ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-264/2021 от 02.02.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0001-02-2020-001520-69

Председательствующий: Булавина Т.Э.

№ 33-264/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.

судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 февраля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» о признании договора незаключенным, аннулировании начисленной платы за коммунальные услуги.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя истца ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (далее - ООО «Аэросити-2000») о признании договора незаключенным, аннулировании начисленной платы за коммунальные услуги. Требования мотивировал тем, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. С августа 2019 года по январь 2020 года к нему от ответчика поступали счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, оплачивать которые он не согласен, поскольку договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с ООО «Аэросити-2000» он не заключал, на улице, где он проживает, отсутствуют контейнеры, контейнерные площадки не оборудованы, бункеры-мусоросборники не установлены. Просит признать публичный договор по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с ООО «Аэросити-2000» в отношении него незаключенным, аннулировать начисленную плату за фактически неоказанные жилищно-коммунальные услуги.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ООО «Аэросити-2000».

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласна представитель истца ФИО2

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что принятый судом довод о заключении с ответчиком публичного договора несостоятелен, поскольку ФИО1 не совершались конклюдентные действия, свидетельствующие о его намерении потреблять коммунальные услуги, предоставляемые ООО «Аэросити-2000». Данный довод подтверждается тем, что истец не оплачивал выставляемые ответчиком счета, а бездействие не является акцептом оферты, в связи с чем публичный договор автоматически считается незаключенным. Обращает внимание, что истцом в материалы дела представлены фотоматериалы, свидетельствующие об отсутствии оборудованных контейнерных площадок для накопления твердых бытовых отходов, в связи с чем вывод суда о недоказанности факта неоказания ответчиком коммунальных услуг, либо их ненадлежащего оказания является несостоятельным. Указывает, что ответчиком в подтверждение оказания коммунальных услуг представлены данные спутниковой навигационной системы за период с августа 2019 года по февраль 2020 года, где отсутствует улица, на которой проживает ФИО1, что свидетельствует о неполном исследовании доказательств со стороны суда. Указывает, что судом выяснены не все обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности не исследован факт принадлежности жилого помещения ФИО1 с истребованием соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика ФИО3 выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев гражданское дело в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон № 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

По итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия, между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и ООО «Аэросити-2000» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия, в соответствии с которым на территории Республики Хакасия ООО «Аэросити-2000» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и услуга по обращению с ними оказывается ответчиком с 01.01.2019 на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора.

Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 16.11.2018 № 63-к «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Аэросити-2000» по территориальным зонам Республики Хакасия на 2019 год» с учетом изменений, внесенных приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28.06.2019 № 17-к ответчику установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из материалов дела, ООО «Аэросити-2000», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Хакасия, начисляет истцу плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из установленного тарифа по лицевому счету <***> по адресу: <адрес>.

Считая незаконным выставление ответчиком счетов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на незаключенность между ним и ответчиком договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и на неоказание ему таких услуг.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является публичным, порядок его заключения ответчиком соблюден, фактически ответчиком услуги по вывозу твердых бытовых отходов оказаны.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции без истребования соответствующих доказательств посчитал установленным факт принадлежности истцу жилого помещения по адресу: <адрес>, судебная коллегия полагает их подлежащими отклонению, поскольку истец, обращаясь в суд, в исковом заявлении указывает на то, что он является собственником жилого помещения по данному адресу. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались, а потому дополнительной проверки со стороны суда не требовали.

Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что ФИО1 не совершались конклюдентные действия, свидетельствующие о его намерении потреблять предоставляемые ООО «Аэросити-2000» коммунальные услуги, что подтверждается тем, что он не оплачивал выставляемые ответчиком счета, а бездействие не является акцептом оферты, в связи с чем публичный договор считается незаключенным.

Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 8(18) названных Правил предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что ООО «Аэросити-2000» предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст договора опубликованы в газете Хакасия от 30.11.2018, соответствующая информация размещена и на официальном сайте ответчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом данного обстоятельства и вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что между истцом и ответчиком договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца обязанности по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с неоказанием ему такой услуги, о чем свидетельствует отсутствие оборудованных контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на улице, где он проживает, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку места размещения площадок для накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами местного самоуправления, а не ответчиком, в обязанности которого входит сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с оборудованных площадок, которые как установлено судом осуществлялись им.

Отсутствие на улице проживания истца контейнеров или площадки для накопления твердых коммунальных отходов не свидетельствует о неисполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по сбору и вывоз твердых коммунальных отходов.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 октября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 без удовлетворения.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи А.В.Пронина

Е.В.Хлыстак