Дело № 33-2635 судья Кирилина И.Н. 2015 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Комаровой Ю.В. и Беляк А.С.,
при секретаре Денисенко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
20 августа 2015 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по апелляционным жалобам Широбоковой Т.Т. и главы <адрес> сельского поселения
на решение Конаковского городского суда Тверской области от 13 февраля 2015 г., которым постановлено:
«Исковые требования Широбоковой Т.Т. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Совета Депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном освобождении депутата Широбоковой Т.Т. от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя «Главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе муниципального образования «<адрес> сельское поселение <адрес>».
Признать незаконным распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ Главы муниципального образования «<адрес> сельское поселении» «Об увольнении заместителя главы поселения Широбоковой Т.Т.».
Признать незаконным увольнение на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Главы муниципального образования «<адрес> сельское поселении» «Об увольнении заместителя главы поселения Широбоковой Т.Т.».
Изменить формулировку основания увольнения Широбоковой Т.Т., считать Широбокову Т.Т. освобожденной от должности заместителя главы муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в связи с истечением срока полномочий на основании части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дату увольнения изменить на ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Администрации <адрес> сельского поселения в пользу Широбоковой Т.Т. заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №, компенсацию морального вреда в размере №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Широбокова Т.Т. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к администрации <адрес> сельского поселения, Совету депутатов <адрес> сельского поселения и главе <адрес> сельского поселения о признании незаконным увольнения на основании распоряжения главы муниципального образования «<адрес> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на главу <адрес> сельского поселения возместить неполученный за все время задержки выдачи трудовой книжки заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №, внести в трудовую книжку измененную запись об увольнении с указанием правового основания увольнения, предусмотренного Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, с указанием даты увольнения ДД.ММ.ГГГГ, выплатить компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного увольнения и задержки выдачи трудовой книжки, в размере №. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была назначена в аппарат Совета депутатов муниципального образования «<адрес> сельское поселение» на должность заместителя главы поселения на постоянной основе. Основанием приема на работу в аппарат Совета депутатов явилось распоряжение главы <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ В трудовой книжке произведена запись под №. Решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> сельское поселение <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ она была досрочно освобождена от осуществления должностных полномочий на постоянной профессиональной основе по замещаемой должности заместителя главы <адрес> сельского поселения. На основании решения Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ издал распоряжение № о ее увольнении. С решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ она, как депутат, ознакомлена не была, с распоряжением главы муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена под роспись только ДД.ММ.ГГГГ Также ДД.ММ.ГГГГ ей была передана трудовая книжка, в которой была сделана запись о ее увольнении под №. Считает, что основание, по которому ее уволили, не соответствует действующему законодательству, дата увольнения должна быть изменена на дату выдачи трудовой книжки. Просит признать решение Совета депутатов муниципального образования «<адрес> сельское поселение <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение главы муниципального образования «<адрес> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ и ее увольнение на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать главу муниципального образования «<адрес> сельское поселение» внести в трудовую книжку запись с указанием правильной и соответствующей федеральному закону формулировкой причины увольнения, издать приказ с указанием нового дня увольнения, соответствующего дате внесения изменения записи в трудовую книжку, взыскать с администрации <адрес> сельского поселения заработную плату за время вынужденного прогула с момента увольнения по момент прекращения ее полномочий, включая положенные при увольнении компенсационные выплаты, и компенсацию морального вреда за причиненный в результате незаконного увольнения, задержки выдачи трудовой книжки и внесение в нее неправильной и несоответствующей законодательству формулировку увольнения в размере №.
В судебном заседании истец Широбокова Т.Т. и ее представитель адвокат Титова Н.И. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Никитин В.В. возражал по заявленным требованиям, пояснив, что нарушений действующего законодательства при освобождении истца от замещаемой должности заместителя главы поселения, исполняемых на профессиональной (постоянно) основе, Советом депутатов муниципального образования «<адрес> сельское поселение» допущено не было. Кроме того, заявил ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд по заявленным требованиям.
Ответчик глава <адрес> сельского поселения Федосеев В.П., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил. Представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что Совет депутатов <адрес> сельского поселения, принимая решение № о досрочном освобождении депутата Широбоковой Т.Т. от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, действовал в пределах предоставленных ему полномочий. Широбокова Т.Т. была надлежащим образом извещена о созыве Совета депутатов <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ В данном случае прекращение полномочий депутата, действующего на постоянной основе, не могут ограничиваться требованиями трудового законодательства, нормы которого применяются в части, неурегулированной специальными нормами права. Срок полномочий Широбоковой Т.Т. в должности заместителя главы поселения на постоянной основе не мог превышать срока ее полномочий как депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, который истек ДД.ММ.ГГГГ Широбокова Т.Т. была ознакомлена с решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> сельское поселение <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением главы муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении заместителя главы поселения Широбоковой Т.Т.» в конце ДД.ММ.ГГГГ С указанного времени перестала являться на работу. Трудовая книжка в Совет депутатов <адрес> сельского поселения истцом не предоставлялась. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ответчик Совет депутатов <адрес> сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Широбокова Т.Т. ставит вопрос об изменении решения суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за время задержки выдачи трудовой книжки по вине работодателя и внесении в трудовую книжку неправильной или несоответствующей федеральному законодательству формулировки причины увольнения по день внесения новой записи, и в части размера компенсации морального вреда, и принятии по делу в указанной части решения об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Вывод суда об отсутствии вины работодателя в задержке выдачи трудовой книжки не соответствует действительности. Отказывая во взыскании среднего заработка за время задержки выдачи трудовой книжки, суд не дал оценки тому обстоятельству, что ДД.ММ.ГГГГ в ее трудовую книжку была внесена неверная запись об увольнении. Кроме того, принимая решение об изменении формулировки увольнения, признав ее незаконной, суд не разрешил вопроса о выплате компенсации, предусмотренной статьей 234 Трудового кодекса РФ. Взысканная сумма компенсации морального вреда не соответствует объему и характеру причиненных ей нравственных страданий, степени вины работодателя. Судом не было учтено, что она не была простым работником, а занимала должность заместителя главы сельского поселения, незаконное увольнение подорвало ее авторитет как среди односельчан, так и среди руководства <адрес> и <адрес>, работодатель не признал свою вину в незаконном увольнении.
В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, глава <адрес> сельского поселения Федосеев В.П. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В жалобе, ссылаясь на те же обстоятельства, которые приводились ответчиком в суде первой инстанции в обоснование возражений на заявленные исковые требования, указывает, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Совет депутатов <адрес> сельского поселения в пределах своих полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, принял Положение о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности <адрес> сельского повеления, и на основании пункта 10 статьи 4 данного Положения принял решение о досрочном освобождении истца от осуществления должностных полномочий на постоянной профессиональной основе по замещаемой должности заместителя главы <адрес> сельского поселения по представлению главы <адрес> сельского поселения, обнародованному ДД.ММ.ГГГГ Широбокова Т.Т. была надлежащим образом извещена о созыве Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ
В заседание суда апелляционной инстанции глава <адрес> сельского поселения и представитель Совета депутатов <адрес> сельского поселения, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причин неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались. При таких обстоятельствах с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения истца Широбоковой Т.Т. и ее представителя адвоката Титовой Н.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы истца, и возражавших по доводам апелляционной жалобы главы <адрес> сельского поселения, представителя ответчика администрации <адрес> сельского поселения Никитина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы главы <адрес> сельского поселения и возражавшего по доводам апелляционной жалобы истца, исследовав доказательства, принятые в качестве новых по причине неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что Широбокова Т.Т. – депутат Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ – решением указанного Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ была избрана из числа депутатов заместителем главы <адрес> сельского поселения, а решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ – заместителем главы <адрес> сельского поселения, работающим на постоянной основе, и с этого времени постоянно осуществляла организацию деятельности указанного представительного органа.
ДД.ММ.ГГГГ по инициативе главы <адрес> сельского поселения было созвано внеочередное заседание Совета депутатов, в повестку дня которого, в том числе, был включен вопрос о досрочном освобождении депутата Широбоковой Т.Т. от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе. Открытым голосованием 6 присутствующих депутатов проголосовали за освобождение Широбоковой Т.Т. от занимаемой должности.
Итоги голосования нашли отражение в решении Совета депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому досрочно освободить депутата Широбокову Т.Т. от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес>.
Распоряжением главы сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Широбокова Т.Т. уволена из аппарата Совета депутатов в связи с досрочным прекращением полномочий по замещаемой должности заместителя главы поселения, исполняемых на профессиональной (постоянно) основе, с ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор и признавая незаконными решение Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение главы сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и увольнение истца на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что положения пункта 10 статьи 4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности <адрес> сельского поселения, в котором определены основания прекращения полномочий заместителя главы <адрес> сельского поселения и депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, противоречат Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусмотрены иными федеральными законами, приняты за пределами компетенции Совета депутатов <адрес> сельского поселения и в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не подлежат применению.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Исходя из положений статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 34, частью 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
С учетом изложенного возникшие между сторонами отношения регулируются положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, законодательством <адрес>, Уставом муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес>, регламентом Совета депутатов <адрес> сельского поселения, решениями Совета депутатов <адрес> сельского поселения и иными муниципальными правовыми актами.
Структура муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> определена статьей 25 Устава (в редакциях, действующих как в момент избрания истца заместителем главы сельского поселения, так и в момент освобождения истца от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения), согласно которой эту структуру составляют представительный орган муниципального образования (Совет депутатов сельского поселения), глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетная комиссия, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Других органов местного самоуправления либо должностных лиц, составляющих структуру муниципального образования <адрес> сельское поселение этим Уставом не предусмотрено.
Заместитель главы сельского поселения является должностным лицом местного самоуправления (пункт4 статьи 25 Устава).
Представительный орган сельского поселения, согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, в количестве, предусмотренном частью 6 этой статьи Федерального закона и Уставом сельского поселения.
Согласно статье 27 Устава Совет депутатов <адрес> сельского поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием. Срок полномочий Совета депутатов сельского поселения составляет 5 лет. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Совета депутатов <адрес> сельского поселения, порядок рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседаний устанавливаются Регламентом Совета депутатов <адрес> сельского поселения.
Депутаты Совета депутатов <адрес> сельского поселения избираются на срок полномочий Совета депутатов <адрес> сельского поселения. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов <адрес> сельского поселения нового созыва. На постоянной основе в Совете депутатов <адрес> сельского поселения может работать 1 депутат (статья 31 Устава).
Статьей 30 Устава предусмотрено, что глава <адрес> сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; работает на непостоянной основе; избирается Советом депутатов <адрес> сельского поселения из своего состава на срок полномочий Совета депутатов сельского поселения; организует деятельность Совета депутатов <адрес> сельского поселения и председательствует на его заседаниях.
Согласно временному регламенту заседаний Совета депутатов <адрес> сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, и регламенту Совета депутатов <адрес> сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, глава поселения (председатель Совета) и его заместитель избираются тайным голосованием.
Решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание Совета депутатов сельского поселения: 1 штатная единица – заместитель главы поселения с должностным окладом №.
Согласно должностной инструкции заместителя главы <адрес> сельского поселения <адрес>, с которой истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, заместитель главы поселения является должностным лицом, членом Совета депутатов <адрес> сельского поселения.
Анализ приведенных выше нормоположений позволяет сделать вывод о том, что избрание заместителя главы <адрес> сельского поселения является внутренним вопросом деятельности Совета, относится к сфере субъективного усмотрения и представляет собой реализацию безусловного права депутатов; заместитель главы <адрес> сельского поселения, избираемый на эту должность представительным органом местного самоуправления из своего состава для организации деятельности и осуществления функций представительного органа муниципального образования, не является лицом, избираемым избирателями на выборах на основе прямого и равного избирательного права путем тайного голосования, не является выборным должностным лицом, входящим в структуру муниципального образования <адрес> сельское поселение, а является депутатом, осуществляющим свои полномочия в представительном органе местного самоуправления на постоянной профессиональной основе, то есть лицом, замещающим муниципальную должность муниципального образования.
Решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности <адрес> сельского поселения.
В статье 4 указанного Положения перечислены основания прекращения полномочий заместителя главы <адрес> сельского поселения и депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе.
Согласно пункту 10 статьи 4 Положения полномочия заместителя главы <адрес> сельского поселения и депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, прекращаются досрочно в случае принятия решения Советом депутатов <адрес> сельского поселения о прекращении полномочий заместителя главы <адрес> сельского поселения, депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе на основании письменного представления главы <адрес> сельского поселения, размещенного в местах свободного доступа за 14 дней до заседания Совета депутатов <адрес> сельского поселения, на котором будет рассматриваться данный вопрос. При рассмотрении вопроса и принятии решения лицу, замещающему муниципальную должность <адрес> сельского поселения предоставляется возможность дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для досрочного освобождения его от исполнения должностных полномочий, осуществляемых на профессиональной платной основе. Объяснения могут быть даны как устно в ходе заседания, так и письменно. Отказ от дачи объяснений в устной или письменной форме не является препятствием для рассмотрения данного вопроса и принятия по нему решения.
Указанный муниципальный правовой акт, определяющий правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности <адрес> сельского поселения, в том числе заместителя главы <адрес> сельского поселения, принят представительным органом муниципального образования в пределах предоставленных ему полномочий (статья 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, подпункт 8 пункта 1 и подпункт 19 пункта 2 статьи 28 Устава), с соблюдением порядка принятия и правил введения в действие (пункты 3-5 статьи 39 Устава).
Ни Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ни Закон <адрес> «Об особенностях правового статуса лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований <адрес>», принятый постановлением Законодательного Собрания <адрес> от 27 февраля 1997 г. № 494, ни Устав муниципального образования <адрес> сельское поселение, ни регламент Совета депутатов <адрес> сельского поселения не содержат норм, регламентирующих порядок и основания освобождения заместителя главы сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, от его обязанностей, отличных от общего порядка принятия решений представительным органом местного самоуправления.
С учетом изложенного оснований считать, что содержание статьи 4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности <адрес> сельского поселения, в которой указан конкретный порядок и основания досрочного прекращения полномочий заместителя главы <адрес> сельского поселения и депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, у судебной коллегии не имеется. В установленном законом порядке указанный правовой акт не оспаривался.
Как следует из материалов дела депутат Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов <адрес> сельского поселения была избрана из числа депутатов заместителем главы <адрес> сельского поселения, а с ДД.ММ.ГГГГ депутат ФИО5 стала осуществлять полномочия по должности заместителя главы <адрес> сельского поселения на постоянной профессиональной основе.
ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес> сельского поселения вынес представление о досрочном освобождении депутата ФИО5 от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе.
Поводом для принятия данного представления послужило мнение жителей <адрес> сельского поселения, высказанное в ходе публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ, и заявления граждан по поводу некорректного поведения ФИО5 как лица, осуществляющего должностные полномочия по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения.
Факт некорректного поведения ФИО5 как представителя представительного органа поселения подтверждается имеющимися в материалах дела заявлениями в адрес главы <адрес> сельского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 т. 2), ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 т. 2), представителя районной общественной организации «Военно-патриотический центр № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6 т. 2), показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4
Оснований не доверять показаниям свидетелей ФИО3 и ФИО4, предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, судебная коллегия не находит, они согласуются с другими письменными доказательствами по делу.
Таким образом, глава <адрес> сельского поселения имел основания для постановки на заседании Совета депутатов вопроса о заместителе главы поселения.
В деле отсутствуют доказательства, опровергающие факты, отраженные в обращениях граждан муниципального образования <адрес> сельское поселение, о некорректном поведении депутата ФИО5, замещающей должность заместителя главы поселения, при приеме граждан сельского поселения по различным вопросам.
Представление главы <адрес> сельского поселения о досрочном освобождении депутата ФИО5 от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе, было размещено ДД.ММ.ГГГГ на информативном стенде официального обнародования.
Указанное обстоятельство подтверждается надлежащим образом заверенной должностным лицом администрации <адрес> сельского поселения копией выписки из журнала учета размещения правовых актов органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения на информативных стендах официального обнародования (л.д.152-154 т. 1).
По инициативе главы поселения для рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ было инициировано внеочередное заседание Совета депутатов, которое было назначено на ДД.ММ.ГГГГ
У главы муниципального образования имеется право инициировать внеочередное заседание Совета депутатов (статья 38 Устава), чем он и воспользовался.
О времени и месте внеочередного заседания Совета депутатов депутаты, в том числе и истец, были извещены с использованием телефонной связи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается надлежащим образом заверенной должностным лицом администрации <адрес> сельского поселения копией выписки из книги учета принятых и отправленных телефонограмм Совета депутатов <адрес> сельского поселения (л.д.155-156 т. 1).
Факт извещения по телефону депутатов о внеочередном заседании Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается показаниями свидетеля ФИО3
Доказательств обратного стороной истца не представлено.
Ни Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Устав муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес>, ни регламент Совета депутатов <адрес> сельского поселения не содержат норм, определяющих форму и порядок извещения депутатов о заседании представительного органа местного самоуправления.
С учетом этого судебная коллегия приходит к выводу о том, что депутаты представительного органа могут быть извещены в любой допустимой и доступной форме.
Поэтому и в связи с этим не исключается любая форма извещения депутатов о времени и месте заседания Собрания, в том числе, с использованием телефонной связи.
Из протокола заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании присутствовало 6 депутатов из 10, которые проголосовали единогласно за досрочное освобождение депутата ФИО5 от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе.
Таким образом, решение о досрочном освобождении истца от занимаемой должности принято с соблюдением положений статьи 29 Устава, большинством голосов (6 из 10) от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Отсутствие ФИО5, извещенной о времени и месте заседания Совета депутатов <адрес> сельского поселения, на котором рассматривалось представление главы поселения, и не дача ею объяснений по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для досрочного освобождения ее от исполнения должностных полномочий, осуществляемых на профессиональной платной основе, не является препятствием для рассмотрения Советом депутатов данного вопроса и принятия по нему решения.
Как указано выше, должность заместителя главы <адрес> сельского поселения не входит в структуру муниципального образования, не является выборным должностным лицом, под которым понимается лицо, избранное населением сельского поселения на основе всеобщего прямого и равного избирательного права путем тайного голосования и наделенное собственными полномочиями; избирается депутатами из своего состава для организации деятельности и осуществления функций представительного органа муниципального образования и согласно пункту 4 статьи 25 Устава муниципального образования является должностным лицом местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предметом регулирования этого Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением граждан на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Этим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими, а являются лицами, замещающими муниципальные должности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2013 г. № 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.
Отсюда следует, что депутаты представительного органа, которые избираются в состав представительного органа местного самоуправления на основе всеобщего прямого и равного избирательного права путем тайного голосования, не являются муниципальными служащими, и правоотношения депутатов, в том числе тех, которые работают в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе, не подпадают под действие Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Тем самым правоотношения депутатов по отношению к представительному органу местного самоуправления могут регулироваться только исходя из законодательства и устава муниципального образования, определяющих их статус.
Поэтому, положения Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» о том, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Федеральным законом (часть 2 статьи 3 этого Федерального закона), не могут распространяться.
В связи с этим депутат, работающий в представительном органе на постоянной основе, в том числе и избранный представительным органом местного самоуправления заместителем главы поселения, также не приобретает статус муниципального служащего и положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», <адрес> от 09 ноября 2007 г. № 121-ЗО
«О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы
в <адрес>» и трудового законодательства в части назначения на должность заместителя главы сельского поселения и освобождения от этой должности не применимы.
