Судья: Бессмертнова Е.А. Дело № 33-26889/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О. Г., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 сентября 2018 года апелляционную жалобу Х.В.Н. на решение Раменского городского суда Московской области от 30 мая 2018 года по делу по иску Х.В.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периода работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г., объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Х.В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области, которым просит признать необоснованным отказ в назначении пенсии и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с осуществлением работы в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций следующие периоды: с 13.08.1990 года по 31.12.1993 года, с 10.01.1994 года по 10.03.1994 года, с 01.09.2004 года по 31.05.2010 года, с 01.06.2010 года по 30.09.2010 года, назначить досрочную пенсию по старости с 24.11.2017 года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Раменского городского суда Московской области от 30 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Х.В.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение по делу, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Х.В.Н. обратился 02.11.2017 года к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением ответчика от 15.12.2017 года Х.В.Н. отказано в установлении пенсии за отсутствием требуемого льготного стажа работы – засчитано 08 лет 05 мес. 28 дней при требуемом 12 лет 6 мес.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (раздел XXIX, пункт "а") предусмотрено наименование должности, дающей право на льготную пенсии: "монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
В соответствии со Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, право на пенсию на льготных условиях имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" позиция 2290000а-14612).
Согласно п. 2 Разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 08.01.1992 г. N 1 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517" право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Положениями пп. 1 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что подтверждению подлежат периоды подземных работ, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В силу п. 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В п. 4 Порядка указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях предусматривает при досрочном назначении пенсии по старости отдельным категориям работников, предусмотренным Списком N 2, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.
Как установлено судом первой инстанции, согласно трудовой книжке Х.В.Н. с 13.08.1990 года по 31.12.1993 года и с 10.01.1994 года по 13.03.1994 года работал в Передвижной механизированной колонне "Строитель" Главмосстроя в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций. Льготная справка о стаже работы не была представлена.
На период работы с 13.08.1990 года по 31.12.1993 года была представлена архивная справка АО "Компания "Главмосстрой" № 04-4-Х-ЗО от 08.06.2017 года, в которой указано, что по лицевым счетам на зарплату Х.В.Н. значится в должности монтажника. ПМК треста "Строитель" была ликвидирована в результате банкротства в составе вышестоящей организации без правопреемника.
Однако, указанная справка, при отсутствии первичных документов, обоснованно не принята пенсионным органом в качестве надлежащего подтверждения периода работы истца на работах по Списку № 2.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы с 13.08.1990 года по 31.12.1993 года и с 10.01.1994 года по 13.03.1994 года не могли быть засчитаны в льготный стаж Х.В.Н., поскольку отсутствует документальное подтверждение работы истца в течение полного рабочего дня в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
В период с 01.09.2004 года по 31.05.2010 года Х.В.Н. работал в ООО "Высота-М" в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Суд первой инстанции, отказывая во включении этого периода работы в льготный стаж, указал, что льготная справка о стаже работы не была представлена. Индивидуальные сведения за период работы с 01.09.2004 года по 31.12.2009 года были сданы с указанием кода особых условий труда, подтверждены актом документальной проверки и подлежали зачету в льготный стаж Х.В.Н. за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 11.03.2008 года по 14.03.2008 года (4 дня), как не предусмотренные п. 5 Правил исчисления стажа работы, дающего право на данный вид пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (далее-Правила).
В наблюдательном деле по организации ООО "Высота-М" отсутствовали документы за 2010 год, в связи с этим проверить факт льготной работы Х.В.Н. за период с 01.01.2010 года по 31.05.2010 года суду не представилось возможным. Индивидуальные сведения за период работы с 01.01.2010 года по 31.05.2010 года были сданы без указания кода льготы особых условий труда и, по мнению суда, не подлежали зачету в льготный стаж Х.В.Н.
В период с 01.06.2010 года по 30.09.2010 года истец работал в ЗАО "Монолитстрой-2010" в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Льготная справка о стаже работы не представлена. Индивидуальные сведения по данной организации были сданы за период работы Х.В.Н. с 01.07.2010 года по 30.09.2010 года без указания кода особых условий труда, в связи с чем период с 01.06.2010 года по 30.09.2010 года не мог быть засчитан в льготный стаж ФИО1, в том числе период отпуска без сохранения заработной платы с 08.09.2010 года по 30.09.2010 года, как не предусмотренные п. 5 Правил.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.12.2017 № 3287/2102976/17 об отказе Х.В.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа работы - 12 лет 6 месяцев являлось законным и обоснованным. Оснований для обязания ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с осуществлением работы в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций следующих периодов: с 13.08.1990 года по 31.12.1993 года, с 10.01.1994 года по 10.03.1994 года, с 01.01.2010 года по 31.05.2010 года, с 01.06.2010 года по 30.09.2010 года и обязании назначить Х.В.Н. досрочную пенсию по старости с 24.11.2017 года не имелось.
Судебная коллегия находит эти выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства и установленным судом обстоятельствам дела, и кроме того, указывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в наблюдательном деле по организации ООО "Высота-М" отсутствовали документы за 2010 год, в связи с этим проверить факт льготной работы Х.В.Н. за период с 01.01.2010 года по 31.05.2010 года возможности нет. Индивидуальные сведения за период работы с 01.01.2010 года по 31.05.2010 года были сданы без указания кода льготы особых условий труда.
В период с 01.06.2010 года по 30.09.2010 года истец работал в ЗАО "Монолитстрой-2010" в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Льготная справка о стаже работы не была представлена. Индивидуальные сведения по данной организации были сданы за период работы Х.В.Н. с 01.07.2010 года по 30.09.2010 года без указания кода особых условий труда.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе во включении этих периодов в стаж по Списку № 2, поскольку работодатели при представлении в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца документально не подтвердили его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Каких-либо дополнительных документов, которые бы опровергали сведения индивидуального (персонифицированного) учета, истец не представил.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, дал верную оценку представленным сторонами доказательствам, при этом правильно применил нормы материального и процессуального права.
Вынесенное по делу решение коллегия находит правильным и оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раменского городского суда Московской области от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.В.Н. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи