Судья Машкалева О.А. Дело № 33-263/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус е.А.,
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 18 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2015 года, которым
удовлетворены исковые требования ФИО1:
признан незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда»,
на Министерство труда и социальной защиты Республики Коми возложена обязанность присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда» с <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерства труда и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с награждением ведомственным знаком: почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации, возложении обязанность присвоить данное звание.
Определением Сыктывкарского городского суда от 13.11.2015 принят отказ ФИО1 от требований к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара». Производство по делу в данной части прекращено.
Ответчиками иск не признан.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр правового обеспечения» просит решение суда отменить как не основанное на законе.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Установлено, что Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 награждена Почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за многолетний добросовестный труд, заслуги в области здравоохранения и социального развития и в связи с празднованием Дня медицинского работника.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от <Дата обезличена> ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано.
Проанализировав правовые нормы, регулирующие правоотношения сторон, суд сделал верный вывод о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, в том числе к ним отнесены лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки ветеранов: на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодательства в Республике Коми принят Закон от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", согласно статье 22.1 которого звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1).
Принятым в целях реализации указанного Закона Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
Наряду с этим абзацем 5 пункта 6 Положения предусмотрено, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условия, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.Таким образом, из положений этой нормы следует, что для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) органа государственной власти и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.
Конституционный Суд Республики Коми 30 сентября 2011 года, рассмотрев дело о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", пришел к выводу о том, что перечисление в Приложении N 2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с указанными выше нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда". При этом в своем постановлении суд указал, что Приложение N 2 к Положению, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не соответствует Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Постановлением Правительства Республики Коми от 17 мая 2013 года N 159 внесены изменения в пункт 5 Приложения N 2 указанного Положения. В перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", предусмотрены, в том числе, иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решения о награждении которыми приняты в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
По мнению ответчика, толкование вышеприведенного пункта 5 Приложения N 2 свидетельствует о том, что только награждение почетной грамотой от имени Министерства здравоохранения РФ может быть основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития находится в ведении Министерства здравоохранения РФ, руководство деятельностью службы напрямую не осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ.
Судебной коллегией данный довод жалобы отклоняется.
Ни в нормативных актах Российской Федерации, ни в законодательстве Республики Коми нет определения "ведомственный знак отличия". Также отсутствует нормативная база, устанавливающая перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" и содержащих определение понятия "ведомство". В общепринятом понимании под ведомством подразумевается орган государственной власти, осуществляющий определенные функции государства, руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.
Согласно «Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, суд пришел к правильному выводу о том, что Почетная грамота Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за многолетний добросовестный труд, заслуги в области здравоохранения и социального развития является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Доводы апелляционной жалобы Агентства Республики Коми по социальному развитию основаны на неправильном толковании норм права и не содержат предусмотренных законом оснований к отмене решения суда.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: