Председательствующий: Черчинская М.О.
УИД 19RS0009-01-2023-000289-41
Дело № 33 - 2661 / 2023 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2023 года г. Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Шалгинова С.Н.,
судей Музалевского В.А., Немежикова А.П.,
при секретаре - помощнике судьи Сидоровой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таштыпского района, действующего в интересах муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия, к Толтаевой Т.В. о признании распоряжений незаконными, возврате неосновательного обогащения
по апелляционной жалобе ответчицы на решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 02 августа 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Немежикова А.П., объяснения ответчицы и прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор Таштыпского района, действующий в интересах муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия, обратился в суд с иском к Толтаевой (Сазанаковой) Т.В. о признании распоряжений незаконными, возврате неосновательного обогащения в размере 66.588 рублей 07 копеек. В обоснование этих требований указал, что прокуратурой Таштыпского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при назначении и выплате главам муниципальных образований премиальных и иных выплат, в ходе которой установлено, что Сазанакова Т.В., являясь главой Большесейского сельсовета, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ издала распоряжения о премировании, в том числе ее самой. Общая сумма начисленных ей премиальных выплат за указанный период с учетом уплаты налога составила 66.588 рублей 07 копеек. Вместе с тем вопросы, связанные с определением размера расходов на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, отнесены к компетенции Совета депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Совет депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района, Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
При разбирательстве дела прокурор поддержал исковые требования, ответчица Толтаева Т.В. их не признала.
Решением суда иск удовлетворен (л.д.181-197).
Толтаева Т.В. подала апелляционную жалобу на решение суда, просит его отменить, в иске отказать, указывая, что делая вывод о том, что поскольку премии за выполнение особо важных и сложных заданий входят в состав денежного довольствия главы муниципального образования Большесейский сельсовет, то глава муниципального образования был вправе принимать решения о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах и на условиях, установленных Положением об оплате труда, суд не учел, что отсутствие в этом Положении указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования Большесейский сельсовет, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов Большесейский сельсовет (л.д.204-206).
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор выражает согласие с решением суда (л.д.211-212)
В заседании суда апелляционной инстанции ответчица поддержала апелляционную жалобу, прокурор возразила относительно неё. Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности причин неявки не представили, и судебная коллегия приступила к рассмотрению дела в их отсутствие в порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав объяснения ответчицы и прокурора, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их и доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Таштыпского района от 11.09.2017 № Сазанакова Т.В. признана избранным главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.
Постановлениями территориальной избирательной комиссии Таштыпского района от 12.09.2022 № и от 16.09.2022 № Сазанакова Т.В. признана избранным главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия и зарегистрирована в качестве избранного главы.
ДД.ММ.ГГГГ г. Сазанаковой Т.В. в связи с заключением брака была присвоена фамилия Толтаева.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.01.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за январь 2022 г. по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.02.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за февраль 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> коп.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.03.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за март 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.04.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за апрель 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 21.04.2022 №б принято решение о выплате единовременного денежного поощрения в честь праздника «День местного самоуправления» главе Большеесейского сельсовета ФИО5 в размере <данные изъяты> рублей.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.05.2022 №а принято решение о денежном поощрении по итогам работы за май 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> копейки.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.06.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за июнь 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих:; ФИО1 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.07.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за июль 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 03.08.2022 № принято решение о премировании ФИО5, главы Большесейского сельсовета, за разработку проекта «Нам нужен мост», занявшего третье место в номинации «Лучшее сельское поселение Республики Хакасия, имеющее в своем составе четыре и более сельских населенных пункта с общей численностью населения менее 1.500 человек».
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 26.08.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за август 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО3 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек и <данные изъяты>.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 23.09.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за сентябрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 26.10.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за октябрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> коп.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 24.11.2022 №Б принято решение о денежном поощрении по итогам работы за ноябрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 21.12.2022 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за декабрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.01.2023 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за январь 2023 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.02.2023 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за февраль 2023 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты>% от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> коп.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.03.2023 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за март 2023 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 24.04.2023 № принято решение о денежном поощрении по итогам работы за апрель 2023 года по фактически отработанному времени в размере <данные изъяты> % от должностного оклада муниципальных служащих: ФИО1 – специалиста 1 категории; ФИО2 – специалиста 1 категории; ФИО4 – специалиста 1 категории, в том числе главы Большесейского сельсовета ФИО5, которой начислена премия в размере <данные изъяты> копеек.
В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 12.05.2011 №40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» денежное содержание депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в соответствии с действующим законодательством.
Предельные нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в целях реализации пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает Правительство Республики Хакасия (часть 2 указанной статьи).
Согласно пункту 2.1. Методики расчета нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.04.2010 №210 (далее – Методика), предельные значения размеров оплаты труда депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, состоят из предельных значений размеров составных частей денежного содержания.
В соответствии с пунктом 2.1.1. указанной Методики в состав денежного содержания включаются:
а) должностной оклад;
б) ежемесячная надбавка за особые условия труда;
в) ежемесячная надбавка за выслугу лет;
г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
д) ежемесячное денежное поощрение;
е) материальная помощь.
Предельное значение ежемесячного денежного поощрения депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, принимается равным четырем должностным окладам в год (пункт 2.6. Методики).
Вместе с тем конкретный размер и порядок ежемесячного денежного поощрения депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, указанной Методикой не определен.
Решением Совета депутатов Большесейкого сельсовета от 24.09.2020 № 5 утверждено Положение «Об оплате труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Большесейского сельсовета» (далее – Положение об оплате труда).
Решением Совета депутатов Большесейского сельсовета от 10.01.2022 № 35 в Положение об оплате труда внесены изменения.
Согласно пункту 2.1.1. Положения об оплате труда в состав денежного содержания депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, включается, в том числе, ежемесячное денежное поощрение.
Ежемесячное денежное поощрение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляется в целях материального стимулирования, входит в систему оплаты труда и выплачивается при добросовестном выполнении возложенных на них служебных обязанностей (п. 2.3. Положения об оплате труда).
Условиями поощрения являются своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; применение в работе современных форм и методов организации труда (пункт 2.3.1. Положения об оплате труда).
Размер денежного поощрения устанавливается в процентах от должностного оклада и составляет: 33,3% за месяц и 33,4% за последний месяц квартала. Ежемесячное денежное поощрение в совокупности за год не должно превышать четырех должностных окладов (пункты 2.3.2., 2.3.3. Положения об оплате труда).
Поощрение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится на основании распоряжения руководителя органа местного самоуправления (пункт 2.3.4. Положения об оплате труда).
В силу пункта 2.3.5. Положения об оплате труда за низкую результативность по достижению целей и задач, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей размер поощрения подлежит снижению либо с учетом тяжести допущенных нарушений полностью лишаются поощрения. Решение о снижении размера либо лишении поощрения принимается Советом депутатов Большесейского сельсовета.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора о признании распоряжений незаконными, взыскании незаконно полученных премиальных выплат, суд первой инстанции исходил из выводов о том, что премированию главы Большесейского сельсовета должна предшествовать оценка эффективности его деятельности Советом депутатов Большесейского сельсовета, вопрос об окончательном размере премирования главы поселения подлежал обсуждению на заседании Совета депутатов, но данный вопрос на такое обсуждение не выносился, решение о премировании и его размере было принято главой поселения самостоятельно за пределами полномочий. Ответчица, будучи главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, являясь одновременно в силу Устава председателем Совета депутатов, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов не выносила, единолично издавала соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом, что свидетельствует о наличии неурегулированного конфликта интересов.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на законе и обоснованы, и судебная коллегия не установила по доводам апелляционной жалобы оснований для иных выводов.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ).
Согласно статье 112 Конституции Республики Хакасия органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
В соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления поселения в том числе входят представительный орган муниципального образования – Совет депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия и глава муниципального образования – Глава Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.
Совет депутатов поселения – представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения. Полномочия председателя Совета депутатов осуществляет глава поселения (статья 27 Устава).
В числе прочего, к компетенции Совета депутатов относятся утверждение проекта бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; оопределение размера и условий оплаты труда депутатов Совета, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы поселения; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (статья 29 Устава).
Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом (часть 3 статьи 32 Устава).
Глава поселения – выборное высшее должностное лицо поселения, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством, являющееся главой местной администрации поселения (статья 38 Устава).
В состав денежного содержания главы поселения включаются ежемесячное денежное поощрение в размере до четырех должностных окладов в год (ежемесячно в размере <данные изъяты>% от должностного оклада), а также иные доплаты, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Хакасия (статья 38.2. Устава).
К полномочиям главы поселения отнесено, в том числе то, что он осуществляет от имени поселения в соответствии с решениями Совета правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью поселения; представляет Совету ежегодный отчет о положении дел в поселении, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом; осуществляет функции главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета поселения; осуществляет прием на работу и увольнение работников местной администрации поселения, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности (статья 41 Устава).
Таким образом, как правильно указал суд, принятие решения о поощрении главы муниципального образования относится к компетенции Совета депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.
Как видно из материалов дела, распоряжениями главы Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия № от 25.01.2022 г., № от 25.02.2022 г., № от 25.03.2022 г., № от 25.04.2022 г., № от 25.05.2022 г., № от 25.06.2022 г., № от 25.07.2022 г., № от 26.08.2022 г., № от 23.09.2022 г., № № от 26.10.2022 г., № 24.11.2022 г., № от 21.12.2022 г., № от 25.01.2023 г., № от 25.02.2023 г., № № от 25.03.2023 г., № от 24.04.2023 г. принято решение о денежном поощрении по итогам работы муниципальных служащих, к каковым глава поселения по смыслу действующего законодательства не относится.
Кроме того, в соответствии с вышеприведенными положениями в состав денежного поощрения главы поселения включаются иные доплаты, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Хакасия и принятым в соответствии с ними Уставом.
Положением об оплате труда предусмотрена также система поощрений и награждений депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям по итогам республиканского конкурса на лучший социально значимый проект муниципального образования (поселения) Республики Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.06.2020 № 304, финансовые средства, полученные муниципальными образованиями по итогам конкурса, используются муниципальными образованиями на реализацию представленных на конкурс проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Главы муниципальных образований, ставших победителями (призерами) по итогам проведения конкурса, вправе направлять <данные изъяты>% полученных средств в фонд оплаты труда работников администрации для поощрения наиболее отличившихся сотрудников, предусмотрев премирование главы муниципального образования в размере не более <данные изъяты>% от направляемых в фонд оплаты труда средств (пункт 8 Правил).
Согласно платежному поручению № от 16.06.2022 г. администрации Большесейского сельсовета предоставлены иные межбюджетные трансферты по итогам республиканского конкурса на лучший социально значимый проект муниципального образования (поселение) в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно расчету ведущего бухгалтера администрации Большесейского сельсовета в фонд оплаты труда направлено <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>% от полученной суммы), из которых <данные изъяты>% направлено на премирование главы поселения, то есть <данные изъяты> копеек.
Вместе с тем премирование главы поселения возможно в размере не более <данные изъяты>% от средств, направленных в фонд оплаты труда, а потому по смыслу закона вопрос об окончательном размере премирования главы поселения подлежал обсуждению на заседании Совета депутатов, о чем правильно указал суд.
Однако, как видно из материалов дела, данный вопрос на такое обсуждение не выносился, решение о премировании и его размере было принято главой поселения самостоятельно за пределами полномочий.
Между тем для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Большесейского сельсовета Толтаевой Т.В. ежемесячного денежного поощрения была необходима объективная оценка ее деятельности и результатов ее работы до издания ею распоряжений о премировании, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьи 32 Устава входит в компетенцию Совета депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора о признании распоряжений незаконными в части, касающейся премирования главы Большесейского сельсовета.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные положения закреплены в пункте 7.1. Устава.
Из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Таким образом, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного решения либо опровергали выводы суда, которые основаны на приведенных выше нормах закона и соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в его определении от 03.02.2020 №47-КГ19-13, и Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в его определениях от 20.07.2021 №88-11719/2021, от 24.03.2022 №88-5363/2022 и других.
Ссылка же ответчицы в заседании суда апелляционной инстанции на решение другого районного суда по аналогичному делу не может быть принята во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы закона к установленным обстоятельствам с учётом представленных доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия
определила:
решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 02 августа 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Толтаевой Т.В. без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Шалгинов
Судьи В.А. Музалевский
А.П. Немежиков
В окончательной форме мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.10.2023 г.