Судья Янишевский В. Е. 33-2676/2020(13-18/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2020 года г.Ханты-Мансийск
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Решетникова О.В.,
при помощнике судьи Дудыревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе администрации городского поселения Советский на определение судьи Советского районного суда от 25 февраля 2020 года об отказе в отсрочке исполнения судебного решения,
установил:
решением Советского районного суда от 10.02.2014 года удовлетворен иск Югорского межрайонного прокурора к администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО - Югры об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности в срок до 01 октября 2016 года.
В июне 2017 года администрация городского поселения Советский обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения в срок до 01 октября 2020 года.
Определением Советского районного суда от 03.08.2017 года администрации городского поселения Советский предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до 01 января 2019 года.
В феврале 2020 года администрация городского поселения Советский вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения на срок до 31 декабря 2026 года.
Требования мотивированы тем, что в 2014 году за счет средств бюджета городского поселения Советский построены 2 пожарных водоема в СОТ «Гудок» на ул. Труда напротив дома № 25, в мкр. Северный в пер. Зеленый между домами № 1и № 2; в 2015 году построен пожарный водоем в мкр. Западный по ул. ФИО1; в 2016 году построен и введен в эксплуатацию 1 пожарный водоем в мкр. Картопья-3 в районе улиц Коллективная - ФИО1, введены в эксплуатацию пожарные водоемы в СОТ «Гудок» на ул. Труда напротив дома № 25, в мкр. Северный в пер. Зеленый между домами № 1 и № 2, мкр. Западный по ул. ФИО1. Построены, но не введены в эксплуатацию объекты противопожарного водоснабжения «Инженерные сети к комплексу индивидуальной жилой застройки мкр. Картопья-2» с 4 колодцами с пожарными гидрантами.
Объект «Инженерные сети микрорайона индивидуальной жилой застройки «Картопья - 4» в границах улиц Родниковая - Рассветная - Янтарная в г.п. Советский» с 8 пожарными гидрантами сдан в эксплуатацию.
В целях обеспечения водой для тушения пожаров безводных районов городского поселения Советский введен в эксплуатацию передвижной пожарный водоем.
Водопроводные сети, расположенные в мкр. Картопья - 1 фактически не эксплуатируются, строительство водопроводных сетей в мкр. Картопья - 2 не завершено в связи с банкротством подрядной организации, в построенных сетях водоснабжения в мкр. Картопья - 4 выявлены дефекты, не позволяющие их эксплуатацию в зимний период. Ведется работа по определению возможности реконструкции водопроводных сетей и мест установки дополнительных пожарных гидрантов.
Постановлением администрации Советского района от 23.12.2019 года утвержден перспективный план развития системы противопожарного водоснабжения в Советском районе до 2035 года, по которому обеспечение наружного противопожарного водоснабжения в городском поселении Советский рассчитано на срок с 2020-2035 годы.
28.01.2020 года постановлением администрации городского поселения Советский утвержден перспективный план развития системы противопожарного водоснабжения на территории городского поселения Советский.
В бюджете городского поселения Советский на 2020 год запланированы средства на разработку основных технических решений по обеспечению безводных районов источниками наружного противопожарного водоснабжения. Данная документация будет включать в себя перспективный план реализации мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения на 2021-2026 годы, анализ существующих и требуемых источников и схемы планируемого расположения различных видов источников в безводных районах.
Судом постановлено вышеуказанное определение, с которым заявитель не согласился, в частной жалобе администрация городского поселения Советский просит отменить определение и разрешить вопрос по существу.
Указывает, что администрацией поселения предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда.
Ссылается на обстоятельства, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Указывает, что в 2018 году полномочия органов местного самоуправления городского поселения Советский по вопросу организации в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом были переданы органам местного самоуправления Советского района.
В 2019 году полномочия органов местного самоуправления городского поселения Советский по вопросу организации в границах поселения электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом были переданы органам местного самоуправления Советского района, а также полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального « строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в части разработки проекта правил землепользования и застройки городского поселения Советский; разработки проекта генерального плана городского поселения Советский; разработки проектов планировки территории, проектов межевания территории в границах городского поселения Советский.
06.02.2019 года администрацией городского поселения Советский направлен запрос о сроках ввода в эксплуатацию водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами в мкр. «Картопья-1», мкр. «Картопья - 2», мкр. «Картопья - 3», мкр. «Картопья - 4» в городском поселении Советский.
В ответе администрации Советского района указано, что водопроводные сети, расположенные в мкр. «Картопья - 1» фактически не эксплуатируются, строительство водопроводных сетей в мкр. Картопья - 2 не завершено в связи банкротством подрядной организации, в построенных сетях водоснабжения в мкр. Картопья - 4 выявлены дефекты, не позволяющие их эксплуатацию в зимний период.
На основании информации администрацией Советского района ведется работа по определению возможности реконструкции водопроводных сетей и мест установки дополнительных пожарных гидрантов.
