ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2623/2013 от 21.08.2013 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья . дело №33-2623/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 21 августа 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Спрыгиной О.Б.,

судей областного суда: Поляковой К.В., Радкевича А.Л.,

при секретаре Ковалевой А.П.,

заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе представителя МКОУ «Трехпротокская СОШ» по доверенности ФИО1 на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 03 июля 2013г. по делу по иску прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, государства и общества к МКОУ «Трехпротокская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить полную комплектность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями,

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора Приволжского района Астраханской области Сафонов Н.Н. обратился в суд с иском к МКОУ «Трехпротокская СОШ» об обязании обеспечить комплектность библиотечного фонда, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что учащиеся ответчика не в полном объеме обеспечены бесплатными учебниками и учебными пособиями. В соответствии с Уставом ответчик обеспечивает получение обучающимися общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При численности учащихся в учреждении в количестве ** человек в (дата) при наличии суммы субвенции в размере ** руб. и потребности школы в учебниках в ** экз., в (дата) – суммы субвенции – ** руб. при потребности в ** экз., субвенция школой не учебники не расходовалась. На указанные денежные средства были приобретены верстаки, швейный машины, спортивный инвентарь. Полагают, что школа обязана принять меры к укомплектованию библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями, исходя из необходимых запросов. При указанных обстоятельствах просили обязать ответчика обеспечить полную комплектность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к (дата)

Определением Приволжского районного суда Астраханской области от 19 июня 2013г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образовании и науки Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФИО1 и представитель третьего лица Управления образования, молодежной политики и спорта администрации МО «Приволжский район» ФИО3 в судебном заседании возражали против заявленных требований.

Представители Министерства образования и науки Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области участия в судебном заседании не принимали.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 03 июля 2013г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель МКОУ «Трехпротокская СОШ» по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, указав, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении Министерства образовании и науки Астраханской области в качестве ответчика по данному делу. Полагает, что именно Министерство осуществляет финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Выделенные средства на (дата) обеспечение библиотечного фонда были значительно ниже необходимого. Неверны выводы суда о том, что прокурор может подавать иск преждевременно, на (дата) проверка проведена не была, данный учебный год еще не наступил и у ответчика имеется время для надлежащего выполнения требований законодательства.

На заседание судебной коллегии представители Министерства образования и науки Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области, будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили, представитель Министерства финансов Астраханской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика по делу, выслушав представителей МКОУ «Трехпротокская СОШ» ФИО1 и Управления образования, молодежной политики и спорта администрации МО «Приволжский район» ФИО3, поддержавших жалобу, прокурора Остроухову Н.В., возражавшую относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду его законности и обоснованности.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка на предмет выполнения действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МКОУ «Трехпротокская СОШ» учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, в ходе которой установлено, что администрацией МКОУ «Трехпротокская СОШ» не обеспечена полная комплектность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы. При численности учащихся в МКОУ «Трехпротокская СОШ» в количестве ** человек, в (дата) при наличии суммы субвенции в размере ** руб. и потребности школы в учебниках в ** экземпляров, в (дата) суммы субвенции ** руб. при потребности в ** экземпляров, субвенция школой на учебники не расходовалась.

Сторонами не оспаривалось, что на день вынесения решения судом первой инстанции учебники в требуемом объеме в образовательное учреждение не поступили, учебниками и учебными пособиями остаются не укомплектованы 6-11 классы.

Обращаясь с иском в суд, прокурор ссылался на системное толкование положений статей 5, 32, 50 Закона РФ «Об образовании», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», согласно которым государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования; образовательные учреждения самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования; в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам: обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек. В то время как учащиеся МКОУ «Трехпротокская СОШ» обеспечены учебниками и учебными пособиями в неполном объеме, что нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что, несмотря на установленную действующим законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МКОУ «Трехпротокская СОШ» не обеспечило оснащение образовательного процесса, не имеет обеспеченность бесплатными учебниками на 100% учащихся по всем обязательным предметам, неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся, согласился с доводами прокурора, на основании чего посчитал иск подлежащим удовлетворению.

С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010г. №986 утверждены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Согласно пункту 1 названных Требований Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.

Согласно пункту 4 Федеральных требований требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают, в том числе, наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Согласно пункту 1 указанного Стандарта федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать согласно пункту 24 Стандарта возможность обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Согласно пункту 26 вышеназванного Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

В силу вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком, в обязанности которого входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, нарушаются требования действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МКОУ «Трехпротокская СОШ» учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, поскольку учащиеся этой школы не обеспечены бесплатными учебниками в необходимом объеме. Не опровергнуты данные выводы суда и на заседании судебной коллегии.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил юридически значимые обстоятельства и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права; решение является законным и обоснованным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.

Ссылка в апелляционной жалобе на не привлечение по делу в качестве ответчика Министерства образовании и науки <адрес> по существу сводятся к обоснованию довода заявителя о том, что МКОУ «Трехпротокская СОШ» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

По мнению судебной коллегии такие ссылки не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления в апелляционном порядке по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72).

Законом РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (статья 31).

Аналогичные положения приведены в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения; к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.

В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Решение в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принято судом по заявленным требованиям, источник финансирования образовательного процесса в названной в иске школе не являлся предметом судебного разбирательства. Названным Федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления - только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в том числе для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.).

Судебная коллегия также соглашается с оценкой суда первой инстанции доводам стороны ответчика о преждевременности иска до начала учебного года (дата) поскольку требования, содержащиеся в исковом заявлении, направлены на предупреждение повторения нарушений в будущем учебном году (угрозы нового нарушения).

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

Решение Приволжского районного суда Астраханской области от 03 июля 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя МКОУ «Трехпротокская СОШ» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.