ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №33-26450/2017
19 декабря 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Хамидуллиной Э.М.
судей Гареевой Д.Р. и Козловой Н.В.
при секретаре Фаткуллине Р.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее – ГКУ Служба весового контроля) к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего регионального и (или) межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Гареевой Д.Р.,, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГКУ Служба весового контроля обратилось в суд к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего регионального и (или) межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза в размере 846 438 рублей
Свои требования мотивирует тем, что 29 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги адрес сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства грузовой тягач марки №... и полуприцепа к нему марки №..., принадлежащие ФИО1 и под его же управлением. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза, чем был причинен ущерба автомобильным дорогам ФИО1 была направлена претензия о необходимости уплаты суммы ущерба, ответ на претензию получен не был, денежные средства не уплачены.
Решением Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года иск ГКУ Служба весового контроля удовлетворен. С ФИО1 в пользу ГКУ Служба весового контроля взыскан причиненный ущерб в размере 846 438 рублей. С ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 11664 рубля 38 копеек.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что он вез груз, предназначенный для ремонта дорог и улиц к саммиту ШОС и БРИКС 2015, на транспортировку которого не распространяются ограничения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив представленные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Согласно части 1 статьи 1064, части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещено пользователям автомобильными дорогами, в том числе, осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 указанного Закона, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934, вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно п. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, временные ограничение или -прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в Порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п.4.1, 4.3 указанного Постановления, временное ограничение движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводится в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванного их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур.
Предельно допустимая для проезда в весенний период по автомобильным дорогам общего пользования нагрузка на ось транспортного средства устанавливается в зависимости от технической категории автомобильной дороги с учетом результатов оценки ее технического состояния.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года № 173-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01 по 30 апреля 2015 года было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению. При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
По делу установлено, что 29 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги адрес сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, совместно с сотрудниками Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства грузовой тягач марки №... и полуприцепа марки №..., принадлежащий ответчику ФИО1 и под его же управлением.
Взвешивание производилось в соответствии с требованиями законодательства на весовом оборудовании (ВА-40Д весы автомобильные для взвешивания) фирмы НПФ «Мета», заводской номер 103.
По результатам произведенного весового контроля составлен акт №4958 от 29 апреля 2015 года, из содержания которого следует, что на участке дороги адрес, протяженностью 247 км. нагрузка у транспортного средства №... и полуприцепа с учетом 2% погрешности составила на 1 ось - 6,80 %, 2 ось - 44,75%, на 3 ось - 38,50%, на 4 ось - 103%, на 5 ось - 107,67%, на 6 ось - 105% на основании которого было зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок как на оси транспортного средства, так и по общей массе транспортного средства, а также был зафиксирован факт перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения. Указанный акт подписан ответчиком без каких-либо возражений.
Согласно расчету вреда, причиненного автомобильным дорогам, к акту № 4958 от 29 апреля 2015 года сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 846 438 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определив юридически значимые обстоятельства, установив их в ходе судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном взыскании ущерба на том основании, что он перевозил груз, предназначенный для дорожных работ к саммиту ШОС, БРИКС, что подтверждается транспортной накладной, судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, согласно п.4.5 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года №50, временное ограничение движения в весенний период не распространяется на транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов, применяемых при проведении на автомобильных дорогах аварийно-восстановительных и ремонтных работ.
Из транспортной накладной, представленной ответчиком в подтверждение своих доводов, следует, что он перевозил груз – бордюры для ремонта дорог и улиц к саммиту ШОС и БРИКС 2015, масса груза составляет 20 тонн. Между тем, согласно акту №4958 от 29 апреля 2015 года, масса автомобиля №... с полуприцепом составила 33,70 тонн.
Таким образом действие указанного Постановления Правительства РБ не распространяется на транспортировку бордюров.
Таким образом, факт перевозки тяжеловесного груза по дорогам общего пользования без специального разрешения ответчиком не опровергнут.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку доказательств по делу, установленных и исследованных судом в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия также не усматривает. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Имашева Э.М.