Судья Баканова О.А.
Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-2645/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 апреля 2013 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокуратуры Иркутской области в интересах Российской Федерации к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании предоставить список всех сотрудников и государственных гражданских служащих, предоставить личные дела
по апелляционной жалобе руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области Дина Ю.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 января 2013 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокуратура Иркутской области в интересах РФ обратилась в суд с заявлением к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании предоставить список всех сотрудников и государственных гражданских служащих, предоставить личные дела.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Иркутской области на 2 полугодие 2012 года, утвержденного заместителем прокурора области Зенковым С.Д. 16.07.2012 в октябре 2012 г. была запланирована проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе, в части соблюдения государственными служащими запретов и ограничений, установленных законодательством РФ в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области. В рамках проведения проверки 29.08.2012 заместителем прокурора Иркутской области Некрасовым А.А. на имя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Дина Ю.В. был направлен запрос с требованием о предоставлении в прокуратуру области на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» списка всех сотрудников и государственных гражданских служащих Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, списка сотрудников и госслужащих, уволенных из Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области в 2011 и 2012 годах, с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, паспортных данных. Кроме того, прокуратурой предложено подготовить для проверки личные дела сотрудников и государственных служащих, имеющуюся документацию, регламентирующую в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области порядок прохождения государственной службы, ограничения и запреты при ее прохождении.
В соответствии с ответом руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Дина Ю.В. от 14.09.2012 в исполнении требований заместителя прокурора Иркутской области было отказано.
На повторный запрос прокуратуры области от 19.10.2012 с аналогичными требованиями и подробным разъяснением законодательства, также поступил ответ с отказом его исполнения за подписью и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области ФИО1
Кроме того, 12.11.2012 старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ФИО2, прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ФИО3 осуществлен выход в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области, расположенное по адресу: <...>, для проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе в части соблюдения сотрудниками и государственными гражданскими служащими Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области запретов и ограничений, установленных Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При выходе в Следственное управление работникам прокуратуры области ФИО2 и Бондарю О.Н. в доступе к личным делам сотрудников и государственных гражданских служащих руководителем отдела кадров Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области ФИО4 отказано, запрошенная документация для проверки не предоставлена.
Прокурор полагает, что бездействие руководителя Следственного Управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Дина Ю.В., выразившееся в не предоставлении необходимых сведений и документов в рамках проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, является незаконным. Не исполнение требований федерального законодательства о противодействии коррупции и государственной службе в РФ Следственным управлением Следственного комитета РФ по Иркутской области нарушает интересы РФ.
Просил суд признать незаконным бездействие руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области Дина Ю.В., выразившееся в непредоставлении прокуратуре Иркутской области списка всех сотрудников и государственных гражданских служащих Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, списка сотрудников и госслужащих, уволенных из Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области в 2011 и 2012 годах, с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, паспортных данных, а также в непредоставлении для проверки личных дел сотрудников и государственных служащих, имеющейся документации, регламентирующей в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области порядок прохождения государственной службы, ограничения и запреты при ее прохождении; обязать руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Дина Ю.В. в течение десяти дней после вступления решения в законную силу предоставить прокуратуре Иркутской области для проверки список всех сотрудников и государственных гражданских служащих Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, список сотрудников и госслужащих, уволенных из Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области в 2011 и 2012 годах, с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, паспортных данных, а также предоставить для проверки личные дела сотрудников и государственных служащих, документацию, регламентирующую в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области порядок прохождения государственной службы, ограничения и запреты при ее прохождении.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16.01.2013 заявленные требования прокуратуры Иркутской области в интересах РФ к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Иркутской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16.01.2013 руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области ФИО5 просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает следующее.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона о прокуратуре основной функцией органов прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществляющими контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом, Следственный комитет Российской Федерации, и входящие в его систему следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, к указанному перечню не относятся, поскольку Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом.
Приведенные судом нормы о том, что п. 4 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ в не уголовно-процессуальной сферы» от 09.02.2012 № 39 об осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлены обязанности прокуратуры по осуществлению надзора за органами Следственного комитета РФ вне уголовно - процессуальной сферы, не могут быть применены, поскольку противоречат нормам Федерального законодательства.
Полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов Следственным комитетом РФ, за исключением надзора, осуществляемого в рамках полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законодательством органам прокуратуры Российской Федерации не предоставлены.
Судом неправильно истолкованы нормы приказа Генерального прокурора РФ от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» как основание к проведению органами прокуратуры РФ проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах Следственного комитета РФ. Судом не учтено, что ни в Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297, ни в приказе от 28.04.2012 № 186 Генеральной прокуратуры РФ «Об организации исполнения национального плана противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы», не предусмотрены проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе, в части соблюдения государственными служащими запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в Следственных управлениях Следственного комитета РФ. Органы прокуратуры Иркутской области сведениями о допущенных сотрудниками Следственного управления нарушениях антикоррупционного законодательства не располагают, анализа статистики не представлено, в связи с чем, оснований для проведения проверки не имелось. Суд не проверил законность требований прокурора.
Решение суда противоречит требованиям Трудового кодекса РФ и ФЗ «О персональных данных».
