Судья Исаибов М.Г.
Дело № 33-2671/2014г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 19 августа 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Ахмедовой С.М.,
судей – Мустафаевой З.К. и Омарова Д.М.
при секретаре – Меджидове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФК по РД на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 05 мая 2014 года, которым постановлено:
«Заявление И. И. М. удовлетворить.
Обязать Правительство Российской Федерации перевести принадлежащие И. И. М. облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года общей номинальной стоимостью 7280 «долговых рублей» в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
Взыскать с казны Российской Федерации в пользу И. И. М. расходы на уплату государственной пошлины в размере 200 руб.»
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Ахмедовой С.М., объяснения И. И.М., просившего апелляционную жалобу отклонить, судебная коллегия
установила:
И. И.М. обратился в суд с заявлением к Правительству Российской Федерации об обязании перевести принадлежащие ему облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года общей номинальной стоимостью <.> в целевые долговые обязательства Российской Федерации, мотивируя свое заявление тем, что он является держателем облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г, общей номинальной стоимостью 7280 «долговых рублей». В 1992 году Российская Федерация признала свое правопреемство в отношении обязательств СССР по займам 1982 г. и приостановила выплаты по указанным облигациям. В период с 1995 по 2000 год было принято несколько законов, в которых предусматривается перевод советских ценных бумаг, в том числе облигаций 1982 года, в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Властям было поручено разработать процедуру перевода и установить стоимость целевых облигаций. Хотя положение о переводе было принято в 2000 г., фактически перевод не был начат, и применение положения в настоящее время по-прежнему остается приостановленным. В октябре 2012 г. он обратился в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением о переводе своих облигаций в целевые долговые обязательства. Письмом от <дата> Департаментом финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации ему был дан ответ, что процедура перевода государственных ценных бумаг в целевые долговые обязательства, начисление по ним дохода, а также их погашение по долговой стоимости не могут быть осуществлены, в связи с приостановлением действия постановления Правительства Российской Федерации № от <дата> «Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» до <дата>.
Считает, что приостановление действия установленного механизма и порядка перевода займа 1982 г в целевые долговые обязательства РФ относится к вопросу об исполнении решения суда, суть же его обращения заключается в том, чтобы судебным решением было признано его право на перевод займов в долговые обязательства Правительства РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УФК по РД просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывается, что Федеральным законом от <дата> № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» установлены обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. Из смысла статей 1,2,5 указанного закона следует, что гарантированными признаются лишь те денежные сбережения граждан РФ, помещенные в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до <дата>. Указанное обстоятельство определено законодателем как существенное при разрешении вопроса о гарантированности денежных сбережений граждан того периода. Однако заявителем не представлены суду доказательства, свидетельствующие, что облигации, которые И. И.М. требует перевести в целевые долговые обязательства Российской Федерации, размещались на территории РСФСР в период до <дата>. Судом не предприняты исчерпывающие меры по установлению данного факта. Суд мотивирует свои выводы искаженными и вводящими в заблуждение положениями, в частности в решении указывается, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» приостановлено до <дата> постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 387. При этом ни слова не говорится о том, что действие указанного постановления на сегодняшний день является также приостановленным до <дата> постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 112. Приостановление действия Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации согласно сложившейся практике Верховного Суда Российской Федерации не является нарушением прав граждан, являющихся держателями облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года. Законодатель признает, что лишь облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, обмененные в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, являются согласно указанного постановления гарантированными сбережениями граждан и одной из форм государственного внутреннего долга РФ. В данном случае истец не воспользовался своим правом и обмен облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года своевременно не произвел.
Кроме того, суд вышел за пределы искового требования, обязав Правительство Российской Федерации перевести принадлежащие истцу облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года общей номинальной стоимостью <.> в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Указанное положение не основано на законе, так как согласно статье 12 Федерального закона от <дата> № 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" Правительство Российской Федерации лишь устанавливает процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации, при этом оно не уполномочено законодателем на осуществление такого перевода.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что И. И.М. является обладателем облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года номиналом <.>., всего в количестве 106 штук.
При разрешении заявленных И.м И.М. требований суд первой инстанции исходил из того, что указанные облигации являются государственным внутренним долгом Российской Федерации, на них отсутствуют специальные отметки, удостоверяющие факт их перевода в целевые долговые обязательства РФ, право на погашение гражданину указанных ценных бумаг СССР возникает только после их перевода в целевые долговые обязательства РФ, приостановление действия в настоящее время установленного механизма и порядка их перевода относится к стадии исполнительного производства.
Между тем, Судебная коллегия находит, что решение суда принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Федеральным законом от <дата> N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" установлены обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации.
Гарантированные сбережения граждан признаются государственным внутренним долгом Российской Федерации, восстановление и обеспечение сохранности которых производится путем их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами (ст. 2, 5 Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от <дата> N 73-ФЗ (ст. 12) приняты Федеральные законы от <дата> N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" и от <дата> N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации".
Согласно статьям 1 и 3 Федерального закона от <дата> N 162-ФЗ имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., размещение которых производилось на территории РСФСР (восстанавливаемые ценные бумаги), относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации, перевод которых в целевые долговые обязательства Российской Федерации производится путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом видов, номиналов и доходов (причитающихся по данным целевым долговым обязательствам Российской Федерации).
В силу положений ст. 15 указанного закона Правительству Российской Федерации надлежало в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить и ввести в действие процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
В рамках исполнения данного положения Федерального закона Правительством Российской Федерации <дата> принято Постановление N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", которое вступило в силу <дата>
Действие настоящего Постановления неоднократно приостанавливалось, начиная с 2003 г.
В настоящее время действие Постановления приостановлено до <дата> Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 112.
Вопросы перевода облигаций в целевые долговые обязательства Российской Федерации регламентированы и в статье 6 Федерального закона от <дата> N 162-ФЗ, где закреплено, что величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 <адрес> этом с <дата> на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами (ст. 10 указанного Федерального закона).
Федеральный закон от <дата> N 87-ФЗ устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.
В силу указанного Федерального закона долговая стоимость одного долгового рубля должна применяться при использовании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
В рамках реализации положений Федерального закона от <дата> N 87-ФЗ, включая его ст. 2 - 4, согласно которым долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. При этом базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается федеральным законом.
Действие Федерального закона от <дата> N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора", принятого в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 87-ФЗ, в настоящее время приостановлено до <дата> на основании Федерального закона от <дата> N 237-ФЗ "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, основой определения которого является указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, этот показатель не утверждается и не публикуется.
Действие Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 82 также приостановлено.
Федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в Сбербанке России и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, порядок их обслуживания, а также порядок начисления доходов на долговые обязательства до настоящего времени не приняты.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент рассмотрения дела, порядок перевода облигаций 1982 года в целевые долговые обязательства РФ приостановлен до <дата>.
Данные требования закона судом первой инстанции при разрешении дела не учтены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1982 года» в период с <дата> по <дата> учреждениями Сбербанка России проводился выкуп облигаций 1982 года и их обмен на облигации 1992 года из расчета 160 руб. за 1 облигацию номиналом 100 руб. В дальнейшем, до <дата> облигации 1982 года выкупались Сбербанком России по отдельным решениям Минфина России из расчета компенсации, действовавшей на период до <дата>.
Таким образом, Правительством РФ в период до <дата> осуществлялись мероприятия по увеличению номинальной стоимости облигаций 1982 года в связи с инфляцией, а также их выкуп и обмен учреждениями Сбербанка России.
После указанного срока все операции по данным ценным бумагам были прекращены.
Как установлено судом истец И. И.М. предоставленным правом не воспользовался.
Кроме того, истец не представил доказательства, свидетельствующие, что представленные им облигации в количестве 106 штук размещались на территории РСФСР.
При таких обстоятельствах, и исходя из приведенных выше норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления И. И.М., в связи с чем, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления И. И.М. к Правительству РФ об обязании перевести принадлежащие ему облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года общей номинальной стоимостью <.> в целевые долговые обязательства Российской Федерации отказать.
Председательствующий:
Судьи: