ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-264/13 от 16.01.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

  Судья Луханина О.В.                                                                Дело № 33-264/13

                            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Дьякова М.И.,

судей                                 Кулеш О.А., Мокрушиной В.П.

при секретаре                   Федотовой Л.А.

с участием прокурора     Фоминой П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Алейска на решение Алейского городского суда Алтайского края от 09 ноября 2012 года по делу по заявлению С.С.В. об оспаривании нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия

                                       УСТАНОВИЛА:

Подпунктом 1.1 пункта 1, пунктом 2 Приложения № 1 к решению Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 19 декабря 2007 года № 146 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» (далее по тексту - Решение от 19 декабря 2007 года № 146) с 01 января 2008 года установлен норматив потребления тепловой энергии на централизованное отопление в размере 0,043 Гкал/кв.м. в месяц (период начисления 7 месяцев), 0,025 Гкал/кв.м. в месяц (период начисления 12 месяцев); норматив вывоза твердых бытовых отходов 0,3 куб. м. на человека.

С.С.В. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просил признать недействующим со дня принятия решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 19 декабря 2007 года № 146 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» в части установления подпунктом 1.1. Приложения № 1 норматива потребления тепловой энергии в месяц на централизованное отопление (0,043 Гкал на кв.м общей площади за отопительный период начисления 7 месяцев и 0,025 Гкал на кв.м общей площади за период начисления 12 месяцев) и в части установления пунктом 2 Приложения 1 норматива вывоза твердых бытовых отходов в месяц (0,3 куб.м на 1 человека), ссылаясь в обоснование требований на следующие доводы и обстоятельства.

Заявитель проживает в <адрес> в <адрес> Алтайского края и является потребителем коммунальных услуг. В занимаемом им жилом помещении индивидуальных приборов учета не установлено, в связи с этим, оплату за предоставляемые коммунальные услуги он производит исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Решением от 19 декабря 2007 года № 146.

Нормативы потребления тепловой энергии на централизованное отопление установлены без соблюдения требований подпункта «д» пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, в силу которых при определении нормативов потребления отопления (теплоснабжения) необходимо учитывать такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Кроме того, размер нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома, являясь расчетной величиной для определения количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами зависит от количества этажей и года постройки дома, а так же расчетной температуры наружного воздуха.

Установленный норматив вывоза твердых бытовых отходов противоречит законодательству.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ номер 491, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, относится к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, плата за которое в свою очередь в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения, а её размер для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Решением Алейского городского суда Алтайского края от 09 ноября 2012 года заявление С.С.В. удовлетворено.

Постановлено признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 19 декабря 2007 года № 146 в части установления подпунктом 1.1 Приложения № 1 норматива потребления тепловой энергии в месяц на централизованное отопление и в части установления пунктом 2 Приложения № 1 норматива вывоза твердых бытовых отходов в месяц 0,3 куб.м на 1 человека.

В апелляционной жалобе администрация г.Алейска Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что решение, положения которого оспорены, принято уполномоченным органом. Нормативы потребления тепловой энергии установлены на основании обращения МУП «Объединенные котельные и тепловые сети» по планово-расчетным показателям на 2004 год с учетом среднегодовой температуры, что соответствует порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг. Применение расчетного метода не противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг № 306. Указанными Правилами не предусмотрен срок приведения в соответствие с положениями Правил ранее утвержденных нормативов, более того, не определен верхний предел срока действия нормативов. Суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что ресурсоснабжающие организации города не обращались в уполномоченный орган для установления нового или изменения действующего норматива. Факт нарушения оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов заявителя, не доказан. Разъяснения, изложенные в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 марта 2009 года № 6177-АД/14, в силу которых органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов, были приняты уже после утверждения оспариваемых нормативов. Более того, по мнению представителя администрации, данная норма распространяет свое действие на нормативы для полигонов твердых бытовых отходов. Полигон твердых бытовых отходов на территории города отсутствует.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Алейского межрайонного прокурора И.Ю.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Фоминой П.В. о законности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

При вынесении решения суд исходил из того, что в нарушение положений ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ЖК РФ) и п.10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее по тексту- Правила), администрация г.Алейска установила единый норматив потребления услуг теплоснабжения без учета различий в конструктивных и технических параметрах жилых домов, а также степени их благоустройства, что нарушает права неопределенного круга лиц, оплачивающих коммунальные услуги по тарифам, рассчитанным на основе названного норматива.

Судебная коллегия полагает, что такие выводы городского суда основаны на правильном толковании норм материального права и имеющихся в материалах дела доказательствах.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствииисходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Судом установлено, что администрация гАлейска приняла решение, которым норматив вывоза твердых бытовых отходов, опубликовав его в газете «Маяк Труда» № 169 (9442) от 29 декабря 2007 года. Однако данный нормативный правовой акт противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, на основании приведенной ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство РФ утвердило названные выше Правила, определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, к числу которых относится и отопление, а также требования к их формированию.

Данными Правилами предусмотрено следующее. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п.9 Правил).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п.10 Правил).

Под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома) (п.2 Правил).

Из анализа приведенных положений Правил в их совокупности следует, что суд пришел к правильному выводу о том, что нормативы потребления тепловой энергии должны быть дифференцированы по группам жилых домов, характеризующихся едиными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства. Однако при утверждении оспариваемым решением норматива потребления тепловой энергии это не было сделано.

Из материалов дела, в том числе выписки из перечня специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемого в эксплуатацию филиалу «Барнаульский» ОАО «Славянка» по договору от 02 августа 2010 года № 1-УЖФ, следует, что в г.Алейске имеются жилые дома, которые в зависимости от этажности можно разделить на 4 группы: 1- этажные, 2- этажные, 3-4 этажные, 5-9 этажные. Данное обстоятельство в апелляционной жалобе заинтересованным лицом не оспаривается.

В силу приведенных выше положений Правил это свидетельствует о наличии различий в конструктивных и технических параметрах домов, что влечет необходимость установления различных нормативов теплопотребления.

Между тем, администрацией был определен единый норматив теплопотребления, что противоречит приведенным выше нормам права.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о незаконности установленного норматива потребления тепловой энергии в г.Алейске и противоречии оспариваемого решения в части установления указанного норматива нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о противоречии п. 2 Приложения № 1 к решению Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 19 декабря 2007 года № 146 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» об установления норматива вывоза твердых бытовых отходов в размере 0,3 куб. м. на человека, нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение как для нанимателя жилого помещения так и для собственника жилого помещения включается плата за содержание и ремонт жилого помещения, а для нанимателя еще и плата за пользование жилым помещением.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

В силу вышеприведенных положений, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а потому плата за указанные услуги должна исчисляться исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество, которая в силу ч.1 ст.37 ЖК РФ пропорциональна размеру общей площади, принадлежащего собственнику помещения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 2 Приложения № 1 к Решению от 19 декабря 2007 года № 146, которым норматив вывоза твердых бытовых отходов определен в расчете на одного человека, противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в данной части.

Доводы жалобы о том, что нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» установлены на основании обращения МУП «Объединенные котельные и тепловые сети» города Алейска, срок приведения уполномоченными органами утвержденных нормативов в соответствие с названными Правилами не определен, а также о том, что ресурсоснабжающие организации города не обращались в уполномоченный орган для установления нового или изменения действующего норматива, правового значения для настоящего дела не имеют, в связи с чем не могут свидетельствовать о незаконности решения суда.

По этому же основанию не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что разъяснения, изложенные в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 марта 2009 года № 6177-АД/14, были даны после утверждения оспариваемых нормативов, а также о том, что положения статей 13 -14 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов, распространяют свое действие на нормативы для полигонов твердых бытовых отходов.

Само по себе то обстоятельство, что для определения норматива потребления тепловой энергии был использован расчетный метод, применение которого не противоречит Правилам, о незаконности принятого судебного акта не свидетельствует, поскольку по делу установлено, что решение органа местного самоуправление в оспариваемой части принято в противоречии с нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                          ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу администрации города Алейска на решение Алейского городского суда Алтайского края от 09 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи