Председательствующий: судья Любарских Т.В.
Дело № 33 – 263 / 2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2018 года г. Абакан
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Прониной А.В.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о теплоснабжении по апелляционной жалобе главы Ширинского сельсовета ФИО1 на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Пименовой Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ширинского сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о теплоснабжении путем проведения капитального ремонта участка тепловой сети <...> от котельной № 2 в границах от тепловой камеры-1 (далее по тексту ТК) до ТК-13. Требования мотивировал тем, что на территории Ширинского сельсовета расположено 8,072 км тепловых сетей, имеющих 73 % износа. Согласно информации Управления промышленности, энергетики, строительства, связи и транспорта (ПЭССТ) администрации муниципального образования Ширинский район по состоянию на 29 сентября 2017 г. готовность тепловых сетей составила 70 %. В 2016 году капитальный ремонт тепловых сетей не производился. 06 февраля 2017 г. вдоль <адрес> произошел порыв теплотрассы, в связи с чем была остановлена котельная № 2, прекращено теплоснабжение жилого района. Согласно актам о гидравлических испытаниях теплотрасс от 24 мая 2017 г. и от 19 сентября 2017 г. участок тепловой сети от котельной № 2 в границах от ТК-1 до <адрес> требует капитального ремонта. По мнению прокурора, бремя содержания тепловых сетей несет муниципальное образование. Непринятие Ширинским сельсоветом мер по замене участков трубопроводов может привести к возникновению аварийных ситуаций и, как следствие, к нарушению прав потребителей коммунальных услуг.
В судебном заседании помощник прокурора Ильина И.К. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ширинского сельсовета –ФИО2 в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что ежегодно сельсовет формирует заявки на предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия по тем или иным вопросам в условиях недостаточности средств. В рамках действующего законодательства ответчиком предприняты все зависящие от него меры по проведению капитального ремонта участка тепловой сети. При отсутствии заложенных в бюджете на капитальный ремонт средств решение не может быть исполнено. В настоящее время теплотрасса функционирует, внештатные аварийные ситуации и жалобы отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Фирма «Ригор», в зал суда не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Решением Ширинского районного суда от 17 ноября 2017 г. исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию муниципального образования Ширинский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о теплоснабжении путем проведения капитального ремонта участка тепловой сети <...> от котельной № 2 в границах от ТК-1 до ТК-13.
С решением суда не согласен глава Ширинского сельсовета ФИО1, который в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новое решение, указывая на то, что главе администрации муниципального образования Ширинский район была направлена заявка на предоставление в 2017 году из республиканского бюджета по государственной программе Республики Хакасия «Чистая вода (2016-2020 г.г.)» субсидий на реализацию в 2017 году мероприятий по капитальному ремонту сетей водопровода. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства уведомил главу администрации муниципального образования Ширинский район о корректировке дополнительных бюджетных ассигнований району, об отсутствии возможности оказать финансовую помощь при подготовке к предстоящему осеннее-зимнему периоду, рекомендовал изыскать средства в местных бюджетах, эффективно использовать тарифную составляющую регулируемых организаций и скорректировать программы проведения текущих ремонтов. Ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава Ширинского сельсовета, указывает, что только представительный орган местного самоуправления вправе принять решение о проведении и финансировании капитального ремонта. Кроме того, отмечает, что аварийная ситуация на рассматриваемом участке устранена, теплотрасса функционирует в безаварийном режиме. Полагает, что судом первой инстанции данным фактам не дана правовая оценка.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ширинского района выражает согласие с решением суда.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ) статьей 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. N 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселенийпо организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.В соответствии с пунктом 6.2.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В пунктах 3, 14 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Ширинский сельсовет предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения помимо прочего относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 46 Устава муниципального образования Ширинский сельсовет к компетенции администрации сельсовета относится решение вопросов жизнеобеспечения поселения, предоставления его жителям необходимой продукции и услуг, организации в границах поселения теплоснабжения населения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что на балансе администрации муниципального образования Ширинский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия находятся объекты теплоснабжения, в частности, тепловая сеть протяженностью 1 698 м, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 5-7).
Эксплуатацию объектов теплоснабжения на территории с. Шира осуществляет ООО «Фирма «Ригор» на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10) и акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора аренды арендодатель, то есть администрация Ширинского сельсовета, обязан осуществлять капитальный ремонт имущества, передаваемого арендатору, в пределах бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Согласно пункту 2.5.3 данного договора на ООО «Фирма «Ригор» возложена обязанность в пределах средств, установленных в тарифе на соответствующий период регулирования, поддерживать имущество в исправном состоянии, своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержат и технически обслуживать объекты имущества в сроки, установленные действующими нормативами.
Постановлением главы Ширинского сельсовета от 13 мая 2013 г. № 105 утверждена схема теплоснабжения с. Шира, на которой отражена указанная выше тепловая сеть (л.д. 24-25).
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы и разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к полномочиям администрации Ширинского сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также организация в границах с. Шира надежного теплоснабжения населения, которая включает в себя принятие мер, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения.
Представленными стороной истца доказательствами подтверждается, что отрезок теплотрассы от ТК-1 до дома <адрес> находится в неисправном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. Об этом свидетельствуют, в частности, акты о проведении гидравлических испытаний тепловых сетей от котельной № 2 с. Шира от 24 мая 2017 г. (л.д. 28), от 19 сентября 2017 г. (л.д. 29), сообщение Енисейского управления Ростехнадзора от 24 октября 2017 г. о проверке готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в субъектах Сибирского Федерального округа (л.д. 55-58).
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку эксплуатация неисправного участка тепловой сети может привести к возникновению на нем аварийных ситуаций, а потому влечет нарушение прав жителей с. Шира на надежное теплоснабжение. Администрация Ширинского сельсовета, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, обязана организовать проведение капитального ремонта участка тепловых сетей в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся на территории с.Шира.
Доводы апелляционной жалобы о предпринятых администрацией Ширинского сельсовета мерах по получению субсидий из республиканского бюджета для нужд жилищно-коммунального хозяйства являлись предметом судебного разбирательства и получили надлежащую оценку в обжалуемом решении. Предпринятые ответчиком меры не могут служить основанием для отказа в удовлетворении предъявленного прокурором иска, так как не освобождают администрацию муниципального образования от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по надлежащему содержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности, и обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения.
Не может повлечь отмену решения суда и указание в жалобе на то, что принятие решения о проведении и финансировании работ по капитальному ремонту тепловой сети, находится в исключительной компетенции Совета депутатов Ширинского сельсовета, поскольку установленный судом срок для исполнения решения (6 месяцев с момента вступления решения в законную силу) предоставляет ответчику возможность предпринять меры по включению соответствующих расходов в местный бюджет на 2018 год и выполнить требования, предусмотренные законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод жалобы о том, что теплотрасса функционирует в безаварийном режиме, судебной коллегией отклоняется, так как необходимость проведения капитального ремонта участка тепловой сети от котельной № 2 в границах от ТК-1 до ТК-13 подтверждается материалами дела.
Таким образом, обжалуемое решение суда постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом верно. Нарушений норм процессуального права, которые в силу частей 3, 4 статьи 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену решения, в ходе рассмотрения дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Ширинского сельсовета – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи Л.М. Паксимади
А.В. Пронина