПК РФ, к ним отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела, что выразилось в нижеследующем.

Суд, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из нарушения работодателем ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при изменении условий оплаты труда истцов и незаконности отмены 25%-й надбавки к должностному окладу истцов при неизменности их трудовых функций, причинении истцам работодателем морального вреда незаконными действиями.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они постановлены без учета фактических обстоятельств дела, представленных в дело доказательств и норм материального права.

Как следует из материалов дела, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 с разных периодов времени работали в должности воспитателей в Государственном образовательном учрежденим для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Первомайский детский дом». Заработная плата истцов определена с 01 января 2015 года с учетом оклада в размере 7.100 руб., районного коэффициента в размере 40%, надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае – 30%, за работу в сельской местности – 25%, за специфику работы, за выслугу лет.

На основании приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края №399 от 02 апреля 2015 года изменен вид учреждения и произведено его переименование в Государственное учреждение социального обслуживания «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» (т.1 л.д.183).

В соответствии с Уставом ГУСО «Первомайский ЦПДОПР «Родник» Забайкальского края является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения осуществления Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функции учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (т.1 л.д. 155).

Вышеизложенное свидетельствует об изменении подведомственности Учреждения со 02 апреля 2015 года и приобретении им статуса социального учреждения.

Согласно ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изменение статуса учреждения и его подчиненности от Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края не прекращает действия трудовых договоров с истцами, но в то же время свидетельствует об организационных изменениях, подтвержденных документально названным выше приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края №399 от 02 апреля 2015 года, лицензией (т.1 л.д.184), Уставом (т. 1 л.д.154-161), Коллективным договором (т.1 л.д.162-175), штатным расписанием, введенным с 12 октября 2015 года (т.1 л.д.181-182).

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 01 октября 2009 года №1128-О-О, установление системы оплаты труда относится к полномочиям работодателя, который реализует их по согласованию с представительным органом работников при заключении коллективного договора или с учетом мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу частей 1 и 2 данной нормы заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особенности установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определены в статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Исходя из положения Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 года №964-ЗЗК (в редакции, действовавшей на 2015 год) «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» и в соответствии с Уставом Учреждения исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений, утверждают примерные положения об оплате труда работников краевых учреждений.

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, реализуя названное право на определение оплаты труда работникам государственных учреждений, приказом №1072 от 04 сентября 2014 года утвердило Примерное Положение об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края, которым установлен рекомендуемый размер оклада работников отнесенных к профессиональным квалификационным группам должности «воспитатель», занимаемую истцами, в размере 5.470 руб. При этом п.2.8 Положения предусмотрено повышение на 25% окладов специалистов учреждений, работающих только в сельской местности.

В целях приведения в соответствие условий оплаты труда истцов с приказом Министерства №1072 от 04 сентября 2014 года им 12 августа 2015 года им работодателем были вручены уведомления об изменении должностного оклада, размера компенсационных и стимулирующих выплат, продолжительности рабочего времени, из которых следует, что должностной оклад воспитателя составит 5.470 руб., выплаты компенсационного характера: за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%, за специфику работы (девиантность) – 20%, районный коэффициент – 40%, процентная надбавка (за непрерывный стаж работы) – 30%, с прекращением начисления процентной надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. Изложенное отражено в дополнительных соглашениях к трудовым договорам, которые истцами подписаны. Перечисленные факты подтверждают осведомленность истцов об изменении существенных условий трудового договора и свидетельствуют о желании продолжить трудовые отношения в таких условиях.

Следует отметить, что Учреждение, в котором осуществляют трудовую деятельность истцы, расположено в поселке городского типа Первомайский и отнесено согласно описанию границ к территории городского поселения «Первомайское» в соответствии с положением Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №317-ЗЗК «О границах сельских и городских поселений Забайкальского края» и сельским не является. В то время как согласно п.2.8 Примерного Положения об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края оклады (должностные оклады) повышаются на 25% только специалистам учреждений, работающим в сельской местности (т.2 л.д.34).

Повышение окладов (должностных окладов) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) на 25 процентов в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» предусмотрено Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12 мая 2015 года №411 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края» и на истцов не распространяется, поскольку с октября 2015 года они работают в Учреждении, не относящимся к подведомственности данного Министерства, о чем они были своевременно и надлежащим образом извещены.

Исходя из изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности изменения существенных условий трудовых договоров истцов, прекращения им доплаты за работу в сельской местности в размере 25% при отсутствии к тому причин, неизменности выполняемых ими функций является ошибочным.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами, судебная коллегия находит, что состоявшее по делу решение требованиям законности и обоснованности не отвечает, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в удовлетворенной части.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 20 июня 2016 года отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12:

о признании незаконными: уведомлений об изменении условий трудового договора, выданные 12 августа 2015 года ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник»; дополнительных соглашений от 12 октября 2015 года к трудовым договорам;

о понуждении ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» доначислить и выплатить истцам доплату за работу в сельской местности и или поселке городского типа в размере 25% к окладу за период с октября 2015 года по декабрь 2015 года включительно; в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы истцам при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, в соответствии с договорами, заключенными с работниками и действующим законодательством;

понуждении Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края профинансировать ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» для выплаты истцам недоначисленной и невыплаченной доплаты за работу в сельской местности и (или) поселке городского типа в размере 25% к окладу за период с октября 2015 года по декабрь 2015 года включительно;

взыскания с ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» в пользу истцов компенсации морального вреда в размере 5.000 каждой;

взыскания с ГУСО «Первомайский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» в пользу истцов судебных расходов в размере 2.000 каждой.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исков в указанной части.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя ответчика ФИО13 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи