Судья Гончарук С.Е. Дело № 33-2661/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 9 сентября 2014 года гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальные сети» о возложении обязанности раскрытия информации о деятельности управляющей организации
по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле ФИО1, на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 2 июля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями путем размещения на официальном сайте портала «Реформа ЖКХ» в сети Интернет информации о деятельности ООО «Коммунальные сети»: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; и установлении в помещении ООО «Коммунальные сети», расположенном по адресу: <адрес>, информационного стенда, содержащего информацию об основной деятельности ООО «Коммунальные сети» согласно требованиям Стандарта оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
установила:
прокурор Каргапольского района обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» (далее – ООО «Коммунальные сети») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями, а именно: раскрытии в соответствии с п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, путем размещения на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет следующей информации о деятельности ответчика – основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; установлении в помещении ООО «Коммунальные сети», расположенном по адресу: <адрес> информационного стенда, содержащего информацию об основной деятельности ответчика согласно требованиям Стандарта.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчиком осуществляется деятельность в виде управления эксплуатацией жилищного фонда. В ходе проведения проверки исполнения законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями установлено, что в нарушение приказа Минрегиона России от 10 декабря 2012 года № 535 информация о деятельности ответчика в сфере управления многоквартирными домами на сайте портала «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru) не размещена, в помещении ответчика на информационных стендах данная информация также не размещена. Отсутствие информации свидетельствует о нарушении ответчиком п. 3, пп. «в» п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле ФИО1, на требованиях настаивал.
Представитель ответчика ООО «Коммунальные сети» ФИО2 требования не признала, указала, что ООО «Коммунальные сети» не является управляющей организацией, договоры управления многоквартирными домами не заключены, денежные средства на управление многоквартирными домами и иные расходы не взимаются, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений, предусмотренных Стандартом раскрытия информации не имеется.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле ФИО1, просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов представления ссылается на то, что ООО «Коммунальные сети» является юридическим лицом, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами с заключением договоров о предоставлении коммунальных услуг и проведению текущего ремонта жилищного фонда. Сведения о фактическом осуществлении деятельности по ремонту и содержанию общего имущества жилых домов подтверждены представленными в материалы дела документами и объяснением директора ООО «Коммунальные сети». Полагает, что отсутствие договоров на обслуживание жилых домов не освобождает ответчика от обязанности по раскрытию информации.
В возражениях на апелляционное представление ООО «Коммунальные сети» полагает доводы представления необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. на доводах апелляционного представления настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.
Пунктом 1 ст. 10 данного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ООО «Коммунальные сети» осуществляет функции по ремонту и содержанию многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования <...>.
Согласно п. 5.1 устава ООО «Коммунальные сети», утвержденного общим собранием участников <...>, ответчиком осуществляется деятельность, в том числе по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств осуществления ответчиком деятельности по управлению многоквартирными домами и отсутствии в связи с этим обязанности у ООО «Коммунальные сети» по раскрытию информации, предусмотренной п. 3 Стандарта.
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным, исходя из следующего.
Согласно п. 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее - Стандарт) под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, сторонами договора управления многоквартирным домом являются исполнитель соответствующих работ и услуг – управляющая организация, и заказчик-собственник помещений в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.
Как следует из представленных в материалы доказательств, ООО «Коммунальные сети» осуществляет деятельность по оказанию услуг по ремонту и содержанию многоквартирных домов, расположенных на территории <...>.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями директора ООО «Коммунальные сети», полученными <...> в ходе прокурорской проверки, в ходе дачи которых он не отрицал осуществление ответчиком деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными в <...> и <...>; тарифами на ремонт и содержание жилья, утвержденными решением Каргапольской поселковой Думы от <...> № для ООО «Коммунальные сети», которое по сообщению главы Каргапольского поссовета от <...> осуществляет функции по ремонту и содержанию многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования <...> на основании заключенных договоров с жителями многоквартирных домов; договором на оказание коммунальных услуг, заключенным ответчиком в апреле 2013 года с потребителем услуг ФИО3, содержащим указание на предоставление услуг по ремонту и содержанию жилья, рассчитанного с применением тарифов, установленных решением Каргапольской поселковой Думы для ООО «Коммунальные сети»; квитанциями о начислении платежей за содержание и ремонт жилья и предоставление иных коммунальных услуг; перечнем работ по содержанию жилых домов, оказываемых ответчиком в отношении имущества, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома и в отношении которого осуществляется управление, а также сметой на текущий ремонт многоквартирных домов в <...> на 2014 год и локальным сметным расчетом, отражающими сведения о нормативах, количестве и стоимости таких работ в отношении общего имущества многоквартирных домов.
Представленные в материалы дела доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что ООО «Коммунальные сети» в течение согласованного срока за плату не только оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования <...>, но и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
Указанное свидетельствует об осуществлении ООО «Коммунальные сети» деятельности в сфере управления многоквартирными домами, информация о которой должна быть раскрыта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы представителя ООО «Коммунальные сети» о том, что денежные средства на управление многоквартирными домами с населения ответчиком не взимаются, являются несостоятельными, поскольку противоречат положениям ч.ч.1, 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащим указание на включение в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги как для нанимателей, так и для собственников помещения в многоквартирном доме, платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Указанным выше Стандартом установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (управляющими организациями), порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии п. 3 указанного Стандарта, управляющая организация, товарищество собственников жилья и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (п. 9 Стандарта).
В соответствии с п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
Пункт 5 указанного Стандарта предусматривает способы раскрытия информации управляющими организациями, в том числе путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации, а также размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Как следует из представленных в материалы дела фотокопий с сайта www.reformagkh.ru, информация относительно оказываемых ООО «Коммунальные сети» услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов и финансово-хозяйственной деятельности ответчика на указанном сайте не размещены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая, что жилищное законодательство РФ не содержит норм, позволяющих управляющей организации каким-либо образом ограничивать права граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности данной организации, заявленные прокурором требования о возложении на ответчика обязанности по раскрытию информации о финансово-хозяйственной деятельности ответчика и об оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет являются обоснованными.
Решение суда в данной части подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (подп. 3 п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционного представления об отсутствии информации, предусмотренной п. 3 Стандарта, на информационном стенде ООО «Коммунальные сети» в полном объеме, являются необоснованными.
Указанный выше п. 3 Стандарта содержит исчерпывающий перечень информации, которую обязана раскрывать управляющая организация.
Заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по установлению информационного стенда, содержащего информацию об основной деятельности ответчика, прокурором не конкретизировано, какую именно информацию, перечень сведений о которой является исчерпывающим, применительно к требованиям п. 3 Стандарта, необходимо разместить на данном стенде, что может привести к неисполнимости вынесенного по таким требованиям решения суда.
В то же время, на основании положений Стандарта, устанавливающего требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Каргапольского района о размещении на информационном стенде ответчика информации об основной деятельности последнего, размещение которой требованиями Стандарта не предусмотрено.
Решение суда в данной части постановлено на имеющихся в материалах дела доказательства и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 2 июля 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении иска о возложении на ООО «Коммунальные сети» обязанности по раскрытию информации о деятельности ответчика путем размещения на официальном сайте www.reformagkh.ru.
Обязать ООО «Коммунальные сети», расположенное по адресу: <адрес>, устранить допущенные нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями, а именно раскрыть в соответствии с п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, путем размещения на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет следующей информации о деятельности ООО «Коммунальные сети»:
-основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
-сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В остальной части решение Каргапольского районного суда Курганской области от 2 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Ушакова И.Г.