Судья – Анищенко Т.В.
Дело № 33-2664
г. Пермь 02 марта 2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Елецких О.Б.
судей Степанова П.В., Горбуновой О.А.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» о признания бездействия незаконным возложении обязанностей, связанных с обеспечением надлежащего теплоснабжения многоквартирных домов
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» на решение Свердловского районного суда г.Перми от 16 ноября 2015 года, которым иск прокурора удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" Краузе Ю.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная энергетическая компания" Быценко Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, мнение прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., об оставлении жалобы без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
Прокурор Свердловского района г.Перми (далее – прокурор) в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее – ООО «ПСК»), обществу с ограниченной ответственностью "Межрегиональная энергетическая компания" (далее – ООО «МЭК»), просил признать незаконным бездействие ООО «ПСК» по непринятию мер по заключению договора на транспортировку теплоносителя через тепловые сети, с указанием конкретных точек точек присоединения таких тепловых сетей, и непредоставления жителям микрорайона «Владимирский» отопления в соответствии с температурным графиком, также оспаривал аналогичное бездействие ООО «МЭК» и просил возложить обязанность на ООО «ПСК» обеспечить нормативное теплоснабжение многоквартирных домов микрорайона «Владимирский», а ООО «МЭК» обязать обеспечить транспортировку теплоносителя по данным тепловым сетям.
В обоснование требований прокурор указал, что данным бездействием нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе жителей многоквартирных домов микрорайона «Владимирский» на получение услуги по отоплению надлежащего качества.
В рамках судебного разбирательства прокурор от требований к ООО «МЭК» отказался.
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 16 ноября 2015 года иск прокурора удовлетворен, оспариваемое бездействие ООО «ПСК» признано незаконным и на общество возложена обязанность обеспечить нормативное теплоснабжение многоквартирных домов микрорайона «Владимирский» города Перми.
Ответчик, ООО «ПСК», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение дела; неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
По общему правилу, теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии; передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (пункты 11 и 12 статьи 2 Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора.
В свою очередь, теплосетевая организация это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
Регулируемыми видами деятельности в сфере теплоснабжения признается пункт 18) как реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя (подп. "а"), так и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (подп. "б").
Согласно п. 17 ст. 2 указанного Закона надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей отнесены к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, на обеспечение соблюдения которых направлена государственная политика в сфере теплоснабжения.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 17 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 57 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808 (далее - Правила № 808), теплоснабжающая организация, намеренная заключить с теплосетевой организацией договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, направляет в теплосетевую организацию заявление о заключении договора. Теплосетевая организация в течение 30 дней со дня получения указанного заявления обязана его рассмотреть и направить теплоснабжающей организации подписанный проект договора. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя считается заключенным с даты подписания его последней из сторон (пункт 62 Правил № 808).
Существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии указаны в статье 17 Закона о теплоснабжении, пункте 74 Правил № 808, к ним, в частности, относится максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке подключения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей; заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя; ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети; порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб; порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям; порядок взаимодействия при аварийных ситуациях.
Как следует из п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность его заключить предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о теплоснабжении договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения как теплосетевыми, так и теплоснабжающими организациями.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении" теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, возмездный и договорной характер правоотношений между теплосетевой и теплоснабжающей организациями установлен действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, ООО "ПСК" является теплоснабжающей организацией, состоит в договорных отношениях по теплоснабжению с конечными потребителями микрорайона «Владимирский», фактически ООО "ПСК" приобретает тепловую энергию у ПАО "Т Плюс", в дальнейшем поставляя ее конечным потребителям данного микрорайона.
Во владении и пользовании ООО "МЭК" находятся расположенная по адресу: **** водогрейная котельная ВК-1 с оборудованием (далее - ВК-1), а также тепловые сети микрорайона «Владимирский».
До июня 2013 года ВК-1 являлась действующим тепловым источником, вырабатывающим тепловую энергию, которая поставлялась потребителям микрорайонов города Перми: Владимирский, Промзона, Липовая гора, Крохалево. Теплопотребляющие установки данных потребителей опосредованно (через тепловые сети) имеют присоединение к ВК-1.
С июня 2013 года ВК-1 находится в режиме останова, однако, теплоноситель на микрорайон Владимирский подается по транзитной схеме через котельную ВК-1
Согласно утвержденной Схеме теплоснабжения, котельная ВК-1 с января 2014 года находится в резерве с присоединенной мощностью 71,494 Гкал/час (микрорайоны Владимирский, Промзона, Липовая гора, Крохалева).
В части 3 "Тепловые сети, сооружения на них и тепловые пункты" Схемы теплоснабжения обосновывающие материалы описана структура тепловых сетей от каждого источника с указанием точек присоединения таких тепловых сетей.
Так, в частности структура тепловых сетей ВК-1 описана следующим образом: отпуск тепла от ВК-1 осуществляется по двум тепловыводам "городскому" и "заводскому".
По "городскому" тепловыводу (2Ду=700 мм), теплоноситель поступает через основные и распределительные тепломагистрали (Ml-08, Ml-05, Ml-02, Ml-09, М1-10) к потребителям жилых районов Крохалева, Октябрьский, Липовая гора. Схема тепломагистралей, подключенных к "городскому" тепловыводу - многокольцевая, что связано с поэтапным сооружением тепловых сетей и необходимостью резервирования.
По "заводскому" тепловыводу (2Ду=700 мм и 1Ду=500 мм), теплоноситель поступает к потребителям поселка Владимирский. Схема тепломагистралей, подключенных к "заводскому" тепловыводу - радиально-тупиковая.
Теплорайон ВК-1 имеет границы с теплорайоном ТЭЦ-6 на Ml-02 в Т-14, на М1-10 в ТК-763-10 и П-763-10; с теплорайоном ТЭЦ-9 на М1-09 в ТК-755.
Выделение теплорайона ВК-1 в указанных границах обосновано пропускной способностью тепломагистралей, обеспечивающей удовлетворительный гидравлический режим для работы систем теплопотребления, что подтверждается гидравлическим расчетом тепловых сетей теплорайона.
Таким образом, в схеме теплоснабжения четко определена зона действия котельной ВК-1 (микрорайоны Владимирский, Липовая гора, Промзона, Крохалева), определена резервная мощность котельной ВК-1, установлено присоединение теплопотребляющих установок указанных микрорайонов к котельной ВК-1.
До настоящего времени отсоединение теплопотребляющих установок потребителей, находящихся в системе теплоснабжения, в которую входят источники ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-5, ПТЭЦ-6, ПТЭЦ-9, от теплового источника ВК-1 и тепловых сетей, находящихся во владении и пользовании ООО "МЭК", не произведено, иного ответчиком не доказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания ООО «ПСК» услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, что повлекло нарушение температурного режима в жилых помещениях многоквартирных домов вышеуказанного микрорайона, наличия правовых, экономических и технологических оснований для заключения договора на транспортировку теплоносителя и существования обязанности по заключению такого договора у ООО «ПСК» в силу пункта 1 статьи 3, пунктов 11, 12, 17, 18 статьи 2, статьей 13, 17, 20 Закона о теплоснабжении, пунктов 20, 25, 57, 58, 60, 61 Правил № 808, пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Суд, верно указал, что обязательность заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии как для теплосетевой организации, так и для теплоснабжающей организации следует из пункта 4 статьи 15, пунктов 1, 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении, а также положений, содержащихся Правилах № 808.
Отсутствие такого договора влечет за собой нарушение прав граждан и ставит поду угрозу надежность теплоснабжения.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием прокурором к обращению в суд, ответчиком документально не опровергнуты, подтверждены материалами дела.
Как указывается в исковом заявлении прокурора, иск в суд подан в интересах неопределенного круга лиц, чья безопасность может быть поставлена под угрозу при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера вследствие незаконного бездействия ООО «ПСК» по обеспечению надлежащего теплоснабжения жилого микрорайона.
Нарушение правил подачи тепловой энергии ставит в незащищённое положение жизнь, здоровье и имущество лиц, как постоянно проживающих в указанном жилом массиве, так и находящихся там временно, круг которых индивидуализировать невозможно, тогда как в силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности влечет вред их здоровью.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор указал, что в нарушение требований действующего законодательства надежное теплоснабжение потребителей не организовано, заключение договора оказания услуг по передаче тепловой энергии не обеспечено, что создает угрозу нарушения прав граждан на бесперебойное и качественное теплоснабжение, возникновения чрезвычайной ситуации, нарушения условий жизнедеятельности людей и причинения вреда их здоровью.
Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках предоставленных ему законом полномочий, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права или о несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Поскольку доводы ответчика по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и основаны на неправильном толковании норм материального права, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на нормах материального права, всем доводам участников процесса, имеющим правовое значение для разрешения настоящего дела, судом дана правильная оценка. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Свердловского районного суда г.Перми от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: