ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2638 от 14.07.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Гаджимурадова Н.М.

Дело № 33- 2638\2015г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 14 июля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Зайнудиновой Ш.М.,

судей – Гебековой Л.А. и Гасановой. Г.,

при секретаре – Курбановой П.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Азербайджанский государственный экономический университет» по доверенности ФИО1 на решение Дербентского городского суда от 05 марта 2015года, которым постановлено:

«Иск прокурора г.Дербента в интересах неопределенного круга лиц к ООО ««Азербайджанский государственный экономический университет» о приостановлении деятельности Дербентского филиала ООО ««Азербайджанский государственный экономический университет» до получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности - удовлетворить.

Приостановить деятельность Дербентского филиала ООО ««Азербайджанский государственный экономический университет» до получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гебековой Л.А., выслушав объяснения прокурора отдела Прокуратуры РД Магомедэминова М.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

Установила:

Прокурор г.Дербента в интересах неопределенною круга лиц обратился в суд с заявлением к Дербентскому филиалу ООО ««Азербайджанский государственный экономический университет» о приостановлении деятельности Дербентского филиала ООО ««Азербайджанский государственный экономический университет» до получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности по тем основаниям, что в ходе рассмотрения обращения начальника УФСБ России по Республике Дагестан ФИО2, прокуратурой города выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности при функционировании Дербентского филиала Азербайджанского государственного экономического университета. Установлено, что 05.05.1993 Совет Министров Республики Дагестан дал согласие на открытие в г.Дербенте филиала Азербайджанского экономического института.

Решением Дербентского городского Совета народных депутатов от 30.07.1993. М1141 в г.Дербенте открыт филиал указанного учебного заведения.

Постановлением главы администрации г.Дербента от <дата> осуществлена его государственная регистрация. Филиал осуществлял свою деятельность на основании лицензий, выдаваемых Азербайджанской Республикой.

В 2008 году Министерство иностранных дел Российской Федерации обратилось- в Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики с письмом о том, что в порядке исключения в Дербенте функционирует филиал A3ГЭУ и Российская сторона хотела бы пойти на начало процедуры лицензирования филиала АЗГЭУ в г.Дербенте, для чего просила направить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и пауки соответствующий комплект документов.

Из подписанного в 2011 году Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики Меморандума следует, что стороны признают функционирование в г.Дербенте филиала Азербайджанского Государственного экономического университета.

Пунктом третьим данного Меморандума предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности Филиала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

В настоящее время филиал Азербайджанского государственного экономического университета осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии №, выданной <дата>. Министерством образования Азербайджанской Республики.

Между тем, согласно требованиям п.1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных названной статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с п.2.ст.91 названного закона, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно п.З названной статьи закона. лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом -федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Согласно требованиям подпункта «г» пункта 7 ст. 6 названного Федерального закона, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится лицензирование образовательной деятельности иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст.92 Федерального закона от 29.12.2012. №>273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами, проводится государственная аккредитация образовательной деятельности.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

В соответствии с п.8 ст.6 названного закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится и государственная аккредитация образовательной деятельности иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Кроме этого в соответствии с п.40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-Ф"3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, включена образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Согласно п.п. «а» п.2 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 Jvj966, лицензирование образовательной деятельности в отношении иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, осуществляется Федеральной службой по надзор)" в сфере образования и науки в 0 1 ношении:

При этом согласно п.4 указанного Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), являются в юм числе: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам: наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

У филиала АЗГЭУ отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательной деятельности, выданные уполномоченным органом Российской Федерации.

Таким образом, деятельность Дербентского филиала Азербайджанского государственного экономического университета на территории Российской Федерации является незаконной.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что суд не доказал необходимость получения Дербентским филиалом 000 «Азербайджанский государственный экономический университет» российской лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Правовое регулирование Дербентского филиала 000 «Азербайджанский государственный экономический университет» является особым, в силу того, что его статус определяется межгосударственным, межправительственным соглашением, а именно Меморандумом о филиале Азербайджанского Государственного экономического университета в г.Дербент между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики 2011г.

В силу данного документа, в его п.1, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики признают, что на территории Республики Дагестан в г.Дербент действует филиал Азербайджанского Государственного экономического университета.

Пунктом 3 Меморандума установлено, что «Лицензирование образовательной деятельности филиала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Азербайджанской Республики».

В Меморандуме не поясняется, в какой части лицензирование образовательной деятельности филиала регулируется законодательством Российской Федерации, а в какой - Азербайджанской Республики, тем не менее, если исходить из положения п. 1 Меморандума, в котором существование и деятельность филиала признана на межгосударственном уровне, а также из того факта, что филиал беспрепятственно и непрерывно осуществлял свою деятельность с 1993 года на основании азербайджанской лицензии, представляется очевидным, что именно такое положение вещей было закреплено Меморандумом.

В силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ «4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Таким образом, поскольку особый статус филиала определен межгосударственным соглашением, он не нуждается для осуществления своей деятельности в получении российской лицензии для осуществления образовательной деятельности.

Для окончательного и недвусмысленного прояснения этого вопроса, Ответчик заявил в суд первой инстанции ходатайство о направлении соответствующих судебных запросов в порядке ст. 57 ГПК РФ в Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования Азербайджанской Республики, а также в Совет по сотрудничеству в области образования Содружества Независимых Государств, тем не менее, данное ходатайство было необоснованно отклонено судом первой инстанции.

Еще одним подтверждением отсутствия необходимости филиала получать российскую лицензию на образовательную деятельность является наличие Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Азербайджанской Республики о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Москва, 23 сентября 2002 года). В силу данного соглашения стороны взаимно признают без каких-либо дополнительных процедур действительность государственных дипломов о высшем образовании, выданных их высшими учебными заведениями.

Указанные документы были представлены Ответчиком в ходе разбирательства в суде первой инстанции и имеются в материалах дела. Однако названные доказательства судом исследованы не были, в решении по настоящему делу не дана квалификация обстоятельствам, служащим, по мнению Ответчика, основаниями для отказа в удовлетворении требований прокуратуры г. Дербента. Суд первой инстанции не принял мер для выяснения подлинного толкования положений международного соглашения, которым регулируется деятельность филиала, и не применил соответствующих положений Меморандума, которые подлежали применению.

Суд не применил ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Даже если, без ущерба для сказанного выше, допустить, что на деятельность филиала в какой-то части распространяется действие российского законодательства об образовании, суд не применил положения закона, подлежавшие применению,

Поскольку филиал 000 «Азербайджанский государственный экономический университет» действует в Дербенте с 1993, на него должны были распространяться положения Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки –Рособрнадзор по доверенности ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ООО «Азербайджанский государственный экономический университет» надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд апелляционной инстанции не явился. Представитель Рособрнадзор по доверенности ФИО3 просил рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия находит решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 05.05.1993 Совет Министров Республики Дагестан дал согласие на открытие в г.Дербенте филиала Азербайджанского экономического института.Решением Дербентского городского депутатов от <дата> в г.Дербенте открыт филиал указанного учебного заведения.

Постановлением главы администрации г.Дербента от <дата> осуществлена его государственная регистрация. Филиал осуществлял свою деятельность на основании лицензий, выдаваемых Азербайджанской Республикой.

В 2008 году Министерство иностранных дел Российской Федерации обратилось в Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики с письмом о том, что в порядке исключения в г. Дербенте функционирует филиал АЗГЭУ и Российская сторона хотела бы пойти на начало процедуры лицензирования филиала АЗГЭУ в г.Дербенте, для чего просила направить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки соответствующий комплект документов.

Из подписанного в 2011 году Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики Меморандума следует, что стороны признают функционирование в г.Дербенте филиала Азербайджанского Государственного экономического университета.

Пунктом третьим данного Меморандума предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности Филиала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

Установлено, что в настоящее время филиал Азербайджанского государственного экономического университета осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии №, выданной <дата>. Министерством образования Азербайджанской Республики.

В соответствии с п.1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 ; «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных названной статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с п.2.ст.91 названного закона, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В силу п.3 названной статьи закона, лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом -федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Согласно требованиям подпункта «г» пункта 7 ст. 6 названного Федерального закона, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования; относится лицензирование образовательной деятельности иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст.92 Федерального закона от 29.12.2012 Ж273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами, проводится государственная аккредитация образовательной деятельности.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования.

В соответствии с п.8 ст.6 названного закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится и государственная аккредитация образовательной деятельности иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Кроме этого в соответствии с п.40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, включена образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Согласно п.п. «а» п.2 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, лицензирование образовательной деятельности в отношении иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении:

При этом согласно п.4 указанного Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), являются в том числе: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; наличие санитарно эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления, образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Как следует из материалов дела, у филиала АЗГЭУ отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательной деятельности, выданные уполномоченным органом Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность Дербентского филиала Азербайджанского государственного экономического университета на территории Российской Федерации является незаконной.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда от 5 марта 2015года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Азербайджанский государственный экономический университет» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи: