ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2684/2017 от 13.04.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Кирюхиной М.А.,

судей

Адаменко Е.Г.,

Гоцкалюка В.Д.,

при секретаре

Червяковой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Куракиной ФИО10 к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании права на пенсию по выслуге лет, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет, по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 декабря 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

1 ноября 2016 Куракина Н.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым (далее - Департамент) и Министерству труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство), в котором просит признать за ней право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым» как лица, имеющего необходимый стаж государственной гражданской службы; признать незаконным решение Департамента от 14.10.2016 об отказе в назначении ей пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым»; обязать Департамент назначить ей пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 г. № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым» с 07.10.2016.

Исковые требования обоснованы тем, что она более 32 лет проработала в <данные изъяты> с 06.12.1983 по 31.03.2015 на должности <данные изъяты>, в том числе с 24.03.1995 по 31.03.2015 - на государственной службе. Таким образом, она имеет стаж, необходимый для назначения пенсии в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым». 07.10.2016 она обратилась в Департамент с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет как лицо, замещавшее должности государственной гражданской службы в Республике Крым, и предоставила все необходимые документы. Однако решением Департамента от 14.10.2016 ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для ее назначения. Такой отказ она считает незаконным и необоснованным.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 декабря 2016 исковые требования Куракиной Н.Е. удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента от 14.10.2016 об отказе Куракиной Н.Е. в назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым». Департамент обязан назначить Куракиной Н.Е. пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым» как лицу, имеющему необходимый стаж государственной гражданской службы, с 07.10.2016.

В апелляционной жалобе Департамент просит данное решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Куракиной Н.Е., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.

При этом указывает, что суд не учел, что действие Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым» на истца не распространяется, поскольку она являлась федеральным служащим, а должность секретаря районного суда, с которой истец была уволена, не включена в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Крым.

В письменных возражениях Куракина Н.Е. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Департамента по доверенности - Хоботова М.В. и представитель ответчика - Министерства по доверенности - Еланкий М.М. поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Истец Куракина Н.Е. и ее представитель Устюжанинова Е.В. в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав судью-докладчика, объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Удовлетворяя исковые требования Куракиной Н.Е., суд первой инстанции исходил из того, что она имеет право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым», в связи с чем Департаментом ей было необоснованно отказано в назначении такой пенсии.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Из материалов дела усматривается, что приказом <данные изъяты> от 31.03.2016 <данные изъяты> Куракина Н.Е. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет и с ней расторгнут служебный контракт.

Согласно справке Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21.03.2016 Куракина Н.Е. с 06.12.1983 по 31.12.2014 замещала должность в <данные изъяты><данные изъяты> 31 год 5 месяцев 25 дней, с 01.01.2015 по 31.03.2015 замещала должность <данные изъяты> 3 месяца.

Согласно справке ГУ - УПФРФ в Бахчисарайском районе Республики Крым от 12.12.2016 Куракина Н.Е. является получателем страховой пенсии по старости с 01.01.2015.

28.09.2016 г. Куракина Н.Е. подала в Департамент заявление о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Республики Крым».

Решением Департамента от 14.10.2016 Куракиной Н.Е. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, поскольку не соблюдены следующие условия, установленные Законом № 42-ЗРК и постановлением Совета министров Республики Крым № 88 от 06.03.2015: лицо должно быть принято на государственную гражданскую службу Республики Крым; замещаемая должность должна быть включена в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Крым; с лицом должен быть заключен служебный контракт; лицо должно получать денежное содержание за счет средств бюджета Республики Крым. В предоставленных документах Куракиной Н.Е. сведения о работе на должностях государственной гражданской службы отсутствуют.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии с частью 4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 ст. 1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым» (далее Закон № 42-ЗРК), пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Крым, в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы Республики Крым (далее - гражданская служба Республики Крым) при достижении установленной продолжительности стажа государственной гражданской службы и выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 5 этой же статьи установлено, что государственный гражданский служащий Республики Крым (далее - гражданский служащий Республики Крым) - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы Республики Крым. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы Республики Крым в соответствии с актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы Республики Крым и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств бюджета Республики Крым.

Согласно части 1 ст. 3 Закона № 42-ЗРК в редакции, действующей на момент обращения Куракиной Н.Д. за назначением пенсии за выслугу лет, гражданские служащие Республики Крым при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части).

Гражданские служащие Республики Крым при увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего Республики Крым, замещавшего должность гражданской службы Республики Крым категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33,подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев.

Согласно части 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 29.05.2014 № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» (далее - Закон № 7-ЗРК), государственная гражданская служба Республики Крым - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий Республики Крым, а также полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Республики Крым.

Статьей 5 Закона № 7-ЗРК предусмотрено, что должности гражданской службы учреждаются законами Республики Крым в целях обеспечения исполнения полномочий Республики Крым, государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Республики Крым.

Общее количество должностей гражданской службы Республики Крым утверждается Государственным Советом Республики Крым.

В соответствии со статьей 7 Закона № 7-ЗРК, должности гражданской службы, классифицированные по категориям и группам, образуют Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Крым.

Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Крым утверждается законом Республики Крым в соответствии с настоящим Законом, структурой государственных органов, а также с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Крым утвержден Законом Республики Крым от 29.05.2014 № 8-ЗРК «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым».

Указанным Реестром должность <данные изъяты> не предусмотрена, в то же время должность секретаря суда в аппаратах районного суда предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

Следовательно, Куракина Н.Е. не имеет права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 42-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым», в связи с чем Департаментом было правомерно отказано в ее назначении.

Суд первой инстанции на указанные обстоятельства и требования закона внимания не обратил, вследствие чего ошибочно удовлетворил исковые требования Куракиной Н.Е.

Доводы представителя истца, что Куракина Н.Е. имеет право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом № 42-ЗРК на основании абзаца 2 части 1 ст. 4 указанного Закона в редакции, действующей на момент ее обращения за назначением пенсии, являются необоснованными.

Абзацем 2 части 1 ст. 4 Закона № 42-ЗРК в редакции от 17 декабря 2014, действующей в период с 1 января по 31 декабря 2015 г., действительно было предусмотрено, что лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях государственной гражданской службы, имеют право на пенсию в соответствии с настоящим Законом независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста.

Однако данная норма подлежит применению в совокупности с положениями части 1 ст. 3 Закона № 42-ЗРК, согласно которой обязательными условиями назначения пенсии в соответствии с данным Законом является увольнение с гражданской службы Республики Крым и замещение должности гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

В то же время Куракина Н.Е. увольнялась с федеральной государственной гражданской службы, на которой проработала 20 лет, в том числе 12 месяцев непосредственно перед увольнением.

То обстоятельство, что Куракиной Н.Е. органами Пенсионного фонда Российской Федерации было отказано в назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не дает оснований для назначения ей такой пенсии в соответствии с требованиями Закона № 42-ЗРК.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ с Куракиной Н.Е. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 декабря 2016 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Куракиной ФИО10 отказать.

Взыскать с Куракиной ФИО10 государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб.

Председательствующий:

Судьи: