ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-26684/18 от 24.07.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья - Мороз А.П. дело № 33-26684/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Палянчук Т.А.

судей Роговой С.В., Башинского Д.А.

по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.

при секретаре Иванове П.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи на основании доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 14 мая 2018 года,

заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора Лазаревского района города Сочи действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города-курорта Сочи, в котором просил признать действия ответчика, выразившиеся в непринятии мер к выявлению и постановке на баланс бесхозных сетей ливневой канализации, расположенной в районе домов <...> и их ремонту, незаконными; и обязать администрацию города-курорта Сочи принять на баланс эти бесхозные сети ливневой канализации и произвести их ремонт.

В обоснование доводов указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению < Ф.И.О. >6 по вопросу ненадлежащего содержания сетей ливневой канализации, комиссионным обследованием железобетонного лотка по <...>, проведенным сотрудниками МУП города Сочи «Водосток», на предмет технического состояния выявлено, что железобетонный лоток накрыт металлической решеткой из стальных прутьев. Расстояние между прутьями 10 см. Существует возможность провала пешеходов в пространства между прутьями. Для исключения несчастных случаев необходимо установить дополнительные стальные прутья между существующими прутьями для уменьшения расстояния между ними. Указанный железобетонный лоток не находится в хозяйственном ведении МУП города Сочи «Водосток».

Согласно информации департамента городского хозяйства администрации города Сочи, также установлено сети ливневой канализации, расположенные в районе домов <...>, в реестре муниципальной собственности не значатся и в хозяйственное ведение МУП города Сочи «Водосток» не передавались.

Изложенное свидетельствует о том, что, вышеуказанные сети ливневой канализации не имеют собственника и соответственно являются бесхозными сетями ливневой канализации.

Таким образом, не принятие администрацией города-курорта Сочи своевременных мер к постановке на баланс бесхозных сетей ливневой канализации, расположенных в районе домов <...>, их ремонту, повлекло нарушение прав жителей Лазаревского района города Сочи. Изложенное явилось поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемыми требованиями.

Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 14 мая 2018 года исковые требования и.о. прокурора Лазаревского района города Сочи действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель органа местного самоуправления по доверенности < Ф.И.О. >3 выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требования прокурора отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Заслушав прокурора < Ф.И.О. >4, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено и видно из материалов дела, что железобетонный лоток, расположенный в районе домов <...> накрыт металлической решеткой из стальных прутьев. Расстояние между прутьями 10 см, в связи с чем, существует возможность провала пешеходов в пространства между прутьями. Для исключения несчастных случаев необходимо установить дополнительные стальные прутья между существующими прутьями для уменьшения расстояния между ними.

Согласно информации департамента городского хозяйства администрации города Сочи, сети ливневой канализации, расположенные в районе домов <...>, в реестре муниципальной собственности не значатся и в хозяйственное ведение МУП города Сочи «Водосток» не передавались, что подтверждается схемой месторасположения сетей ливневой канализации технического паспорта линейного объекта (прилагается).

Из сведений Публичной кадастровой карты (<...>) следует, что участок сети ливневой канализации в районе домов <...> не входит в границы придомовых территорий данных многоквартирных домов (кадастровые номера <...> и <...>) и является частью неразграниченной муниципальной территории поселения.

Изложенное как верно указал суд, свидетельствует о том, что, сети ливневой канализации, расположенные в районе домов <...> не имеют собственника и соответственно являются бесхозными сетями ливневой канализации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 года) «О водоснабжении и водоотведении» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом, пункт 5 статьи 8 указанного Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ устанавливает, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2016 года № 126 утверждено Положение о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи (далее Положение).

В соответствии с разделом 18 Положения признание права муниципальной собственности города Сочи на бесхозяйное недвижимое имущество производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пункт 18.2 вышеназванного Положения гласит, что при выявлении бесхозяйного имущества на территории города Сочи территориальные и отраслевые (функциональные) подразделения администрации города Сочи, руководители муниципальных предприятий и учреждений направляют в Уполномоченный орган (департамент имущественных отношений администрации города Сочи) информацию, содержащую описание технического состояния выявленного объекта, адрес его местонахождения, технический (кадастровый) паспорт (при наличии), а также документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Согласно пункту 18.3 Положения, департамент имущественных отношений администрации города Сочи (уполномоченный орган) на основании представленных документов готовит проект распоряжения администрации города Сочи, где определяются организация, которой передается на техническое обслуживание объект недвижимого имущества до определения в установленном законодательством порядке права муниципальной собственности города Сочи на данный объект, а также сроки проведения процедуры постановки на учет бесхозяйного объекта.

Оформление документов, необходимых для постановки бесхозяйного объекта на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, осуществляется отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, в предмет деятельности которого входит назначение бесхозяйного объекта, в пределах лимитов бюджетных обязательств на вышеуказанные цели.

Исходя из указанного, поскольку до настоящего времени органом местного самоуправления в нарушение вышеприведенных норм права не устранены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не приняты на баланс бесхозные сети ливневой канализации и не произведен их ремонт, чем нарушены права неопределенного круга лиц, жильцов и посетителей жилых домов <...>, число которых постоянно меняется, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Лазаревского района города Сочи в полном объеме.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

При данных обстоятельствах, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным и отмене не подлежащим.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

определила:

решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 14 мая 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Сочи - оставить без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -