ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-264/2018 от 11.04.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Куликова Е.А.

Дело № 33-264/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 апреля 2018 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Слободчиковой М.Е.,

судей Кукшиновой О.М., Коневой О.А.,

при секретаре Сушковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 16.01.2018, которым постановлено:

Исковые требования Кудряшовой Г. Н. к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», Комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Кудряшовой Г. Н. дополнительные денежные средства в размере 121 500 рублей на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения 2013 года.

В удовлетворении исковых требований Кудряшовой Г. Н. к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», Комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, отказать.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кудряшова Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО (далее - администрация Николаевского городского поселения), областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (далее - ОГБУ «МФЦ в ЕАО»), комитету социальной защиты населения правительства ЕАО (далее - КСЗН правительства ЕАО), Министерству финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйств РФ (далее - Министерство строительства и ЖКХ РФ) о взыскании дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома.

Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ЕАО, <...>.

В 2013 году в результате крупномасштабного наводнения, указанный жилой дом попал в зону затопления.

На момент наводнения дом был реконструирован, его площадь фактически составляла 59 кв.м. Поскольку реконструкция оформлена надлежащим образом не была, межведомственная комиссия в акте от 24.06.2013 установила, что жилой дом имеет общую площадь 34,7 кв.м., и пришла к выводу, что дому необходим капитальный ремонт.

В связи с чем мера государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, как пострадавшей от наводнения, ей была предоставлена в размере 173 500 рублей из расчёта общей площади принадлежащего ей жилого помещения - 34,7 кв.м.

Решением Смидовичского районного суда ЕАО от 23.07.2015 реконструкция указанного жилого дома признана завершённой в 1993 году, за ней признано право на получение дополнительных денежных средств из федерального бюджета на проведение капитального ремонта дома исходя из площади 59 кв.м.

На администрацию Николаевского городского поселения возложена обязанность внести изменения в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения выплаты на проведение капитального ремонта, указав площадь жилого помещения № <...> по <...> в <...>, ЕАО, 59 кв.м.

Администрация Николаевского городского поселения возложенную решением суда обязанность исполнила. Однако выплата дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта произведена не была. ОГБУ «МФЦ» от 30.10.2015 отказало ей в выплате дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта.

Считает данный отказ незаконным и просила взыскать с ответчиков дополнительные денежные средства на проведение капитального ремонта дома в размере 121 500 рублей.

В судебном заседании Кудряшова Г.Н. исковые требования поддержала по доводам искового заявления, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что пристройка к дому была построена в 90-х годах, но надлежащим образом не оформлена. В связи с чем выплата денежных средств на капитальный ремонт также была рассчитана из площади дома без пристройки. Поскольку на момент затопления пристройка и дом являлись единым объектом недвижимости, то выплата денежных средств на капитальный ремонт должна быть рассчитана и выплачена с учётом пристройки.

Пояснила, что на момент наводнения других пригодных для проживания жилых помещений у неё в собственности не было.

Представитель администрации Николаевского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, так как администрация не уполномочена на принятие решения о выплате денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённых в результате крупномасштабного наводнения на территории ЕАО в 2013 году жилых помещений.

Представитель Министерства строительства и ЖКХ РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом. В возражение на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование указал, что Министерство строительства и ЖКХ РФ в рамках федеральной программы «Жилище» реализовало свои полномочия по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, выделив из федерального бюджета в 2013 году и 2014 году денежные средства. В федеральном бюджете на 2015, 2016, 2017 и 2018 годы денежные средства на мероприятия по оказанию мер социально поддержки указанным гражданам не предусмотрены. Предоставление денежных средств на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом запрещено.

Также указал, что мера государственной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта предоставляется пострадавшим гражданам однократно и в отношении одного жилого помещения, находящегося в собственности на момент чрезвычайной ситуации. Поскольку Кудряшовой Г.Н. в 2013 году была предоставлена выплата на проведение капитального ремонта жилого дома, рассчитанная из площади дома 34,7 кв.м., то увеличение площади жилого помещения после наводнения не является основанием для производства дополнительных выплат на капитальный ремонт.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом. В возражение на исковое заявление указал, что истица право на получение мер государственной поддержки, как пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, реализовала 24.12.2013, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать. Наличие в собственности Кудряшовой Г.Н. другого жилого помещения исключает её право на выплату денежных средств на проведение капитального ремонта.

Представитель КСЗН правительства ЕАО, представитель ОГБУЗ «МФЦ в ЕАО» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просило решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указало, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставлялись для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, в рамках федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы финансирование мероприятий по данному направлению не предусматривает.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации мер государственной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015. В связи с этим в бюджет ЕАО в 2015 году дополнительно направлены бюджетные ассигнования в размере 276 011,3 рублей.

Между тем, в суд за правом на получение дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта дома, Кудряшова Г.Н. обратилась в 2015 году. После вынесения Смидовичским районным судом ЕАО решения о признании за ней права на получение дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта дома, ОГКУ «МФЦ в ЕАО» вернуло ей документы для доработки. При таких обстоятельствах истица имела возможность получить указанную выплату в полном объёме своевременно, однако в суд с настоящим иском обратилась спустя 2 года.

Считает, что Кудряшова Г.Н. своё право на получение денежных средств на проведение капитального ремонта дома реализовала 24.12.2013, получив 173 500 рублей, рассчитанных из общей площади дома 34,7 кв.м.

Полагает, что Министерство финансов России является ненадлежащим ответчиком по делу.

В возражение на апелляционную жалобу Кудряшова Г.Н. просила решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Истица, представители ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрело дело без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В связи с крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории ЕАО в 2013 году, в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, исходя из стоимости ремонта 1 кв.м жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт «г» пункта 2).

В силу части 1 статьи 1 закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017.

Меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано повреждённым, предоставляются в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта этого жилого помещения (ч. 2 ст. 3 закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ).

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера, к каковым относится крупномасштабное наводнение, произошедшее на территории ЕАО в 2013 года, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 13 и 16 Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп (далее - Порядок), ОГКУ «МФЦ» после получения от органов местного самоуправления списков граждан, имеющих право на получение указанную выплату, и документов, при отсутствии замечаний, направляют их в управление архитектуры и строительства правительства ЕАО. Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО составляет сводный список, обеспечивает его согласование с отделом Федеральной миграционной службы России по ЕАО, Управлением Министерства внутренних дел РФ по ЕАО и утверждение губернатором ЕАО. Выплата ОГКУ «МФЦ» производится после утверждения списка губернатором ЕАО путём перечисления денежных средств на расчётный счёт гражданина, указанный в заявлении.

В силу пункта 3 постановления правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп «О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайно ё ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, для проведения капитального ремонта повреждённых жилых помещений» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённых жилых помещений, осуществляется за счёт средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно пункту 4 Правил (Приложение № 11(1) к федеральной программе «Жилище» на 2011-2015 годы) предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключённого между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (пункт 11 Правил).

В связи с чем Министерство строительства и ЖКХ РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со статьёй 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Министерства строительства и ЖКХ РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Кудряшова Г.Н. на основании договора дарения от <...> является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, 27.09.2013 ей выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный дом, с указанием площади жилого дома 34,7 кв.м.

Согласно акту обследования указанного жилого дома от 24.09.2013 № 166 и принятого на его основании заключения от 25.09.2013, жилое помещение истицы признано непригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту.

24.12.2013 Кудряшовой Г.Н. была предоставлена мера государственной поддержки в виды выплаты денежных средств на капитальный ремонт жилого помещения в размере 173 500 рублей из расчёта общей площади жилого помещения 34,7 кв.м. Сторонами данное обстоятельство не оспаривалось.

Решением Смидовичского районного суда ЕАО от 23.07.2015 за истицей признано право на получение из федерального бюджета дополнительных денежных средств на проведение капитального ремонта дома исходя из его площади 59 кв.м., за вычетом денежных средств, полученных на капитальный ремонт дома исходя из площади дома 34, 7 кв.м. Решение суда вступило в законную силу 29.08.2016 и в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, указанные в нём не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.

Однако 30.10.2015 ОГБУЗ «МФЦ в ЕАО», получив из органов местного самоуправления список граждан для получения социальной выплаты на проведение капитального ремонта, в который была включена истица с новыми сведениями о площади дома, требующего капитального ремонта, вернуло документы в администрацию Николаевского городского поселения для дальнейшей доработки.

До настоящего времени дополнительные денежные средства на капитальный ремонт Кудряшовой Г.Н. не выплачены, что ответчиками не оспаривалось.

Согласно сообщению КСЗН правительства ЕАО от 09.04.2018 № <...> денежные средства на проведение капитального ремонта жилых помещений, повреждённых в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, в отношении граждан, за которыми право на данную выплату было признано на основании судебных решений, вступивших в законную силу после 15.06.2017, отсуттсвуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с Министерства финансов РФ в пользу Кудряшовой Г.Н. дополнительно денежные средства на проведение капитального ремонта дома.

По вышеизложенным основаниям судебная коллегия не согласилась с доводами апелляционной жалобы Министерства финансов РФ о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу и об отсутствии у истицы права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смидовичского районного суда ЕАО от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи