ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2644/2021 от 09.11.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты> Дело № 33-2644/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2021 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Вишнякова О.В., Литвиновой Т.Н.,

при секретаре – помощнике судьи Остапенко Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству культуры и архивного дела Сахалинской области, Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Казенному предприятию Сахалинской области «Производственно-техническое управление» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, -

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 апреля 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

В обоснование заявленных требований он указал, что ему было предоставлено для проживания служебное жилое помещение поадресу: <адрес> находящееся на балансе <данные изъяты> В данной квартире он проживает по настоящее время, прав на другое жилое помещение не имеет, ранее в приватизации не участвовал. При обращении в Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области по вопросу приватизации занимаемой квартиры он получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ с отказом. Полагал, что данный отказ является неправомерным, нарушающим его права, поскольку, являясь работником культуры со стажем более <данные изъяты> лет, выйдя на пенсию по старости, он подпадает под категорию граждан, имеющих право на приватизацию служебных жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.04.2017г. №176 «Об утверждении порядка передачи отдельных служебных помещений специализированного жилищного фонда в собственность работников государственных учреждений культуры и работников государственных образовательных учреждений в сфере культуры». Просил признать отказ в приватизации занимаемого им жилого помещения незаконным и признать за ним право собственности на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Лескова Н.В. на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представители ответчиков Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области – ФИО2, Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – ФИО3, Казенного предприятия Сахалинской области «Производственно-техническое управление» - ФИО4 с иском не согласились.

Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует истец ФИО1, просит это решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

В своей апелляционной жалобе он излагает обстоятельства дела и приводит доводы, положенные в основу заявленных требований. Указывает, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Сахалинской области от 27.04.2017г. №176 он, являясь работником культуры со стажем более <данные изъяты> лет, выйдя на пенсию по старости, подпадает под категорию граждан, имеющих право на приватизацию служебных жилых помещений. Отмечает, что отказывая в удовлетворении его требований, суд необоснованно сослался на то обстоятельство, что он к заявлению о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ не приложил справки о составе семьи с прежних мест жительства, и справки органов местного самоуправления о том, что он не принимал участия в приватизации ранее. Обращает внимание, что представленный им пакет документов был принят и рассмотрен, какие-либо дополнительные документы от него не требовали, на протяжении всего времени рассмотрения заявления о приватизации не было сказано о том, что необходимы дополнительные сведения. Полагает, что отказ в удовлетворении его заявления о приватизации был мотивирован иными обстоятельствами.

На данную жалобу от представителя Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области - ФИО5 поступили письменные возражения, в которых она просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав истца ФИО1 и его представителя адвоката Лескову Н.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения против удовлетворения этой жалобы представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – ФИО3, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации -каждый вправе иметь имущество в собственности. Устанавливая право гражданина на жилище, государство в части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖКК РФ) - граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.

Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В силу статьи 11 указанного Закона РФ №1541-1 - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статьей 4 Закона РФ №1541-1 предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Между тем, собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат. А в силу части 2 статьи 4 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» только собственник вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьей 13 ЖК РФ полномочия по определению порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации (к которым согласно пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся, в том числе и служебные жилые помещения) предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.04.2021г. №134 утвержден Порядок предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Сахалинской области, находящихся в оперативном управлении казенного предприятия Сахалинской области «Производственно-техническое управление». Пунктом 17 указанного Порядка определено, что служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению, приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке. Вместе с тем, на момент обращения ФИО1 с заявлением о приватизации занимаемого служебного жилого помещения указанное Постановление №134 не действовало (не было принято).

Вопросы приватизации служебных жилых помещений, находящихся в государственной собственности Сахалинской области, регулирует Постановление Правительства Сахалинской области от 27 апреля 2017 года №176 «Об утверждении Порядка передачи отдельных служебных помещений специализированного жилищного фонда в собственность работников государственных учреждений культуры и работников государственных образовательных учреждений в сфере культуры» (далее – Порядок).

На основании пункта 1.2 указанного Порядка - настоящий Порядок распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные гражданам до вступления в силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также на служебные жилые помещения, предоставленные гражданам, категории которых установлены разделом 2 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 2 Порядка (Раздел 2.Категории граждан, имеющих право на приватизацию служебных жилых помещений) - правом на приватизацию служебных жилых помещений обладают работники государственных учреждений культуры и работники государственных образовательных учреждений в сфере культуры (далее - организации), при наличии стажа работы в государственных учреждениях культуры и (или) государственных образовательных учреждениях в сфере культуры Сахалинской области не менее 20 лет, которым предоставлены служебные жилые помещения, не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателями или членами семьи нанимателей других специализированных жилых помещений либо собственниками или членами семьи собственников жилых помещений, включая: пенсионеров по старости (п. «а»).

Согласно пункту 3.1 Порядка - для принятия решения о приватизации служебного жилого помещения наниматель представляет в Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области письменное заявление на имя министра культуры и архивного дела Сахалинской области. К заявлению прилагаются следующие документы: - ходатайство-характеристика организации в связи с характером трудовых отношений (ходатайство-характеристика не требуется для нанимателей, которым служебное жилое помещение было предоставлено до вступления в силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»); - подлинники и копии паспортов, свидетельств о регистрации или расторжении брака, свидетельств о рождении детей и иных документов, подтверждающих состав семьи нанимателя; - заверенная копия трудовой книжки; - заверенная копия приказа о приеме гражданина на работу (об увольнении); - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на каждого члена семьи; - справка из Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» о наличии (отсутствии) фактов регистрации права и (или) постановки на технический учет объектов недвижимого имущества на каждого члена семьи; - другие документы, подтверждающие право граждан на приватизацию служебных жилых помещений в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка; - ордер на жилое помещение либо документ, подтверждающий право на предоставление данной жилой площади; - справка о составе семьи; - выписка из лицевого счета на жилое помещение; - заявления членов семьи об участии в приватизации или об отказе от участия в приватизации в пользу других членов семьи; - справки об отсутствии забронированных жилых помещений за пределами Сахалинской области на каждого члена семьи; - справки о составе семьи с прежних мест жительства, а также справки органов местного самоуправления о том, что граждане не принимали участия в приватизации ранее (в случае предоставления приватизируемого служебного жилого помещения после вступления в силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В силу пункта 3.2 Порядка - заявление нанимателя и представленные документы рассматриваются на заседаниях комиссии министерства культуры и архивного дела Сахалинской области по принятию решений о признании прав на приватизацию служебных жилых помещений и оформляются соответствующим протоколом. По итогам рассмотрения заявления и представленных документов предложения комиссии о признании гражданина имеющим право на приватизацию или об отказе в признании гражданина имеющим право на приватизацию служебного жилого помещения вносятся министру культуры и архивного дела Сахалинской области. Министр утверждает решение комиссии путем оформления соответствующего распоряжения министерства культуры и архивного дела Сахалинской области. Выписка из распоряжения министерства культуры и архивного дела Сахалинской области о принятом решении доводится до сведения заявителя. Решение об отказе в признании гражданина имеющим право на приватизацию служебного жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Протокол комиссии министерства культуры и архивного дела Сахалинской области по принятию решений о признании прав на приватизацию служебных жилых помещений и распоряжение министерства культуры и архивного дела Сахалинской области, указанные в пункте 3.2 настоящего Порядка, направляются в министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области для принятия решения о даче согласия на приватизацию служебного жилого помещения либо отказе в даче согласия на приватизацию служебного жилого помещения. По результатам рассмотрения решение оформляется соответствующим распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области. Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области о принятом решении доводится до сведения заявителя. Решение об отказе в даче согласия на приватизацию служебного жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (пункт 3.3. Порядка).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Он является пенсионером по старости, со стажем работы в государственных учреждениях культуры и (или) государственных образовательных учреждениях в сфере культуры Сахалинской области более <данные изъяты> лет.

Согласно выписки из ЕГРН жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Сахалинской области, и с ДД.ММ.ГГГГ находится в оперативном управлении Казенного предприятия Сахалинской области «Производственно-техническое управление». На основании распоряжения губернатора Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ. между Казенным предприятием Сахалинской области «Производственно-техническое управление Правительства Сахалинской области» (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения в специализированном жилом фонде. По условиям этого договора ФИО1 предоставлена во временное пользование (на период трудовых отношений в учреждениях культуры Сахалинской области) с правом регистрации служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В настоящее время в этом жилом помещении зарегистрирован и проживает только ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к министру культуры и архивного дела Сахалинской области с заявлением о приватизации занимаемого служебного жилого помещения. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. на заседании комиссии Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области принято решение о признании за ФИО1 права на приватизацию занимаемого им служебного жилого помещения. Распоряжением Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанное решение комиссии было утверждено. В соответствии с вышеуказанным Порядком протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. были направлены в адрес МИЗО Сахалинской области для принятия решения о даче согласия на приватизацию истцом служебного жилого помещения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в заключении договора на передачу жилого помещения в собственность, со ссылкой на часть 3 статьи 92 и 100 ЖК РФ, которые не предусматривают возможности приватизировать специализированные жилые помещения.

Руководствуясь приведенными нормами закона, положениями статьи 56 ГПК РФ, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом ФИО6 требований о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого служебного жилого помещения и о признании за ним права собственности на занимаемое служебное жилое помещение в порядке приватизации; поскольку при обращении за приватизацией спорного жилого помещения истец предоставил не все документы, предусмотренные перечнем, изложенным в пункте 3.1 Порядка (не были приложены справки о составе семьи с прежних мест жительства, а также справки органов местного самоуправления о том, что он не принимал участия в приватизации ранее). Отсутствие указанных документов лишило возможности уполномоченным органам сделать правильный вывод о наличии или отсутствии у истца права на приватизацию занимаемого жилого помещения. Кроме того, приватизация служебных жилых помещений фактически является отчуждением собственности публично-правового образования в пользу граждан, то есть реализацией правомочия собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Предоставление федеральным законом уполномоченному органу возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет его обязанности принимать решение о приватизации конкретных служебных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать передачи их в собственность. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, достаточно подробно изложены в решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении суда, фактически указывают на иную оценку установленных по делу обстоятельств, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 12 апреля 2021 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г.Владивосток Приморского края) в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи: Вишняков О.В.

Литвинова Т.Н.