ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2678 от 29.07.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2678 судья Сиротина Е.С. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Крыловой В.Н.,

судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.

при секретаре Галушкиной О.Н.

с участием прокурора Нестеренко Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

29 июля 2015 года

по докладу судьи Крыловой В.Н.

дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области

на решение Калязинского районного суда Тверской области

от 03 апреля 2015 года,

которым постановлено:

«Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – территории памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» - удовлетворить в полном объеме.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», площадью 393 га, расположенного вблизи деревни Ново-Окатово Калязинского района Тверской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемую природную территорию регионального значения –памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», расположенного вблизи деревни Ново-Окатово Калязинского района Тверской области, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино».

Судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности совершить определенные действия.

Заявленные требования были связаны с тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях. На территории Калязинского района Тверской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино». Границы памятника природы не установлены, сведения о границах памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», как особо охраняемой природной территории не внесены в государственный кадастр недвижимости. Памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» признан особо охраняемой территорией решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны». Согласно приложению № 2 к решению исполкома Облсовета от 12.02.1982 № 55, памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» представляет собой парк XIX века в деревне Ново-Окатово и лесопарковую зону в удовлетворительном состоянии, общей площадью 393 га, является местом массового отдыха и объектом туризма. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015 № 2-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе и памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино». Согласно приложению к приказу Министерства от 13.01.2015 № 2-кв Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не располагает данными о площади охранной зоны. До настоящего времени границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», включающие в себя границы самого памятника природы, так и охранной зоны, не установлены и не описаны; сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. 28.11.2014 Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона министру природных ресурсов и экологии Тверской области. Вместе с тем меры, направленные на устранение нарушений закона Министерством не приняты.

На основании изложенного, прокурор просил обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», площадью 393 га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в границы особо охраняемой природной территории регионального значения – территории памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – территории памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино».

Старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал.

Представители ответчика Правительства Тверской области и третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В жалобе указывает, что судом неправильно применены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Фактически в исковом заявлении ставится вопрос о завершении процесса создания особо охраняемой природной территории регионального значения, начатый в соответствии с решением Калининского областного Совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 в соответствии с ранее действовавшим законодательством. На момент принятия решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» документы, устанавливающие и описывающие границы памятника природы, отсутствовали, равно как и документы, касающиеся установления охранной зоны указанного памятника природы. В решении Облсовета также не содержится описание местоположения указанной особо охраняемой природной территории и сведения о ее границах. В отсутствие данных документов процесс создания особо охраняемой природной территории нельзя признать завершенным. Для завершения процесса создания особо охраняемой природной территории необходимо проведение комплексного экологического обследования. Площадь особо охраняемой природой территории в ее естественных границах на сегодняшний день возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией комплексного экологического обследования территории и только по данным обследования можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах. В случае если площадь особо охраняемой территории окажется больше, либо меньше площади, указанной в решении суда, исполнение такого решения станет для ответчика невозможным. В нарушение положений ч.4 ст.67 ГПК РФ в решении суда не была дана оценка данному доводу, равно как и не были приведены мотивы, по которым суд отверг данный довод о невозможности исполнения решения суда.

В решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить заявленные требования. Отсутствие конкретных указаний на действия, которые каждый из ответчиков должен совершить в рамках исполнения решения суда влечет за собой возникновение затруднений и неясностей при исполнении данного решения, а также является нарушением положений ст.195 ГПК РФ.

Суд необоснованно не принял во внимание доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о необходимых для исполнения решения суда сроках, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отсутствие в резолютивной части решения суда указания на срок, в течение которого решение должно быть исполнено, является нарушением ст.206 ГПК РФ.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В жалобе указывает, что прокурор избрал способ защиты гражданского права как присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Исполнение обязательства в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. Вместе с тем, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами обязанность по совершению действий относительно особо охраняемой природной территории, которые возложены на них решением суда, в компетенцию Министерства и Правительства Тверской области не входят.

Полномочия Министерства по обеспечению проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории, осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, описание и утверждение границ никак не связаны с вопросами установления, описания и утверждения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, образованных до вступления в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря. 2013 года. Случаи, когда границы не определены и не описаны, законодательством не оговорены. Фактически суд возлагает на ответчиков обязанность повторно выполнить процедуру, предшествующую признанию территории памятником природы, вместе с тем, это право уполномоченных органов, а не обязанность. Памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» признан особо охраняемой природной территорией в 1982 году, при таких обстоятельствах распространять требования ФЗ «О государственной регистрации» и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на правоотношения, возникшие до вступления в силу содержащихся в указанных нормативных правовых актах, требований, представляется необоснованным.

Министерство не является органом государственной власти, наделенным полномочием по установлению или изменению границ зон с особыми условиями использования территорий.

В решении отсутствуют указания на действия, которые Министерство должно совершить в пределах своей компетенции, что повлечет нарушение общеправового принципа исполнимости судебных решений. В нарушение требований ч.2 ст.207 ГПК РФ в решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда. При установлении срока исполнения судебного решения суд не учел, что выполнение каких либо работ по заказу государственных органов осуществляется на основе конкурсных процедур, проведение которых в соответствии с законодательством занимает значительно большее время, чем определено судом. Судом не установлен срок, в течение которого ответчики обязаны выполнить действия по установлению и описанию границ памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино», что повлечет неисполнение решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу Тверской межрегиональный природоохранный прокурор Плеханов Д.Е., и.о. указывает на законность и обоснованность решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Тверской области по доверенности ФИО2, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности ФИО1 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения представителя Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Нестеренко Р.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. в, д. ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу с п.2, 3 ст.26 указанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Как следует из материалов дела, в районе деревни Ново-Окатово Калязинского района Тверской области находится памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино».

Данный памятник природы создан решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны». Согласно приложению № 2 к решению исполкома Облсовета от 12.02.1982 памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» представляет собой парк XIX века в деревне Ново-Окатово и лесопарковую зону общей площадью 393 га, является местом массового отдыха и объектом туризма.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015 № 2-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который включен и памятник природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино».

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Вместе с тем, границы особо охраняемой природной территории памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» и охранной зоны, не установлены и не описаны. Сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст.13 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно положениям Закона Тверской области от 08.12.2010 № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры требования.

Доводы жалобы относительно того, что до проведения соответствующих мероприятий невозможно определить площадь особо охраняемой территории, противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам, поскольку площадь памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» в размере 393 га установлена решением исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55.

Ссылка на отсутствие в решении суда указаний, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, не состоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о необходимости установить срок, в течение которого ответчики должны совершить возложенные на них обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд должен установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом указанных требований судебная коллегия полагает дополнить решение суда указанием о сроке исполнения ответчиками обязанности совершить действия по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино».

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калязинского районного суда от 03.04.2015 года изменить, дополнив абзац второй резолютивной части решения районного суда указанием на срок исполнения решения суда, а именно – в течении шести

месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальном решение районного суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий В.Н.Крылова

Судьи С.А.Улыбина

Т.Я.Акатьева