ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
№ 33-26574/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 декабря 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Вахитовой Г.Д.,
ФИО1,
с участием прокурора Папышевой Е.С.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора ЗАТО межгорье в интересах ребёнка-инвалида Щ. в лице законного представителя ФИО2 - удовлетворить частично;
признать незаконным решение первого заместителя главы Администрации ГО ЗАТО Межгорье ФИО3 от дата№... об отказе в первоочередном предоставлении без проведения торгов на право заключения договора аренды Щ. земельного участка;
обязать Администрацию городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан предоставить в первоочередном порядке семье, имеющей ребёнка-инвалида, в лице законного представителя ФИО2, в аренду, без проведения торгов на право заключения договора аренды, земельный участок для размещения личного подсобного хозяйства.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор ЗАТО Межгорье обратился в суд в интересах ребёнка-инвалида Щ. с исковым заявлением к Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, в котором указано, что ФИО2, в семье которого есть ребёнок-инвалид, дата обратился в соответствии с п. 14 ст. 17 федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Администрацию городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении его семье в аренду земельного участка для размещения личного подсобного хозяйства. Письмом первого заместителя главы Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан от дата№... ФИО2 отказано в первоочередном предоставлении - без проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером №... в аренду, предложено принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка на общих основаниях. Отказ в предоставлении данного земельного участка мотивирован ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ограничения оборотоспособности земельных участков, и сделан необоснованный вывод о том, что земельные участки на территории ЗАТО Межгорье могут предоставляться только на общих основаниях что, по мнению прокурора, является незаконным.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат нормам права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, ФИО2, ФИО5, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Папышевой Е.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона обжалуемое решение не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель ФИО2 является отцом несовершеннолетней Щ., дата года рождения, являющейся инвалидом (л.д. 12, 14).
дата, в целях реализации права на первоочередное обеспечение земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства, законный представитель Щ. - ФИО2 обратился в Администрацию городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый №..., приложив к заявлению, предусмотренные законом документы, а именно: справку, подтверждающею наличие инвалидности Щ.
Оспариваемым решением Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан от дата№... ФИО2 отказано в первоочередном предоставлении этого земельного участка и предложено участвовать в аукционе на право заключения договора аренды по тем основаниям, что в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на территории ЗАТО Межгорье могут предоставляться только на общих основаниях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что отсутствие Порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, не может служить основанием для отказа в реализации права, закрепленного ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, исходя из следующего.
Так, согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, установленной указанным пунктом, в том числе, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»
Как предусмотрено п. п. 1, 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Как предусмотрено подпунктом 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
При этом, данная правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре Судебной практики Верховного Суда РФ за январь - июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 01.09.2014 г.), Определении Верховного Суда РФ от 21.01.2015 г. № 53-КГ14-22.
Учитывая, что при обращении дата в Администрацию городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, а также в ходе рассмотрения дела ФИО2 не были представлены документы, подтверждающие, что заявитель состоит на жилищном учете, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявитель не имеет права на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в первоочередном порядке. В связи с чем, при вынесении оспариваемого решения от дата имелись предусмотренные п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, ФИО2 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему без проведения торгов конкретного земельного участка, указав его местоположение и характеристики. Вместе с тем, действующее законодательство не возлагает на государственный орган обязанность предоставить заявителю именно испрашиваемый земельный участок, гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, в удовлетворении требований прокурора ЗАТО Межгорье должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белрецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2016 года отменить, вынести новое, которым в иске прокурору ЗАТО Межгорье в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Щ. к Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, должностному лицу - первому заместителю главы Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан ФИО3 о признании незаконным решения от дата№... об отказе в первоочередном предоставлении без проведения торгов на право заключения договора аренды Щ. земельного участка, обязании Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан предоставить в первоочередном порядке семье, имеющей ребенка-инвалида, в аренду без проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка для размещения личного подсобного хозяйства, отказать.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи Г.Д. Вахитова
ФИО1
Справка: судья С.