В настоящее время, постановлением администрации Советского района от 23.12.2019 № 2905 утвержден перспективный план развития системы противопожарного водоснабжения в Советском районе до 2035 года, по которому обеспечение наружного противопожарного водоснабжения в городском поселении Советский рассчитано на срок с 2020-2035 гг.
28.01.2020 года постановлением администрации городского поселения Советский № 56 утвержден перспективный план развития системы противопожарного водоснабжения на территории городского поселения Советский.
В целях проведения анализа территории безводных районов, определения мест размещения источников противопожарного водоснабжения подготовлено техническое задание на разработку основных технических решений по обеспечению безводных районов г.п. Советский источниками наружного противопожарного водоснабжения. В организации, занимающиеся проектированием, инженерными изысканиями, устройством сетей водоснабжения направлены запросы для получения коммерческих предложений с указанием стоимости указанных видов работ.
В целях определения возможного обустройства безводных районов источниками противопожарного водоснабжения на 2020 г. в программе «Защита населения и территорий г.п. Советский от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в г.п. Советский» в бюджете городского поселения Советский на 2020 год запланированы средства на разработку основных технических решений по обеспечению безводных районов источниками наружного противопожарного водоснабжения (безводные районы: мкр. Картопья - 1, мкр. Картопья - 2, мкр. Картопья - 3, мкр. Картопья - 4, мкр. Западный, мкр. Северный, мкр. Хвойный, мкр. ПМК, мкр. Энергетик, мкр. Мегаполис, в районе улиц Киевская - Юбилейная - ФИО2).
Данная документация будет включать в себя перспективный план реализации мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения на 2021-2026 г., анализ существующих и требуемых источников и схемы планируемого расположения различных видов источников в безводных районах, включая водозаборные сооружения, насосные станции, пожарные резервуары, пожарный водопровод с пожарными гидрантами, пирсы на водных объектах.
Отмечает, что вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность определения проверена в пределах доводов частной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Вышеназванные нормы не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, но при этом предусматривают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие либо отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон.
По смыслу закона, основания для отсрочки исполнения решения суда, влекущие отдаление исполнения решения суда, должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда пришел к выводу, что обстоятельства, которые дают суду основания отсрочить исполнение вышеуказанного решения отсутствуют, а с момента вступления решения Советского районного суда от 10.02.2014 года в законную силу прошло более пяти лет, предоставление отсрочки приведет к еще более длительному неисполнению судебного акта и нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено, вступившим в законную силу решением Советского районного суда ХМАО - Югры от 10.02.2014 года были удовлетворены требования Югорского межрайонного прокурора об обязании администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО - Югры устранить нарушения Правил пожарной безопасности: обеспечить наличие наружного противопожарного водоснабжения в городском поселении Советский Советского района в микрорайонах Картопья - 1, Картопья - 2, Картопья - 3, в микрорайоне Северный, в границах ул. Киевская - ул. Юбилейная - мкр. Северный в срок до 01.10.2016 года.
Определением суда от 03.08.2017 года администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО - Югры предоставлена отсрочка исполнения решения от 10.02.2014 на срок до 01.01.2019 года.
Решение в настоящее время должником не исполнено.
Судья суда апелляционной инстанции с выводом судьи первой инстанции соглашается.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 104-О).
Приведенные в заявлении и частной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению принятого судом решения.
Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в настоящее время; о том, что должником предприняты действия, направленные на исполнение решения; о возможности исполнения решения в срок до 2026 года не представлено.
Кроме того, длительность неисполнения судебного решения составляет более 5 лет, заявитель просит отсрочить исполнение решение на срок более 6 лет, что безосновательно отдаляет исполнение судебного постановления, постановленного в интересах неопределённого круга лиц, связанного с обеспечением пожарной безопасности и защитой населения сельского поселения от чрезвычайных ситуаций.
Доводы заявления и частной жалобы о передаче части полномочий администрации района, утверждении перспективного плана развития системы противопожарного водоснабжения в Советском районе до 2035 года, утверждении перспективного плана развития системы противопожарного водоснабжения на территории городского поселения Советский, а также подготовка технического задания на разработку основных технических решений по обеспечению безводных районов г.п. Советский источниками наружного противопожарного водоснабжения для анализа территории безводных районов, определения мест размещения источников противопожарного водоснабжения, в связи с чем исполнение судебного акта в установленный срок стало невозможным, к исключительным обстоятельствам отнесены быть не могут, доказательств того, что должником приняты все возможные меры для исполнения решения не представлено.
При таких обстоятельствах, предоставление администрации второй отсрочки до 31.12.2026 года фактически приведет к нарушению прав населения сельского поселения Советский, что недопустимо.
Оснований для отмены определения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 334, 335 ГПК РФ, судья
определил:
определение судьи Советского районного суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу администрации городского поселения Советский - без удовлетворения.
Судья О.В. Решетникова.