Судья – Данилейченко И.Н. Дело № 33-26253/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Кудинова А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.,
с участием прокурора Жилинской Л.С.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Краснодарского транспортного прокурора Борисихина С.С. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 01 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Краснодарский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ИП < Ф.И.О. >5 о признании незаконным бездействия по недопущению нарушений законодательства, регламентирующего безопасную эксплуатацию пассажирских судов ПС-4, ПС-5, и лицензионного законодательства при осуществлении пассажирских перевозок морским транспортом.
Решением Ейского городского суда от 01 октября 2013 года заявленные исковые требования удовлетворены в части. На < Ф.И.О. >5 возложена обязанность установить на принадлежащих ему на праве собственности теплоходах ПС-4 и ПС-5 спутниковую систему «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS» до 31 декабря 2013 года, нанести на агрегаты, устройства и иные изделия судна соответствующую маркировку, надписи и указатели для четкого обеспечения всех видов действий в борьбе за живучесть судна. На < Ф.И.О. >5, возложена обязанность обеспечить постоянную готовность спасательных средств по борьбе за живучесть, обеспечив легкий доступ пассажиров к спасательным средствам на т\х ПС-4 и ПС-5, обеспечить подготовку экипажа т ПС-4 и ПС-5 к борьбе за живучесть судна. Кроме того, на < Ф.И.О. >5 возложена обязанность принять меры к недопущению эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности т\х ПС-4 и ПС-5 при осуществлении перевозок пассажиров с превышением норм пассажировместимости, указанных в судовых документах. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном представлении транспортный прокурор Борисихин С.С. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить, удовлетворив требования искового заявления в полном объеме.
Исследовав материалы гражданского дела, проверив и обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора Жилинской Л.С., судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Как следует из материалов дела, Краснодарской транспортной прокуратурой совместно со специалистами контролирующих органов проведена проверка по обращению администрации муниципального образования Ейский район о нарушении ИП < Ф.И.О. >5 требований действующего законодательства при осуществлении перевозок пассажиров водным транспортом, в ходе которой установлено, что ИП < Ф.И.О. >5 на праве собственности принадлежат т/х ПС-4 и ПС-5, на которых < Ф.И.О. >5 осуществляет лицензируемый вид деятельности – перевозку пассажиров в акватории Ейского лимана Азовского моря.
ДАТА Южным управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ИП < Ф.И.О. >5 выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров морским транспортном на т/х ПС-4 и ПС-5 НОМЕР; срок действия лицензии определен до ДАТА, место осуществления лицензионного вида деятельности: Краснодарский АДРЕС, район плавания судов лицензиата установлен судовыми документами т/х ПС-4 и ПС-5.
Свидетельством о классификации т/х ПС-4 от ДАТА НОМЕР и свидетельством о классификации т/х ПС-5 от ДАТА НОМЕР указанным судам установлен район плавания, в который входит Ейский лиман Азовского моря, разрешается передвижение по акватории Ейского лимана Азовского моря в светлое время суток в период с мая по сентябрь по маршруту «Ейская коса – остров Ейская коса» и обратно, для посадки и высадки пассажиров допускается причаливание к необорудованным причалом берегу.
Пассажирским свидетельством т/х ПС-4 от ДАТА НОМЕР и пассажирским свидетельством т/х ПС-5 от ДАТА НОМЕР определенно, что на указанных судах разрешено перевозить до 70 пассажиров.
В ходе проведенной проверки выявлены факты осуществления перевозок пассажиров с превышением пассажировместимости.
Кроме того, как установлено, в период нахождения указанных судов у причала, расположенного возле гостиницы «<...>» по адресу: АДРЕС, на т/х ПС-4 выявлены следующие несоответствия требованиям Технического регламента: в нарушение п. 108 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 620, на судне не установлена аппаратура спутниковой навигации «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS»; в нарушение п. 128 Технического регламента, на изделиях судна отсутствует соответствующая маркировка, а также надписи и указатели для четкого обеспечения всех действий по борьбе за живучесть судна; в нарушение п. 65 Технического регламента, на судне не предусмотрены дыхательные аппараты для аварийной эвакуации (самоспасатели); в нарушение п. 72 Технического регламента, на судне отсутствует проект электрической установки и не проведены ее испытания; в нарушении пп. г, е п. 116 Технического регламента, не судне не обеспечена постоянная готовность к действию спасательных средств по борьбе за живучесть, доступ пассажиров к спасательным жилетам затруднен, количество находящихся на борту спасательных средств реально не могло обеспечить безопасность всех людей находящихся на момент проверки на борту данного судна; экипаж судна не подготовлен к борьбе за живучесть судна, поскольку экипажем не отрабатываются действия по тревогам, об этом свидетельствует отсутствие соответствующих записей и отметок в вахтенном журнале.
Аналогичные нарушения требований Технического регламента выявлены в ходе проверки на т/х ПС-5.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, прогулочное судно – судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
В соответствии со ст. 3 Кодекса торгового мореплавания РФ, правила, правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.
В соответствии с Перечнем внутренних водных путей РФ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р, на территории Краснодарского края находятся водные пути по рекам: Кубань от г. Усть-Лабинск до устья (г. Темрюк); Протока от истока (р. Кубань 125 км.) до устья (пос. Ачуево), а так же к внутренним водным путям отнесена акватория Краснодарского водохранилища. Таким образом, Ейский лиман не отражен в указанном перечне и не является внутренними водными путями.
В силу пп.пп. «а, е» п. 5 и п 6 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06 марта 2012 года № 193, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, являются: наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 620; наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно п. 4 Технического регламента в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.
Распоряжением Минтранса РФ от 11 ноября 2002 года № НС-137-р «Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов» утверждены Правила Российского речного регистра, на основании которых федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (Российским речным регистром) осуществляется классификация судов.
Как установлено в ходе проверки, суда ПС-4 и ПС-5 являются речными судами и могут осуществлять плавание по внутренним водным путям бассейнов разряда «Р», однако на основании документального обоснования эксплуатации т/х ПС-4 и ПС-5 в Ейском лимане Азовского моря, согласованного письмом «ДКИ-Ф-112 от 25.02.2005, Российским речным регистром в классификационных свидетельствах данных судов отражено, что указанные пассажирские суда могут осуществлять плавание в Ейском лимане Азовского моря в светлое время суток в период с мая по сентябрь по маршруту Ейская коса - остров Ейская
Согласно п. 7.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания (том 1 Правил РРР) классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.
Вместе с тем, в соответствии с Перечнем внутренних водных путей РФ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р, на территории Краснодарского края находятся водные пути по рекам: Кубань от г. Усть-Лабинск до устья (г. Темрюк); Протока от истока (р. Кубань 125 км.) до устья (пос. Ачуево), а так же к внутренним водным путям отнесена акватория Краснодарского водохранилища.
Таким образом, Ейский лиман Азовского моря не относится к внутренним водным путям РФ, а является участком с морским режимом судоходства.
Судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства и приведенные положения действующего законодательства оставлены без внимания и должной правовой оценки.
Таким образом, учитывая представленные материалы, а так же то, что эксплуатация указанных судов с нарушениями законодательства о безопасности эксплуатации пассажирских судов и лицензионных требований по перевозке пассажиров морским транспортом ставит под угрозу жизнь и здоровье, как пассажиров, так и экипажа судов ПС-4 и ПС-5, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ейского городского суда Краснодарского края от 01 октября 2013 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении искового заявления Краснодарского транспортного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление Краснодарского транспортного прокурора Борисихина С.С. удовлетворить.
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 01 октября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие ИП < Ф.И.О. >5 по недопущению нарушений законодательства, регламентирующего безопасную эксплуатацию пассажирских судов ПС-4 и ПС-5 и лицензионного законодательства при осуществлении пассажирских перевозок морским транспортом.
Обязать ИП < Ф.И.О. >5 устранить выявленные в ходе прокурорской проверки ДАТА на т/х ПС-4 и ПС-5 нарушения действующего законодательства.
Приостановить деятельность по перевозке пассажиров на т/х ПС-4 и ПС-5 до устранения указанных нарушений законодательства.
Председательствующий:
Судьи: