Председательствующий по делу Дело №
судья Копеистова О.Н.
(2-4484/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
судей краевого суда Волошиной С.Э., Бирюковой Е.А.
при секретаре Дагбаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 9 июля 2019 г. гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие ОАО «РЖД» по обеспечению качественного обслуживания пассажиров, беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями (инвалидов, малогабаритных групп населения) к объекту железнодорожного транспорта - железнодорожному вокзалу станции Яблоновая, незаконным.
Обязать ОАО «РЖД» установить на входе в зал ожидания вокзала станции Яблоновая пандус с длиной марша не более 9 метров, уклоном не круче 1:20, с нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной поверхностью, двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9-1 м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3м от конца наклонной части пандуса, в срок до <Дата>.
Заслушав доклад судьи Волошиной С.Э., судебная коллегия
установила:
Транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее. На балансе Читинской дистанции гражданских сооружений на <адрес> находится здание вокзала, расположенное по адресу: <адрес>. В нарушение требований СП 59.13330.2012 ко входу в здание вокзала ведет лестница, состоящая из 3 ступеней, которые не имеют подступенников, не дублируется пандусом для передвижения малогабаритных групп населения. Просит суд признать бездействие ОАО «РЖД» по обеспечению качественного облуживания пассажиров, беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями (инвалидов, малогабаритных групп населения) к объекту железнодорожного транспорта - железнодорожному вокзалу станции Яблоновая, незаконным. Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать ступени лестницы, расположенной на входе в зал ожидания вокзала станции Яблоновая, подступенками, установить на входе в зал ожидания вокзала станции Яблоновая пандус с длиной марша не более 9 метров, уклоном не круче 1:20, с нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной поверхностью, двухсторонним ограждением с поручнями высотой 0,9 м. (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м, расстоянием между поручнями 0,9-1,0м, длиной завершающих горизонтальных частей поручней 0,3м от конца наклонной части пандуса.
Определением от <Дата> производство по делу в части требований об обязании ответчика оборудовать ступени лестницы, расположенной на входе в здание вокзала станции Яблоновая подступенками прекращено, в связи с отказом истца от иска в части (л.д. 24, 49-50).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.52-56).
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Здание вокзала на станции Яблоновая не относится к объекту вновь вводимому в эксплуатацию, поскольку на момент выдачи технического паспорта в 2012 г. здание уже использовалось, т.е. указанный объект был построен ранее 2012 г., реконструкция или модернизация здания вокзала с 2012 г. не производились. Следовательно, на построенный и не прошедший реконструкции (модернизации) ранее <Дата> железнодорожный вокзал <адрес>, требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не распространяются. Для обеспечения помощи инвалидам и маломобильным группам населения в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи (л.д. 58-61).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Иванову М.В., представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд руководствовался ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 1, 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта от 19 декабря 2013 г. № 473, СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 и исходил из того, что вход в здание вокзала на ст. Яблоновая не дублируется пандусом для передвижения маломобильных групп населения. Суд пришел к выводу о том, что ОАО «РЖД» не выполняет обязанность по качественному обслуживания пассажиров, в том числе по обеспечению безопасности железнодорожного вокзала и удовлетворил иск прокурора.
С правильными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, а доводы жалобы полагает необоснованными.
Довод жалобы о неприменении положений ст. 15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не может быть применен по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, указание на применение положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи утвержден приказом Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Технического регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В пункт 41 названного Перечня включены положения Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605.
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 требования документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные поменщения, доступные для МГН включая входные узлы, В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (ст. 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006).
Таким образом, вопреки позиции ответчика действие СП 59.13330.2012 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна С.Э. Волошина