Названные законы и трудовое законодательство регулируют правоотношения по поступлению гражданина на службу, работу, а депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не является лицом, поступающим на службу, между представительным органом местного самоуправления и депутатом, осуществляющим полномочия на постоянной основе, не возникают отношения, присущие отношениям между работодателем и работником по найму на работу, депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, избирается депутатами из своего состава для организации деятельности этого органа, поэтому, у него возникают только внутриструктурные отношения с составом депутатов представительного органа.
То обстоятельство, что депутат, выполняющий свои полномочия на постоянной основе, а именно, по должности заместителя главы сельского поселения, получает вознаграждение за выполнение своих обязанностей по должности, не приводит к возникновению между ними отношений найма и поступления на работу.
Соответственно, предусмотренные трудовым законодательством основания расторжения трудового договора и увольнения с должности к внутриструктурным правоотношениям, складывающимся в составе представительного органа местного самоуправления, не применимы.
С учетом изложенного доводы истца о том, что она могла быть уволена только по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, являются несостоятельными.
Частью 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 31 Устава муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> предусмотрены основания досрочного прекращения полномочий депутата, влекущие утрату депутатом этого статуса депутата.
Освобождение депутата от должности заместителя главы поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, само по себе не влечет утрату депутатом своего статуса, поскольку он не лишается права и полномочий принимать участие в заседаниях представительного органа, голосовать за то или иное решение, осуществлять иные полномочия, присущие статусу депутата.
Отсюда следует, что положения части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ и пункта 5 статьи 31 Устава определяют не основания для освобождения депутата от должности заместителя главы поселения, который не является выборным должностным лицом, а основания прекращения статуса депутата.
Вопреки же доводам истца и ее представителя статья 4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности <адрес> сельского поселения, содержит положения именно о досрочном прекращении полномочий заместителя главы <адрес> сельского поселения и депутата Совета депутатов <адрес> сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, а не основания прекращения статуса депутата.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов <адрес> сельского поселения не принимало какого-либо решения о прекращении статуса ФИО5 как депутата представительного органа местного самоуправления.
Поэтому ссылка истца на указанные выше нормы Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, регулирующие основания прекращения статуса депутата, не может быть признана правильной.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО5 заместителем главы сельского поселения была избрана самими депутатами Совета депутатов из своего состава, то есть была избрана Советом депутатов, соответственно, она могла быть освобождена от этой должности решением самих же депутатов, то есть Советом депутатов. Таким образом, освобождение ФИО5 от должности заместителя главы сельского поселения имело место по решению уполномоченного органа; у главы муниципального образования имелись основания для внесения представления о досрочном освобождении истца от занимаемой должности; у главы сельского поселения имеется право инициировать внеочередное заседание Совета депутатов; кворум как для проведения заседания, так и для принятия решения об освобождении ФИО5 от должности заместителя главы поселения имелся; решение об освобождении истца от занимаемой должности принято большинством от численного состава Совета депутатов сельского поселения; права ФИО5 как избранного в ходе выборов депутата Совета депутатов оспариваемым решением нарушены не были.
Таким образом, досрочное освобождение депутата ФИО5 от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе, произведено представительным органом муниципального образования в установленном законом порядке. Запись в трудовой книжке истца об увольнении из аппарата Совета депутатов <адрес> сельского поселения в связи с досрочным прекращением полномочий по замещаемой должности заместителя главы поселения, исполняемых на профессиональной (постоянной) основе, не противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, как правильно указано в апелляционной жалобе главы <адрес> сельского поселения, оснований для признания решения Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения главы муниципального образования <адрес> сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение решения Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, увольнения ФИО5 незаконными не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении данных требований.
Поскольку требования ФИО5 о возложении на главу муниципального образования <адрес> сельское поселение обязанности внести в трудовую книжку запись с указанием правильной и соответствующей федеральному закону формулировкой причины увольнения, издать приказ с указанием нового дня увольнения, соответствующего дате внесения изменения записи в трудовую книжку, о взыскании с администрации <адрес> сельского поселения заработной платы за время вынужденного прогула с момента увольнения по момент прекращения ее полномочий, производны от требований о признании приведенных выше решения и распоряжения незаконными, в удовлетворении которых истцу следует отказать, то оснований для удовлетворения производных от основных требований также не имеется.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки на имя ФИО5 в нее внесена запись: дата ДД.ММ.ГГГГ уволена из аппарата Совета депутатов <адрес> сельского поселения в связи с досрочным прекращением полномочий по замещаемой должности заместителя главы поселения, исполняемых на профессиональной (постоянной) основе. Основание записи: решение Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение главы <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ
Указанная запись соответствует федеральному законодательству, регулирующему отношения между депутатом, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и представительным органом муниципального образования, и, вопреки доводам истца, не нарушает ее прав.
Из материалов дела также следует, что ФИО6 в день освобождения от осуществления полномочий по должности заместителя главы поселения ей были начислены вознаграждение за отработанное в ДД.ММ.ГГГГ время и денежная компенсация за неиспользованный отпуск (л.д. 196 т. 1), что соответствует требованиям действующего законодательства и свидетельствует о ненарушении представительным органом поселения прав истца.
Доводы ФИО5 о том, что трудовая книжка с записью об увольнении была ей выдана главой поселения только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она была лишена возможности трудиться, были оценены судом в совокупности с другими доказательствами по делу и отвергнуты с приведением в решении мотивов именно такой оценки доказательств по делу.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что факт задержки выдачи трудовой книжки с записью об увольнении по вине главы поселения не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что отсутствие записи в трудовой книжке о досрочном освобождении от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя главы Вахонинского сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе, препятствовали истцу поступлению на новую работу, лишили ее возможности трудиться и получать заработную плату.
Судебная коллегия согласна с оценкой доказательств и не усматривает оснований для вывода о ее необъективности.
Также судебная коллегия принимает во внимание показания свидетеля ФИО3 показавшего суду, что ФИО7 была единственным работником в аппарате Совета депутатов <адрес> сельского поселения, и именно она занималась документооборотом представительного органа местного самоуправления.
Доказательств того, что трудовая книжка не находилась на руках ФИО5, а находилась в распоряжении администрации <адрес> сельского поселения, другого юридического лица и именно на сотрудников данного юридического лица была возложена обязанность по ведению кадровой документации представительного органа сельского поселения, стороной истца в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ФИО6, направленные на несогласие с оценкой доказательств, произведенных судом первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
С учетом приведенных выше обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 о взыскании в ее пользу неполученного заработка за время задержки выдачи трудовой книжки по вине главы поселения и внесения в трудовую книжку неправильной и несоответствующей федеральному законодательству формулировки причины увольнения по день внесения новой записи не имеется.
Требования истца о возмещении компенсации за причиненный моральный вред не подлежат удовлетворению, поскольку судом по настоящему делу разрешен спор депутата не о незаконности увольнения, а об освобождении его от должности заместителя главы <адрес> сельского поселения. Моральный вред действиями, нарушающими личные неимущественные права ФИО5, либо посягающие на принадлежащие ей другие нематериальные блага, предусмотренные статьей 151 Гражданского кодекса РФ, не нарушены, следовательно, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу главы <адрес> сельского поселения <адрес> удовлетворить.
Решение Конаковского городского суда Тверской области от 13 февраля 2015 г. в части признания незаконными решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном освобождении депутата ФИО5 от осуществления должностных полномочий по замещаемой муниципальной должности заместителя Главы <адрес> сельского поселения, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе муниципального образования «<адрес> сельское поселение <адрес>», распоряжения главы муниципального образования «<адрес> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении заместителя главы поселения ФИО5», увольнения на основании распоряжения главы муниципального образования «<адрес> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении заместителя главы поселения ФИО5», в части изменения формулировки основания увольнения ФИО5 на освобождение от должности заместителя главы муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в связи с истечением срока полномочий на основании части 3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 200 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», даты увольнения на ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с администрации <адрес> сельского поселения в пользу ФИО5 заработной платы за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №, компенсации морального вреда в размере № отменить, принять по делу новое решение об отказе ФИО5 в удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение Конаковского городского суда Тверской области от 13 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи Ю.В.Комарова
ФИО8