Судья Рубликов И.Ю. № 33-39/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» января 2020 года
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № (№) по апелляционной жалобе администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области на решение Островского районного суда Костромской области от 18 октября 2019 года по иску прокурора Судиславского района Костромской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействие в непринятии мер по обеспечению теплоснабжения на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов по улице Мичурина п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области и возложении обязанности на администрацию городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области по обеспечению надежным теплоснабжением жилых многоквартирных домов.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области ФИО6, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя прокуратуры Костромской области Рыловой Т.В., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Судиславского района Костромской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов <адрес>; обязать ответчика обеспечить надежное теплоснабжение названных домов.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Судиславского района на основании коллективного обращения граждан проведена проверка исполнения требований законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации городского поселения п. Судиславль. В ходе проверки было установлено, что 12 февраля 2018 года к ответчику поступило уведомление теплоснабжающей организации ООО «СТТ» о сроках и причинах вывода источников тепловой энергии из эксплуатации, содержащее сведения о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии с 15 октября 2018 года, к которому подключены многоквартирные дома, расположенные по адресам в <адрес>, а также МДОУ ДС «<данные изъяты>», в связи с убыточностью деятельности по теплоснабжению. Данное уведомление было рассмотрено ответчиком и принято решение о согласовании вывода с 15 октября 2018 года из эксплуатации источника тепловой энергии – блочно-модульной котельной по адресу: <адрес>. В то же время ООО «СТТ» продолжено после 15 октября 2018 года обеспечение теплоснабжением вышеуказанных объектов, при этом каких-либо иных уведомлений в администрацию не поступало, иной срок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии органом местного самоуправления не согласовывался. 10 июня 2019 года ответчику поступило уведомление ООО «СТТ» от 07 июня 2019 года, согласно которому предложено принять участие в открытом аукционе, предметом которого является источник тепловой энергии, то есть блочно-модульная котельная. Работы по демонтажу котельной начаты ООО «СТТ» начались в июле-августе 2019 года. Схемой теплоснабжения на 2020 год предусмотрен вывод из эксплуатации вышеуказанной котельной. Потребителями тепловой энергии от этой котельной является жители <адрес>. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика по обеспечению надежного теплоснабжения на территории <адрес>. Кроме того, на основании распоряжения главы администрации городского поселения от 16 октября 2015 года №-р все муниципальные тепловые сети переданы в безвозмездное пользование ООО «СТТ». Уведомлений от собственников либо иных законных владельцев о выводе из эксплуатации тепловых сетей в администрацию городского поселения не поступало. Таким образом, решений о согласовании вывода из эксплуатации сетей не принималось. Согласно информации ответчика в целях подготовки к отопительному периоду 2019-2020 гг. подготовлено ходатайство о рассмотрении его на Совете депутатов городского поселения для увеличения резервного фонда на приобретение энергосберегающих обогревателей с последующим предоставлением их потребителям как альтернативного источника тепловой энергии. Между тем, обогреватели не позволят обеспечить надежным и качественным теплоснабжением жителей многоквартирных домов, а также социальных объектов. Изложенное свидетельствует о непринятии ответчиком мер по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 гг., чем допущены нарушения требований ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», а также ставятся под угрозу права граждан на благоприятные и безопасные условия для проживания. Представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства ответчиком не исполнено.
Определением Островского районного суда Костромской области от 08 октября 2019 года постановлено перейти к рассмотрению названного административного дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Судиславского муниципального района Костромской области.
Решением Островского районного суда Костромской области от 18 октября 2019 года постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов <адрес>.
Обязать администрацию городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской обеспечить надежное теплоснабжение на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов <адрес>.
Обратить решение в части обязания администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области обеспечить надежное теплоснабжение на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов <адрес> к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что администрация предпринимала и предпринимает меры, направленные на организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений. Отсутствие централизованного теплоснабжения потребителей в шести многоквартирных домах в <адрес> от источника тепловой энергии – газовой блочно-модульной котельной произошло по причине вывода котельной из эксплуатации ее собственником - ООО «Современные технологии теплоснабжения». Отсутствие надлежащего теплоснабжения в квартирах указанных домов произошло по вине собственников квартир многоквартирных домов, находящихся в непосредственном управлении в связи с непринятием решения о способе теплоснабжения жилых помещений – переход на автономное либо общедомовое отопление в связи с выводом блочно-модульной котельной из эксплуатации. Обращает внимание, что городское поселение обеспечено природным газом, газифицировано 90% многоквартирных домов, остальные собственники жилых помещений продолжают переходить на автономное газовое отопление. Судом не учтено, что большинство квартир в МКД перешли на автономное отопление или собственники дали согласие на переход МКД на индивидуальные источники теплоснабжения. Возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии предусмотрена Законом о теплоснабжении. В утвержденной схеме теплоснабжения на 2020 год не предусмотрено центральное отопление на <адрес>. С владельцами квартир, оставшихся на центральном теплоснабжении, администрацией проводилась и проводится работа с целью перехода на индивидуальное отопление. Обращает внимание, что вопрос о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в МКД для перехода на индивидуальное отопление не являлся предметом спора и не подлежал оценке судом. Считает, что правовых оснований для удовлетворения иска не имелось.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокуратура Судиславского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2007 «О теплоснабжении» (далее Закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии со ст. 21 Закона № 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (п. 1).
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (пункты 4,5,6,8).
При этом согласно п. 9 ст. 2 Закона № 190-ФЗ под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно Правилам вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889 «вывод из эксплуатации» - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года;
Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления (п. 3).
Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (п. 14).
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (п. 16).
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения (п. 18).
Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от органа местного самоуправления (п. 22).
Из материалов дела следует, что истцы проживают в принадлежащих им квартирах, расположенных в домах <адрес>
С 2014 года ООО «СТТ» является единой теплоснабжающей организацией в границах муниципального образования городское поселение п. Судиславль, осуществляющей теплоснабжение жилых многоквартирных домов, в том числе и на <адрес>, в которых проживают истцы. Отопление производилось от блочной модульной котельной по адресу: <адрес>
05 декабря 2017 года ООО «СТТ» направило в адрес собственников жилых помещений, получавших тепловую энергию от названой блочной модульной котельной, уведомление о планируемом выводе источника тепловой энергии осенью 2018 года.
12 февраля 2018 года ООО «СТТ» уведомило администрацию городского поселения п. Судиславль и администрацию Судиславского муниципального района о сроках и причинах вывода источников тепловой энергии из эксплуатации котельной по причине убыточности данной деятельности, вывод источника тепловой энергии был запланирован до 15 октября 2018 года.
12 марта 2018 года администрация городского поселения п. Судиславль согласовала ООО «СТТ» вывод из эксплуатации источника тепловой энергии блочной модульной котельной по адресу: <адрес> с 15 октября 2018 года.
В июле 2018 года ООО «СТТ» направляло в адрес администрации городского поселения п. Судиславль письмо с просьбой принять меры и окать содействие в переводе потребителей услуги теплоснабжения на индивидуальные источники теплоснабжения. Аналогичная просьба была и в 2017 году.
15 октября 2018 года администрация городского поселения п. Судиславль обратилась в адрес ООО «СТТ» с просьбой продлить срок вывода блочно-модульной котельной до 15 октября 2019 года.
Из уведомления ООО «СТТ» в адрес администрации Судиславского муниципального района и администрации городского поселения п. Судиславль следует, что ООО «СТТ» продлило срок вывода из эксплуатации котельной, обеспечивающей тепловой энергией дома на <адрес>, до 15 октября 2019 года.
06 июня 2019 года ООО «СТТ» направило в адрес администрации Судиславского муниципального района и администрации городского поселения п. Судиславль предложение о принятии участия в конкурсе на электронной торговой площадке (в качестве потенциальных покупателей), где будут выставлены объекты общества, в том числе и блочная модульная котельная.
Глава администрации городского поселения п. Судиславль обратилась в Совет депутатов городского поселения п. Судиславль с просьбой о выделении денежных средств для приобретения котельной для жилого фонда по <адрес>. Решением Совета депутатов от 08 августа 2019 года было отказано в выделении денежных средств на запрашиваемые цели.
Распоряжением главы администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района от 19 сентября 2019 года № определено начать отопительный сезон 2019-2020 годов с 23 сентября 2019 года.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом суд исходил из того, что администрацией городского поселения п. Судиславль в ходе вывода из эксплуатации блочно-модульной котельной не разрешен должным образом вопрос об обеспечении указанных в иске жилых домов теплоснабжением на отопительный 2018-2019 годы, мероприятия, на которые ссылается ответчик, стали проводиться лишь после начала отопительного сезона.
Между тем коллегия полагает, что оснований для удовлетворения иска в полном объеме у суда не имелось ввиду следующего.
Как указывалось выше, ООО «СТТ» обращалось по вопросу согласования закрытия котельной к главе администрации городского поселения п. Судиславль 12 февраля 2018 года и данный вопрос был согласован.
Несмотря на это ООО «СТТ» продолжило после 15 октября 2018 года обеспечение теплоснабжением жилых домов по <адрес>.
05 октября 2018 года администрация городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области обращалась к ООО «СТТ» с заявлением о продлении срока вывода блочно-модульной котельной по <адрес>. Данное заявление было удовлетворено, срок вывода из эксплуатации котельной продлен до 15 октября 2019 года.
При указанных обстоятельствах и в силу ст. 6 Закона № 190-ФЗ администрация городского поселения п. Судиславль обязана была организовать обеспечение теплоснабжения жилых домов по <адрес>.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что с момента уведомления администрации о приостановлении работы котельной в феврале 2018 года и до июля 2019 года администрацией городского поселения п. Судиславль предпринимались достаточные действия по организации обеспечения теплоснабжения домов на <адрес>, где проживают истцы. Из представленных ответчиком доказательств следует, что со стороны ответчика активные меры к организации отопления стали предприниматься только с июля 2019 года, в том числе обращение главы поселка Судиславль ФИО10 о выделении денежных средств для приобретения котельной, направление уведомлений в адрес жителей домов, в которых указывалось об отсутствии центрального отопления в домах на <адрес> и предлагались варианты обеспечения домов теплоснабжением, проводились собрания с жителями многоквартирных домов, на которых обсуждались вопросы перехода на индивидуальное газовое отопление, выдавались собственникам квартир разрешения на установку газового оборудования для перехода на индивидуального оборудования. Несмотря на это к началу отопительного сезона 2019-2020 года не все жители спорных домов были обеспечены теплоснабжением, в том числе и истцы. Из представленных ответчиком суду апелляционной инстанции решений следует, что переустройство жилых помещений истцов по установке газового оборудования для перехода на индивидуальное газовое отопление были согласованы только в ноябре-декабре 2019 года.
Таким образом, администрация городского поселения п. Судиславль принимала меры, предусмотренные законодательством, для организации обеспечения надежного теплоснабжения жителей домов на <адрес>, но уже после фактического вывода котельной их эксплуатации.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не были приняты достаточные меры к организации отопительного сезона 2019-2020 годов, в связи с чем признал незаконным бездействие администрации в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения жилых домов <адрес>
Вместе с тем коллегия полагает, что оснований для признания незаконным бездействия администрации городского поселения п. Судиславль в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории п. Судиславль в отношении жилых помещений, не принадлежащих материальным истцам, не имеется, поскольку прокурором данный иск заявлен в отношении конкретных физических лиц.
Рассматривая требования прокурора об обязании ответчика организовать теплоснабжение жителей многоквартирных домов <адрес>, судебная коллегия приходит к следующему.
Как указывалось ранее, орган местного самоуправления был уведомлен заблаговременно о выводе из эксплуатации источника теплоснабжения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
При этом орган местного самоуправления обязан организовать теплоснабжение, то есть создать условия для обеспечения теплоснабжения. Однако обеспечение отопления конкретно взятых квартир домов № в силу вышеприведенных норм законодательства является обязанностью собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В настоящее время администрацией городского поселения п. Судиславль предпринимаются меры, предусмотренные законодательством, для организации обеспечения надежного теплоснабжения жителей названных домов, все жители многоквартирных домов по <адрес> обеспечены теплоснабжением посредством индивидуального газового отопления, в том числе и истцы, что подтверждается их письменными заявлениями представленными суду апелляционной инстанции. Поэтому правовых оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании администрации городского поселения п. Судиславль организовать теплоснабжение многоквартирных домов, в которых проживают истцы, не имеется.
Поскольку судом первой инстанции была дана неправильная оценка обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешения данного спора, решение в части обязания ответчика обеспечить надежное теплоснабжение на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов <адрес> и в части признания незаконным бездействия ответчика в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории п. Судиславль в отношении жилых помещений, не принадлежащих материальным истцам, подлежит отмене, с вынесением в указанной части нового решения об отказе прокурору в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Островского районного суда Костромской области от 18 октября 2019 года в части обязания администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области обеспечить надежное теплоснабжение на территории п. Судиславль, а именно жилых многоквартирных домов <адрес> и в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории п. Судиславль в отношении жилых помещений, не принадлежащих материальным истцам, отменить. Принять в этой части по делу новое решение, которым прокурору Судиславского района в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в удовлетворении вышеуказанных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи