Строка статотчета 043 г, г/п 00=00 | |||
Судья: Баранов П.М. | Дело № 33-2687/2018 | ||
г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда ФИО1, рассмотрев единолично в порядке упрощенного производства дело по апелляционной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» ФИО2 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 декабря 2017 года по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым постановлено: «Иск ФИО3 к 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы Северного флота, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с 133 группы судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы Северного флота за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу ФИО3 невыплаченную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с апреля по октябрь 2017 года в сумме 14394 рублей 13 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, всего взыскать 15394 (пятнадцать тысяч триста девяносто четыре) рубля 13 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы Северного флота, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с апреля по октябрь 2017 года в сумме 8691 рубля 87 копеек отказать».
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы Северного флота, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, денежной компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав, сославшись на то, что работает в 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы Северного флота <данные изъяты>, в <данные изъяты> года ему был оформлен допуск к работе с документами и изделиями, составляющими государственную тайну, имеющими степень секретности «<данные изъяты>», в связи с чем он имеет право на надбавку к должностному окладу в размере 10 %, начисление и выплату которой работодатель не производит. Кроме того, указанная надбавка не включена в расчет его заработной платы за сверхурочную работу.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 21.1 ГПК РФ в порядке упрощенного производства.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель ФКУ «ОСК Северного флота» ФИО2, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права и принять по делу новое – об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы её податель мотивирует тем, что суд не учел, что 133 ГРСО Беломорской ВМБ состоит на финансовом обеспечении в Филиале ФКУ «ОСК СФ» - «3 финансово-экономическая служба» (сокращенное наименование Филиала). Согласно Положению о Филиале, утвержденному приказом командующего Северным флотом, Филиал осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке распорядителем бюджетных средств. Осуществляет принятие и исполнение обязательств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Полагает, что правовую основу для формирования фондов заработной платы гражданского персонала составляет Бюджетный кодекс РФ. 3 финансово-экономической службой Северного флота в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее - Приказ Министра обороны РФ № 255), а так же на основании представленных сведений, был произведен расчет фонда оплаты труда гражданского персонала 133 ГРСО Беломорской ВМБ ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не предусмотрена. Данный расчет представлен в материалы дела, но не был принят к сведению судом первой инстанции. Кроме того Коллективным договором 133 ГРСО установлено, что оплата труда работников производится в пределах контрольных сумм фонда оплаты труда на текущий год, в этой связи истец не мог не знать, что надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, была ему установлена в оспариваемый период ошибочно. Приказ по 133 ГРСО Беломорской ВМБ от ДД.ММ.ГГГГ№ об установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не являлся основанием для корректировки контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) фондов оплаты труда, утвержденных на ДД.ММ.ГГГГ год, и был отменен ДД.ММ.ГГГГ. Является неверным вывод суда в том, что оплата работы истца в сверхурочное время должна производиться с учетом выплат компенсационного характера за работу со сведениями, имеющими степень секретности, так как установлена единая правовая природа сверхурочных работ и работ в выходные и нерабочие праздничные дни. Положения Коллективного договора 133 ГРСО Беломорской ВМБ на ДД.ММ.ГГГГ г.г. не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Коллективный договор не учитывает изменения, внесенные в Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей (Приказ Министра обороны РФ от 18.08.2016 № 515). В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на сложившуюся судебную практику рассмотрения данной категории гражданских дел.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривается, исходя из следующего.
Как установлено судом, ФИО3 на основании трудового договора работает в должности старшего механика судна БУК-169 в 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота».
В соответствии с приказом капитана группового 133 группой судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы Северного флота № от ДД.ММ.ГГГГ истец допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена надбавка к должностному окладу в размере <данные изъяты>. Согласно расчетным листкам в период с апреля по ДД.ММ.ГГГГ года указанная надбавка истцу не выплачивалась.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года истцом сверх месячной нормы рабочего времени отработано <данные изъяты> часов, в июле 2017 года – <данные изъяты> часов, что подтверждается расчетными листками, табелем учета рабочего времени и табелем учета сверхурочных работ.
Статьей 349 ТК РФ и Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2012 года № 3910 установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны Правительство Российской Федерации принято постановление от 18.09.2006 № 573, которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.
На основании п. 1 указанных Правил, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», – 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, – 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, – 5 - 10 процентов.
Как установлено судом и это подтверждается материалами дела, истец в ДД.ММ.ГГГГ был допущен к работе со сведениями, имеющими степень секретности. Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ приказом капитана группового 133 ГРСО Беломорской ВМБ СФ от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> ФИО3 установлена десятипроцентная надбавка к должностному окладу.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ и до отмены ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ истец имел право на начисление и получение ежемесячной десятипроцентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности.
При этом, приказом капитана группового 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, отменяющим приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусмотрено распространение его действия на предшествующий период, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ не имеет обратной силы и не лишает истца права на получение надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности в спорный период.
С доводом представителя ФКУ «ОСК Северного флота» о том, что указанная надбавка выплачивается только при наличии соответствующих денежных средств в фонде оплаты труда, суд правомерно не согласился по следующим основаниям.
Действительно, согласно абз. 4 п. 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573, ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.
При этом, указанная правовая норма не связывает выплату работнику надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности, с наличием денежных средств в фонде оплаты труда, а лишь указывает на данный фонд, как на источник финансирования указанной надбавки.
Законодатель не предусматривает выплату надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности, только при наличии средств в фонде оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд верно пришел к выводу о том, что с 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота», подлежит взысканию в пользу истца надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 2 указанного Положения приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822 утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
В п. 4 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822, к выплатам компенсационного характера отнесены надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В этой связи процентная надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, также является выплатой компенсационного характера.
Согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Согласно п. 1 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В п. 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора 133 группы судов обеспечения на 2015 – 2018 годы, предусмотрено, что доплаты за работу в сверхурочное время устанавливаются не менее чем в двойном размере дневной ставки работника с учетом всех компенсационных надбавок.
Учитывая данное положение коллективного договора, которое не противоречит вышеприведенным нормам трудового законодательства и нормативным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации, оплата работы истца в сверхурочное время за рассматриваемый период должна производиться с учетом выплат компенсационного характера: за выполнение обязанностей артельщика и за работу со сведениями, имеющими степень секретности.
Суд обоснованно не согласился с утверждением представителей ответчиков о том, что оплата за сверхурочную работу должна производиться аналогично оплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку трудовым законодательством данные виды оплаты труда урегулированы различным образом (статьи 152 и 153 ТК РФ соответственно).
Так, согласно абз. 7 п. 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.
Из содержания указанного абзаца, а также всего п. 23.1 Положения, следует, что положения данной нормы материального права распространяются на оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день, тогда как абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора 133 группы судов обеспечения на 2015 – 2018 годы регулирует вопросы о доплате за работу в сверхурочное время. Указанные понятия не являются тождественными, в силу положений ст.ст. 152, 153 Трудового кодекса РФ и, следовательно, абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора не противоречат Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255.
При таком положении суд правильно установил, что оплата сверхурочной работы истца в спорный период должна производиться с учетом установленной ему компенсационной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а соответственно с ответной стороны в пользу истца подлежит взысканию невыплаченная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом выплат компенсационного характера.
Кроме того, судом первой инстанции удовлетворены требования истца о компенсации морального вреда, как производные от основанного требования. Суд, исходя из степени нравственных страданий истца, степени вины ответчика, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, учитывая период нарушения ответчиком прав истца, требования разумности и справедливости, определил размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильными данные выводы суда, поскольку они основаны на установленных судом фактических обстоятельствах и соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, нашли отражение в мотивировочной части решения, в жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на правовую позицию, изложенную других судебных актах – несостоятельна, так как преюдициального значения в возникшем споре они не имеют, представляют собой толкование нормы права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен и истолкован правильно, и судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы не усматривает оснований для отмены или изменения вынесенного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 335.1 ГПК РФ,
определил:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» ФИО2 – без удовлетворения.
Судья | ФИО1 |