Суд не учел, что неисполнение требований прокурора не нарушило прав Российской Федерации, в чьих интересах обратился в суд прокурор области.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Иркутской области Шебетникова Ж.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16.01.2013 оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя Следственного управлении СК РФ по Иркутской области ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 1 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, его сотрудники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу положений статьи 17 указанного федерального закона на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В статье 44 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» закреплено, что надзор, за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
В соответствии с п. 1 Приказа Генпрокурора РФ «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы» от 09.02.2012 № 39, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 1 и 44 Федерального закона от 28.12.2011 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ" на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, приказано Заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, в том числе за исполнением: законодательства о противодействии коррупции, включая антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Следственного комитета; трудового законодательства и законодательства о государственной службе в отношении сотрудников Следственного комитета и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в Следственном комитете, в том числе при принятии решений по результатам служебных проверок.
В силу п. 4 указанного Приказа Генпрокурора РФ при проведении проверок исполнения законов руководствоваться приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и другими организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, регламентирующими вопросы организации надзора за исполнением законов (включая законодательство о противодействии коррупции), с особенностями, установленными настоящим Приказом.
В соответствии с пп. 2 п. 2 Приказа Генпрокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» от 15.05.2010 № 209, Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ: систематически проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, Следственном комитете РФ с привлечением при необходимости иных подразделений Генеральной прокуратуры РФ.
В силу пп. 5 п. 4 Приказа Генпрокуратуры России «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» от 15.05.2010 № 209, прокурорам субъектов РФ, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур при осуществлении прокурорского надзора уделять особое внимание деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, а также работе подразделений кадровых служб территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений.
В соответствии с пп. 3 п. 5 Приказа Генпрокуратуры России «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» от 15.05.2010 № 209, прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, в случаях нарушения руководителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, территориальных и специализированных подразделений Следственного комитета РФ законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции вносить в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции мотивированные предложения о постановке перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ вопроса о привлечении руководителей территориальных (специализированных) подразделений к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с проведением проверки соблюдения законодательства о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области в части соблюдения сотрудниками и государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных федеральными законами, <дата изъята> заместителем прокурора Иркутской области Некрасовым А.А. руководителю Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Дину Ю.В. направлен запрос с требованием о предоставлении в прокуратуру области на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» списка всех сотрудников и государственных гражданских служащих Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, списка сотрудников и госслужащих, уволенных из Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области в 2011 и 2012 годах, с указанием полных ФИО, должности, даты рождения, места регистрации, паспортных данных. Также прокуратурой предложено подготовить для проверки личные дела сотрудников и государственных служащих, имеющуюся документацию, регламентирующую в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области порядок прохождения государственной службы, ограничения и запреты при ее прохождении.
Из ответа руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Дина Ю.В. от 14.09.2012 установлено, что в исполнении требований заместителя прокурора Иркутской области отказано.
<дата изъята> в связи с проведением запланированной прокуратурой области проверкой направлен повторный запрос прокуратуры области с аналогичными требованиями и разъяснением законодательства.
Как следует из ответа и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области СЮ. ФИО1 от <дата изъята>, в удовлетворении требований прокуратуры Иркутской области отказано повторно.
Согласно акту по результатам выхода на проверку в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области от <дата изъята>, старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ФИО2, прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ФИО3 осуществлен выход в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области, расположенное по адресу: <...>, для проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе в части соблюдения сотрудниками и государственными гражданскими служащими Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области запретов и ограничений, установленных Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О Следственном комитете РФ», «О государственной гражданской службе РФ». При выходе в Следственное управление работникам прокуратуры области ФИО2 и Бондарю О.Н. в доступе к личным делам сотрудников и государственных гражданских служащих руководителем отдела кадров Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области ФИО4 отказано, запрошенная документация для проверки не предоставлена.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции с учетом правильно установленных обстоятельств дела и системного толкования указанных норм закона, пришел к верному выводу о том, что надзор за соблюдением в Следственном комитете законодательства о федеральной государственной службе, исполнения его сотрудниками и федеральными государственными служащими требований Федерального закона «О противодействии коррупции» находится в компетенции органов прокуратуры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а именно положения Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «О следственном комитете Российской Федерации» являются несостоятельными, поскольку указанные доводы основаны на ином неправильном толковании закона и основанием к отмене решения суда не являются.
Доводы жалобы о том, что Следственный комитет является федеральным государственным органом и не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем на него не может распространяться прокурорский надзор, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Суд правильно исходил из того, что в существующей системе государственных органов Российской Федерации отсутствуют органы, в отношении которых законодательно установлена невозможность надзора за их деятельностью со стороны органов прокуратуры.
Не основан на нормах закона довод апелляционной жалобы о том, что требования прокуратуры не могут быть исполнены в связи с тем, что согласно положениям Федерального закона «О персональных данных» предоставление прокурору персональных данных возможно только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Поскольку прокурором в рамках предоставленных законом полномочий проводится проверка соблюдения требований законодательства о государственной гражданской службе, руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области обязан в соответствии с требованиями законодательства предоставить прокурору необходимые для проведения прокурорской проверки документы.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 января 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области – без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова