Судья Широбокова Т.И. Дело № 33-2643
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 23 июня 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе
председательствующего судьи | ФИО1 |
судей | Кощеева А.В., ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе УФССП России по Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 05 марта 2015 года по администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Омутнинского МРО СП УФССП России по Кировской области от 18.12.2014г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 7129/14/24/43.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО Омутнинский муниципальный район обратилась в суд с иском к УФССП России по Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя Омутнинского МРО от 18.12.14г. с администрации района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение исполнительного документа в срок установленный для добровольного исполнения. С данным постановлением администрация не согласна. По решению суда от 9.10.2013 г. администрация обязана организовать работу по приведению в соответствие с требованиями п.п. 6.2.2. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 и п.1.1 Приложения 2 Правил дорожного движения. утвержденных Постановлением Правительства РФ от23.10.1993 № 1090. автодороги Омутнинск-Восточный-Белореченск. Для исполнения судебного акта от 09.10.2013 года администрацией муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области проведена следующая работа: подготовлено и принято Постановление администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 17.02.2014 № 247 «Об организации работ по исполнению решения суда» (копия прилагается); проведен запрос по обоснованию цены на проведение работ по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге Омутнинск-Восточный-Белореченск; заключен договор подряда от 26.03.2014 № 64 на разработку проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге Омутнинск-Восточный-Белореченск, срок окончания работ 25.09.2014; проведена работа по определению стоимости работ на выполнение работ по нанесению дорожной разметки; планирование в проекте бюджета денежных средств на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автодороге Омутнинск-Восточный-Белореченск в соответствии с проектом организации дорожного движения. В настоящее время проводится завершающий этап - работа по подготовке Проведения торгов (разработка технического здания и определения начальной цены муниципального контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на данной автодороге. Таким образом, администрацией муниципального образования Омутнинский муниципальный район была организована работаи проводятся конкретные действия, подтверждающие намерение исполнить судебный акт в добровольном порядке. Исполнительное производство возбуждено постановлением от 05.05.2014 года, в то время как администрацией Омутнинского района уже проводилась работа по исполнению судебного акта от 09.10.2013 года. Как полагает заявитель Администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области не допускала совершения неправомерных действий по уклонению от добровольного исполнения исполнительного документа. При отсутствии со стороны должника виновных действий наложение на него взыскания за несвоевременное исполнения требований судебного пристава-исполнителя в виде исполнительского сбора как применение санкции не может быть признано правомерным, нарушает права заявителя как стороны в рамках исполнительного производства. Просили суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.
В дополнении к исковому заявлению администрация района указала также, что был заключен договор подряда по составлению сметной документации на нанесение горизонтальной разметки на автодороге Омутнинск-Восточный-Белореченск. 02.02.2015г. составлен акт сдачи-приемки выполненных работ. 03.02.15г. утвержден расчет стоимости на весь объем работ по нанесению разметки начальником УМИ и ЗР, т.е. определена начальная цена муниципального контракта. 06.02.15г. принято решение о проведении торгов. 09.02.15 распоряжением КМИ и ЗР утверждена конкурсная документация, в т.ч. проект муниципального контракта, 10.02.15г. объявлен электронный аукцион на 24.02.15г. Определен срок выполнения работ до 1.08.15г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Кировской области ФИО4 просит решение Омутнинского районного суда Кировской области от 05 марта 2015 года отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов указывает, что в срок для добровольного исполнения с 08.05.2014 по 15.05.2014 требования исполнительного документа не исполнены (контракт по исполнению требований исполнительного документа не заключен). Основания, по которым суд освободил администрацию от ответственности в виде исполнительского сбора - заключение договоров на выполнение проекта работ, составление сметы и другие, не относятся к предмету исполнения.
Представитель УФССП России по Кировской области бронников С.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).
В силу части 1 статьи 105 указанного Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1, части 2 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В пункте 13 части 1 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 2.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Омутнинского районного суда Кировской области от 09 октября 2013 года удовлетворен иск прокурора района в защиту неопределенного круга лиц муниципальное образование «Омутнинский муниципальный район Кировской области» в лице администрации обязано организовать работу по приведению в соответствие с требованиями п.п. 6.2.2., 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 и п.1.1 Приложения 2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, автодороги Омутнинск-Восточный-Белореченск.
Исполнительный лист выдан 17 апреля 2014 года.
05 мая 2014 постановлением судебного пристава-исполнителя Омутнинского МРО УФССП по Кировской области возбуждено исполнительное производство N7129/14/24/43. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Предложено уведомить судебного пристава-исполнителя в установленный для добровольного исполнения срок о наличии обстоятельств, препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.
Копия указанного постановления от 05 мая 2014 года была получена должником - 07 мая 2014 года.
13 мая 2014 года в адрес судебного пристава-исполнителя должником направлена информация о том, что в соответствии с решением суда администрацией района организована работа по приведению автодороги в соответствие с требованиями ГОСТ. Работы по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с проектами. Администрацией района заключен договор от 26 марта 2014 года на разработку проектов организации дорожного движения на автодороге Омутнинск-Восточный-Белореченск, срок окончания работ 25 сентября 2014 года. После разработки проекта будет объявлен аукцион на производство работ по данной автодороге.
18 декабря 2014 года ввиду того, что в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не представлено, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Исполнительский сбор взыскан в размере, установленном частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Принимая решение об удовлетворении исковых требований и освобождении администрации муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» от взыскания исполнительного сбора суд первой инстанции исходил из того, что администрация района приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется. При этом представление администрацией доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение органом местного самоуправления исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не имеет возможности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Выполнение администрацией муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» действий, указанных в решение Омутнинского районного суда Кировской области, не подтверждает совершение ответчиком всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязательства.
Доказательства совершения должником каких-либо реальных действий, принятия мер, направленных на организацию выполнения работ, а также наличия объективных препятствий к их осуществлению, судебному приставу-исполнителю и суду не были представлены.
Выводы суда первой инстанции о фактическом исполнении решения Омутнинского районного суда от 09 октября 2013 года не обоснованы, сделаны без учета характера работ, обязанность по выполнению которых была возложена на ответчика.
То обстоятельство, что с 01 января 2014 года организация работ возможна только путем проведения открытых аукционов в электронной форме, само по себе не является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, не свидетельствует об отсутствии его вины в неисполнении судебного акта в полном объеме в установленный срок.
Необходимость организации в проведении работ была заблаговременно известна должнику, однако требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены, указанные меры, предпринятые должником (заключение договоров на выполнение проекта работ, составление сметы и другие), по своей сути не относятся к предмету исполнения, что также свидетельствует о непринятии заявителем всех зависящих от него мер к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом судебная коллегия отмечает, что указанные в заявлении ссылки заявителя не относятся к обстоятельствам, исключающим ответственность должника за неисполнение обязательства в соответствии со статьи 401 Гражданского кодекса РФ. Данные обстоятельства могут иметь значение при разрешении вопроса об отсрочке исполнения судебных решений либо о снижения размера исполнительского сбора, с которыми должник не обращался.
Таким образом, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств осуществления администрацией муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» реальных действий и принятия необходимых мер, направленных на исполнение решения суда в полном объеме, судебная коллегия полагает, что факт отсутствия вины администрации муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» в неисполнении решения суда нельзя считать установленным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора отсутствуют. Следовательно решение Омутнинского районного суда Кировской области от 05 марта 2015 года подлежит отмене в связи с несоответствиями выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Жалобу представителя УФССП России по Кировской области ФИО4 удовлетворить.
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 05 марта 2015 года отменить.
В удовлетворении требований администрации муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Председательствующий: Судьи: