ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2639/2016 от 13.04.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело 33-2639/2016

В суде первой инстанции дело слушала судья Руденко Л.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 апреля 2016 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Хуснутдиновой И.И.,

судей Бузыновской Е.А., Сенотрусовой И.В.,

с участием прокурора Максименко Е.В.,

при секретаре Арабаджи В.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21 декабря 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к Муниципальному казенному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск», администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о понуждении оснастить здание Муниципального казенного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» системой видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации.

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения прокурора Максименко Е.В., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Верхнебуреинский прокурор района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» (далее по тексту МКОУ СОШ № 9), администрации Верхнебуреинского муниципального района о понуждении оснастить здание Муниципального казенного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» системой видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Верхнебуреинского района во исполнение поручения от 05.10.2015г. прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства по антитеррористической защищенности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в ходе которой установлено, что образовательное учреждение не оснащено системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации для технического контроля за обстановкой, тогда как обязанность по оснащению образовательных учреждений вышеуказанными средствами охраны установлена положениями Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также Методическими рекомендациями по подготовке типового паспорта безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурору Верхнебуреинского района Хабаровского края отказано.

В апелляционном представлении прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края просит решение суда отменить в виду неправильного применения норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы излагает обстоятельства дела, ссылаясь на то, что выводы суда в части того, что прокурором не приведены нормативно-правовые акты, обязывающие установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, кнопку тревожной сигнализации, не соответствуют действительности. Законодателем возложена обязанность на должностных лиц по принятию мер антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а также установлен перечень мер комплексной безопасности и антитеррористической защищенности. В связи с этим вывод суда о том, что МКОУ СОШ № 9 предприняты все необходимые и возможные меры для противодействия терроризму не основан на требованиях действующего законодательства. Вывод суда о том, что установка системы видеонаблюдения и тревожной кнопки сигнализации в МКОУ СОШ № 9 приведет к необоснованным финансовым затратам, не основан на бюджетном законодательстве.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции ответчики не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, представитель администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Мохова И.П. просила о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, МКОУ СОШ № 9 сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3,5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона)

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Уставом образовательного учреждения, Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией, оказывающий услуги по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования всех уровней. Учредителем учреждения и собственником муниципального имущества является администрация Верхнебуреинского муниципального района. Имеет паспорт безопасности, утвержденный 04.12.2015г. директором МКОУ СОШ № 9, согласован совместно с отделом ФСБ РФ по Хабаровскому краю, ОМВД России по Верхнебуреинскому району, МУК управлением образования и главой сельского помещения п. Софийск.

Приказом директора МКОУ СОШ № 9 от 15.01.2014г. назначено уполномоченное лицо для решения задач в области ГО и защиты от ЧС.

Приказом директора МКОУ СОШ № 9 от 15.01.2014г. создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Приказом директора МКОУ СОШ № 9 от 14.02.2014г. назначен ответственный по антитеррору.

Согласно сведений ОВО по Верхнебуреинскому району – филиал ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю от 24.04.2014г., 17.12.2015г. в п.Софийск отсутствует подразделение вневедомственной охраны. Кроме того, подключение охранно-пожарной или тревожной сигнализации не представляется возможным. В соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 05.10.2013 г. № 825 дсп протяженность маршрута патрулирования для нарядов полиции на автомобиле составляет 10 километров, прибытие наряда полиции к месту совершения противоправного деяния в любом пункте маршрута патрулирования с условием соблюдения безопасности дорожного движения осуществляется незамедлительно до 7 минут.

Из справок администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края следует, что по данным органов государственной статистики на 1 января 2015 года численность населения в п. Софийск составила 374 человека. В МКОУ СОШ № 9 на 2015-2016 учебный год обучается 37 учащихся, трудовой коллектив 18 человек. Кроме этого, в МКОУ СОШ № 9 ведется круглосуточное дежурство.

Согласно сведениям МКОУ СОШ № 9, в данном учреждении имеется сотовый телефон для связи в экстренных и критических ситуациях с управлением образования п. Чегдомын, ведется журнал регистрации посетителей, с целью безопасной организации учебной и воспитательной деятельности с 01.09.2015г. введен пропускной режим для обучающих и работников школы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции суд правильно исходил из требований Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также из того, что ответчиками предприняты все необходимые и возможные в данном случае меры для противодействия терроризму.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодека РФ, не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им в решении суда дана надлежащая оценка, доводы апелляционного представления направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев.

Председательствующий: И.И. Хуснутдинова

Судьи: И.В. Сенотрусова

Е.А. Бузыновская