Председательствующий по делу Дело №
судья Санданова Д.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Кожиной Е.А.,
с участием прокурора Афанасьева А.С.,
при секретаре Базаржаповой А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> <Дата> гражданское дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Смоленское», государственной лесной службе <адрес> об обязании принять меры по организации очистки лесного массива путем ликвидации свалки, расположенной в 5 квартале 11,12 выделах Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества площадью 1,7 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа <адрес>; обязании осуществить надлежащий контроль за мероприятиями по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 5 квартале 11,12 выделах Учебного-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества
по апелляционной жалобе и.о. руководителя Государственной лесной службы <адрес> ФИО1
на решение Читинского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
Иск прокурора удовлетворить,
Обязать государственную лесную службу <адрес> принять меры по организации очистки лесного массива путем ликвидации свалки, расположенной в 5 квартале 11,12 выделах Учебного-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества площадью 1,7 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа <адрес>
Обязать администрацию сельского поселения «Смоленское» осуществить надлежащий контроль за мероприятиями по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 5 квартале 11,12 выделах Учебного-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества.
Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор обратился в суд с указанным выше иском к администрации сельского поселения «Смоленское», ссылаясь на следующее.
На территории поселения на земельном участке, расположенном в 900 м юго-западнее мкрн. «Добротный» находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 1,7 га в виде пустой картонной и пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, одежды, бытовой техники и прочего бытового мусора. Свалка расположена в 5 квартале 11,12 выделах учебно-опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества на землях администрации с.п. «Смоленское». Непринятие мер по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории поселения нарушает законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части непроведения заблаговременно мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Просил обязать администрацию сельского поселения «Смоленское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов с территории сельского поселения «Смоленское» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил обязать государственную лесную службу очистить лесной массив путем ликвидации свалки бытовых отходов и мусора в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. №144, руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, являющемуся приложением к Приказу Рослесхоза от 29.12.2007г. №523.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о.руководителя Государственной лесной службы <адрес> ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение – в удовлетворении требований отказать. Считает, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил закон, подлежащий применению. Удовлетворяя требования прокурора, суд сделал необоснованный вывод о том, что на Гослесслужбу края возложена обязанность по очистке фонда от любых видов отходов. Судом была сделана подмена понятий очистки лесов от захламления, которое в силу закона (п. 38 Правил санитарной безопасности в лесах) представляет собой захламление лесов поваленными и сломанными ветром, снегом, или подмытыми водой деревьями и мероприятием по уборке и вывозу бытовых отходов антропогенного характера. Очистка лесов от захламления является лесохозяйственным мероприятием, не включающим работы по уборке и вывозу бытовых отходов антропогенного характера. Принятие мер по организации очистки лесного массива путем ликвидации свалки не входит в полномочия Гослесслужбы края, переданные Российской Федерацией, поскольку ликвидация свалок бытовых отходов не финансируется из федерального бюджета, поскольку не является переданным Российской Федерацией субъектам РФ полномочий. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Считает, что свалки образовались из-за бездействия органов местного самоуправления администрации сельского поселения «Смоленское». Таким образом, Гослесслужба края не является надлежащим ответчиком по данному делу, требования по очистки лесного массива путем ликвидации свалки должны быть предъявлены к администрации сельского поселения «Смоленское» ответственной за сбор, вывоз и размещение бытовых отходов. В решении суд ссылается на Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, являющееся приложением к Приказу Рослесхоза от 29 декабря 2007 г. № 523, при этом, не учитывает, что следуя данному Руководству санитарно-оздоровительные мероприятия могут включаться в план СОМ и соответственно выполняться путем размещения заказа только по истечении года, после выявления захламления. При указанных обстоятельствах, полагает, что предмет спора по очистке лесов захламления отсутствует, поскольку нарушений законодательства Гослесслужба края не допустила. До истечения года вмешательство в порядок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и деятельность органа исполнительной власти по включению санитарно-оздоровительных мероприятий в план СОМ и размещение заказа путем торгов противоречит закону и общему смыслу гражданского судопроизводства. Считает, что исковое требование об обязании органа местного самоуправления администрация сельского поселения «Смоленское») контролировать действия органа государственной власти субъекта РФ (Гослесслужбы края) является незаконным, необоснованным.
В судебное заседание представитель Верхне-Читинского лесничества не явился, о времени рассмотрения дела извещен (л.д.104).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Государственной службы <адрес> ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Читинской природоохранной прокуратуры Афанасьева А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что на земельном участке, расположенном в 900 м юго-западнее мкрн. «Добротный» находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 1,7 га в виде пустой картонной и пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, одежды, бытовой техники и прочего бытового мусора. Свалка расположена в 5 квартале 11,12 выделах учебно-опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества на территории, относящейся к сельскому поселению «Смоленское», что подтверждается актом проверки от <Дата> и приложениями к нему (л.д.7-13). Наличие несанкционированных свалок в указанных местах не оспаривалось сторонами.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действуют принятые Постановлением Правительством Российской Федерации № 414 от 29 июня 2007 года Правила санитарной безопасности в лесах.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Правил меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 № 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно пункту 66 указанного Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (п.п. 67, 68 Руководства).
По данному делу было установлено, что акт об обнаружении свалки был составлен Государственной лесной службой <адрес> <Дата> (л.д.7-8).
В обоснование своего несогласия с возложением обязанности по принятии мер к осуществлению мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории лесничества ответчик в лице Государственной лесной службы <адрес> в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ссылался на то, что годичный срок со дня обнаружения свалки не прошел, и обязанность по осуществлению мероприятий в силу положений законов и нормативных актов у Государственной лесной службы <адрес> не возникла.
Названные доводы судебная коллегия находит неосновательными.
Процедура, указанная в Руководстве, в том числе принятие мер по выявлению нарушителей природоохранного законодательства, по сути является одним из этапов процесса организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Положением о Государственной лесной службе <адрес> (далее – Служба) установлено, что Служба является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в пределах своих полномочий (п.2.1. Положения). К одним из полномочий Службы относится и организация охраны лесов на землях лесного фонда, их защиты, обеспечение охраны и защиты лесов (п.8.2.5). Пунктами 9.39, 9.47 Положения установлено, что в целях реализации своих полномочий Служба осуществляет контроль за выполнением мероприятий по охране и защите лесов, составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции.
Государственной лесной службой <адрес> не представлено доказательств тому, что в пределах названных выше полномочий, при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти, Службой предприняты меры к выявлению нарушителей и применению к ним предусмотренных законодательством санкций. Поэтому вывод суда о возложении на Государственную лесную службу <адрес> обязанности по организации мероприятий по сбору и вывозу мусора и отходов с мест несанкционированных мест свалок на территории лесничества является законным и обоснованным.
При этом доводы апеллянта о том, что на Государственную лесную службу <адрес> возлагается обязанность по очистке лесного массива от захламлений природного характера (поваленных деревьев и т.п.), а очистка леса от бытового мусора относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, судебной коллегией также не принимаются.
Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий разделяются понятия «уборки захламленности» и «очистки леса от захламления и загрязнения», разделом 4 Руководства, в который входят упоминавшиеся выше пункты 66-68, регулирующие порядок организации мероприятий по очистке леса от загрязнения, установлена обязанность органов исполнительной власти по выявлению нарушителей в засорении лесной территории мусором, а также включения в план санитарно-оздоровительных мер мероприятий по очистке леса.
Вместе с тем, возложение на Государственную лесную службу <адрес> самой обязанности по осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и отходов, не основано на положениях законодательства, поскольку очистка территории лесов на землях лесного фонда производится после размещения заказа на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий путем проведения торгов.
Это следует из п.п.27-28 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда. Проведение мероприятий непосредственно по очистке лесов от загрязнений и захламлений не относится к полномочиям Государственной лесной службы <адрес>.
Кроме того, как следует из материалов дела (л.д.3-6) прокурором первоначально предъявлялись требования о возложении на администрацию сельского поселения «Смоленское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов с территории несанкционированной свалки.
Прокурором впоследствии требования были уточнены (л.д.24), исковые требования предъявлены и Государственной лесной службе <адрес>.
Впоследствии исковые требования были уточнены, прокурор просил возложить на администрацию СП «Смоленское» обязанность осуществить контроль за мероприятиями по ликвидации свалки (л.д.44). От иска к администрации СП «Смоленское» по осуществлению организации сбора и вывоза мусора прокурор не отказался, отказ от иска в данной части судом не принимался.
Принимая решение суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в уточненном варианте и обязал администрацию сельского поселения «Смоленское» осуществить надлежащий контроль за мероприятиями по ликвидации несанкционированной свалки, которые должна провести Государственная лесная служба <адрес>.
Вместе с тем, как правильно указано в апелляционной жалобе, у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по контролю за действиями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
К вопросам местного значения поселения в силу подпункта 18 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения.
Контролировать проведение мероприятий исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации администрация сельского поселения не вправе.
Указанное требование прокурора в такой формулировке не может быть удовлетворено в силу приведенных выше норм Федерального закона.
Основания к полному отказу в иске к сельскому поселению «Смоленское» об организации вывоза мусора с территории лесного фонда также отсутствуют.
Нахождение свалки за чертой населенного пункта «Смоленское» не освобождает администрацию сельского поселения от обязанности организации вывода и сбора мусора с территории лесного фонда, так как в соответствии с подпунктом 4 п.1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Таким образом, на Государственную лесную службу <адрес> должна быть возложена обязанность по организации проведению мероприятий, установленных п.п. 66 и 67 Руководства по проведению санитарно оздоровительных мероприятий по сбору и вывозу мусора со свалки. Исковые требования прокурора к администрации сельского поселения «Смоленское» должны быть удовлетворены путем организации и осуществления сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированной свалки.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Читинского районного суда <адрес> от <Дата> изменить. Иск прокурора удовлетворить,
Обязать государственную лесную службу <адрес> принять меры по организации мероприятий, установленных п.п. 66 и 67 Руководства по проведению санитарно оздоровительных мероприятий по сбору и вывозу мусора со свалки, расположенной в 5 квартале 11,12 выделах Учебного-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества площадью 1,7 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа <адрес>.
Обязать администрацию сельского поселения «Смоленское» организовать и осуществить сбор и вывоз бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной в 5 квартале 11,12 выделах Учебного-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества площадью 1,7 га и транспортировке собранного мусора на полигон твердых бытовых отходов администрации городского округа <адрес>
Председательствующий:
Судьи: