33-2647/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2019 года г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего В.Н. Милютина
судей О.Р. Фархиуллиной
ФИО1
при секретаре Р.Р. Валетдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования адрес в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному учреждению по благоустройству адрес городского округа адрес РБ, Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа адрес РБ, третьему лицу Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес РБ о возложении обязанности по проведению паспортизации и освещению дорог по адрес (б3в) и Камышлинская (б,в,г) и возложению обязанности по обеспечению уличным освещением внутригородских дорог, устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации – удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан выразившееся в необеспечении уличным освещением дороги расположенной за адрес, от адрес до адрес.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан организовать уличное освещение дороги расположенной за адрес, от адрес до адрес в течении 4 месяцев после вступления данного решения в законную силу.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан провести паспортизацию дороги расположенной за адрес, от адрес до адрес в течении года после вступления данного решения в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
установила:
адрес в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному учреждению по благоустройству адрес городского округа адрес РБ о возложении обязанности по проведению паспортизации и освещению дорог по адрес (б,в) и Камышлинская (б,в,г) и возложению обязанности по обеспечению уличным освещением внутригородских дорог, устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес по обращению депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что в проездах, расположенных за адрес, имеются дублирующие улицы с адресами домов, аналогичными по названию с вышеуказанными улицами, на дороге расположенной от адрес до адрес отсутствует освещение, не проведена паспортизация дорог.
Установлено, что дорога на указанных проездах образована в результате строительства индивидуальными застройщиками частных домовладений, не предусмотренных генеральным планом застройки адрес, дорога на балансе Администрации городского округа адрес не состоит, паспортизация указанных дорог не произведена.
На указанных улицах имеются электрические столбы (электроопоры) на которых отсутствуют фонари освещения, отсутствует освещения дорог.
Отсутствие искусственного освещения на улицах повышает аварийность на участках дороги. Способствует совершению преступлений, безопасность на улице непосредственно с вяза с фактором освещения.
Отсутствие паспортов дорог препятствует проведению дальнейших работ по строительству дорожного полотна.
На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, Муниципального бюджетного учреждения по благоустройству адрес городского округа адрес выразившееся в необеспечении уличным освещением дороги расположенной за адрес, от адрес до адрес, не проведении паспортизации указанных дорог, а также обязать ответчиков обеспечить освещением дорогу, расположенную за адрес, от адрес до адрес, также разработать паспорта дорог в течении месяца после вступления решения в законную силу.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, прокурора ФИО4, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с подпунктами 5 и 19 части 1 ст. 14 указанного Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу п.п.5 и 25 ч.1 ст.16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).
Аналогичные положения содержатся в п.п.4 ч.2 ст.32.1 Устава Городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст.18).
Пункт 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся, в том числе, и объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным, в том числе полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренным статьей 19 Устава, к полномочиям которой на основании Устава Городского округа города Уфа Республики Башкортостан относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Ленинского района г.Уфы проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что в проездах, расположенных за улицами Камышлинская и Волжская г.Уфы, имеются дублирующие улицы с адресами домов, аналогичными по названию с вышеуказанными улицами, на дороге расположенной от дома №61 по ул. Камышлинская г.Уфы до дома №93а по ул. Волжская г.Уфы отсутствует освещение, не проведена паспортизация дорог.
На указанных улицах имеются электрические столбы (электроопоры) на которых отсутствуют фонари освещения, отсутствует освещение дорог. Отсутствие искусственного освещения на улицах повышает аварийность на участках дороги. Способствует совершению преступлений, безопасность на улице непосредственно связана с фактором освещения.
Отсутствие паспортов дорог препятствует проведению дальнейших работ по строительству дорожного полотна.
Также судом первой инстанции с помощью проведения выездного судебного заседания, установлено, что на дороге расположенной от дома №61 по ул. Камышлинская г.Уфы до дома №93а по ул. Волжская г.Уфы отсутствует освещение, на указанных улицах имеются электрические столбы (электроопоры) на которых отсутствуют фонари освещения, отсутствует освещение дорог.Определением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО Ассоциация Независимых экспертов № 80-С/Т-10.2018 проезд в городе Уфа в районе ул. Камышлинская (от дома №61в,г,д. до 19б) и ул.Волжская (от дома №276 до дома №54а и до дома №62) -которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям и другим объектам, расположенным на данных улицах, объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Законом «Об автомобильных дорогах», относится к дорогам общего пользования местного значения, для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч.3 ст. 5).
Отсутствие установленных сроков реализации проекта планировки путем сноса существующей застройки и строительства новой не ограничивает возможности и условия организации временного дорожного проезда путем и выравнивания проезжей части, установки освещения, дорожных знаков. Также, по мнению эксперта, проведение паспортизации проезда по улицам Камышлинская и Волжская при условии наличия проектов планировки и межевания территории, а также при отсутствии установленных сроков возможно.
Указанные в исковом заявлении проезды, расположенные за улицами Камышлинская и Волжская г.Уфы, от дома №61 по ул. Камышлинская г.Уфы до дома №93а по ул.Волжская, г.Уфы не соответствуют проектам планировки и межевания территории ограниченной улицами Шмидта, ФИО5, автодорогой «Уфа-Затон», рекой Белой №№ 2677, 3157, 1320.
Выводы эксперта не противоречат установленным обстоятельствам дела, представленным в ходе рассмотрения дела доказательствам, полностью соответствуют требованиям ст. 86 ГПК РФ. Заключение дано в соответствии с требованиями Федерального закона N 73 ФЗ от 31 мая 2011 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", и другой нормативной документацией.
Также судом первой инстанции было учтено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства уличное освещение на участке дорог по улицам Волжская (б,в) и Камышлинская (б,в,г) Ленинского района г. Уфы в ночное время отсутствует, так как на электроопорах отсутствуют светильники.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию городского округа город Уфы Республики Башкортостан обязанность по обеспечению уличным освещением внутригородских дорог по улицами Камышлинская и Волжская, от дома №61 по ул. Камышлинская г. Уфы до дома №93а ул. Волжская г.Уфы в течении 4 месяцев после вступления данного решения в законную силу.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает положения части 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", согласно которым к собственности поселения отнесены все автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частями 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N 221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1.); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4).
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм относится к вопросам местного значения.
Согласно статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения энергообеспечения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация благоустройства территории округа, включая освещение улиц, относится к вопросам местного значения городского округа.
Из вышеизложенного следует, что на ответчика возложены: организация в границах поселения энергообеспечения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация благоустройства территории округа, включая освещение улиц, однако указанные обязанности ответчиком не исполняются в части обеспечения беспрерывного наружного искусственного освещения в адрес в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа по организации благоустройства территории, в том числе относит освещение улиц.
Как установлено судом первой инстанции, согласно Решению Совета городского округа адрес РБ от 02.07.2009 N 17/7 "Об утверждении Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" наружное освещение - совокупность элементов, предназначенных для освещения в темное время суток магистралей, улиц, площадей, парков, скверов, бульваров, дворов и пешеходных дорожек города.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, дороги, проезды, набережные, парки, скверы, бульвары, которые должны иметь наружное освещение в темное врем суток.
Не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отсутствие искусственного освещения на улицах повышает аварийность на участках дороги. Способствует совершению преступлений, безопасность на улице непосредственно связана с фактором освещения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом обоснованно удовлетворены исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить уличным освещением улицы Волжская (б,в) и Камышлинская (б,в,г)
Правильным является вывод суда о том, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации спорного участка дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
Таким образом, требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить, возложенные на него законом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что паспортизация невозможна, в связи с отсутствием проектов планировки межевания территории, судебной коллегией отклоняется, поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации спорного участка дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
К тому же, согласно выводу экспертного заключения отсутствие установленных сроков реализации проекта планировки путем сноса существующей застройки и строительства новой не ограничивает возможности и условия организации временного дорожного проезда путем выравнивания проезжей части, установки освещения, дорожных знаков. Также, проведение паспортизации проезда по улицам Камышлинская и Волжская при условии наличия проектов планировки и межевания территории, а также при отсутствии установленных сроков возможно.
О проведении повторной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи О.Р. Фархиуллина
ФИО1
Справка: судья Харламов Д.А.