ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2688/2015 от 05.08.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья ФИО5 дело № 33-2688\2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 5 августа 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Лавровой С.Е.,

судей областного суда: Хасановой М.М., Сорокиной О.А.,

при секретаре: Левочкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности ФИО1 на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 9 июня 2015 года по иску ФИО2 к ГКУ Астраханской области «Многофункциональный центр социальной поддержки населения Наримановского района» и Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к ГКУ Астраханской области «Многофункциональный центр социальной поддержки населения Наримановского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он награжден Почетной грамотой Администрации Астраханской области за заслуги перед регионом. В настоящее время он достиг пенсионного возраста и является получателем пенсии по старости, в связи с чем имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда». Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тому основанию, что представленная награда не предусмотрена в Перечне ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Данный отказ истец считает незаконным, нарушающим его права на получение мер социальной поддержки, установленных для лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда». Истец полагает, что Почетная грамота Администрации Астраханской области является аналогичной формой поощрения Почетной грамотой Губернатора Астраханской области, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». По этим основаниям, истец просит признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».

Определением Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития и труда Астраханской области.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности ФИО3 иск не признала.

Представитель ГКУ Астраханской области «Многофункциональный центр социальной поддержки населения Наримановского района» в судебное заседание не явился, ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 9 июня 2015 года на Министерство социального развития и труда Астраханской области возложена обязанность присвоить ФИО2 звание «Ветеран труда».

В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Представитель Министерства сообщает, что в настоящее время Перечень ведомственных наград и знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не предусматривает в качестве такой награды Почетную грамоту Администрации Астраханской области, которой награжден истец. До Закона Астраханской области от 5 мая 2004 года № 23\2004-ОЗ «О наградах и иных знаках отличия Астраханской области» действовало постановление Главы Администрации Астраханской области от 20 июня 1995 года № 157 «О почетной грамоте Администрации Астраханской области». Именно оно стало правовым основанием для поощрения истца. На момент его поощрения процесс присвоения звания «Ветеран труда» регулировался не региональным, а федеральным законодательством – Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года № 1270 «Об утверждении Положения и порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». Только в 2004 году принят закон на региональном уровне, согласно которому Почетная грамота Губернатора Астраханской области является высшей формой поощрения за особые заслуги перед Астраханской областью. Данный закон не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия. По этим основаниям Министерство отказало ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда».

Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, ФИО2, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.

Как следует из материалов дела, распоряжением Главы Администрации Астраханской области от 4 февраля 2002 года № 125-р за высокие показатели в труде ФИО2 награжден Почетной грамотой Астраханской области. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, достигший пенсионного возраста, является получателем пенсии по старости. Он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». Решением комиссии по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленная награда не предусмотрена в Перечне ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Полагая данный отказ незаконным и, считая, что он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

При разрешении заявления суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами, медалями, удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).

В Астраханской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы Законом Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44-2006-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». Категория лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», установленная данным Законом Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44\2006-ОЗ, полностью соответствует пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно статье 1.1 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44-2006-ОЗ право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют лица, награжденные орденами или медалями, удостоенные почетных званий СССР, Российской Федерации, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости ил за выслугу лет.

Перечень наград и знаков отличия Астраханской области впервые утвержден региональным законодательством в 2004 году – Законом Астраханской области «О наградах и иных знаках отличия Астраханской области» от 5 мая 2004 года № 23\2004-ОЗ. В указанном Законе № 23\2004-ОЗ Почетная грамота Администрации Астраханской области не поименована, имеется указание на отнесение к наградам Почетной грамоты Губернатора Астраханской области. Аналогичным образом регламентирован данный вопрос в действующем в настоящее время Законе Астраханской области «О наградах и иных знаках отличия Астраханской области» от 11 марта 20014 года № 8\2014-ОЗ.

Согласно Постановлению Правительства Астраханской области, принятому 21 декабря 2006 года за № 439-П, утвержден перечень наград, являющихся одним из условий присвоения звания «Ветеран труда». К ним относятся, в том числе, награды, поощрения, звания за особые заслуги перед Астраханской областью.

В момент поощрения ФИО4 Почетной грамотой Администрации Астраханской области действовало Постановление Главы Администрации Астраханской области от 20 июня 1995 года № 157 «Об утверждении Положения о Почетной грамоте Администрации Астраханской области». Согласно данному Положению Почетная грамота Администрации Астраханской области является поощрением за заслуги в содействии социально-экономическому развитию области, эффективной деятельности местного самоуправления, осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, укреплению обороны страны и государственной безопасности (пункт 1). Впоследствии, Постановлением Губернатора Астраханской области от 6 октября 2003 года № 471 утверждено Положение о Почетной грамоте Губернатора Астраханской области. В силу пункта 1 Положения Почетная грамота Губернатора Астраханской области является формой поощрения граждан за заслуги в содействии социально-экономическому, общественно-политическому и культурному развитию области, значительный вклад в дело обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, многолетний добросовестный труд. В связи с принятием данного Положения с 6 октября 2003 года Положение о Почетной грамоте Администрации Астраханской области от 17 августа 1995 года № 228 признано утратившим силу (пункт 3 Постановления № 471).

В данном случае, отнесение Почетной грамоты Администрации Астраханской области к видам поощрений, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», не противоречит действующему региональному законодательству. Награды, поощрения и звания за особые заслуги перед Астраханской областью включены в Перечень наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства Астраханской области от 21 декабря 2006 года № 439-П. Почетная грамота Администрации Астраханской области являлась поощрением за заслуги перед Астраханской областью, а, впоследствии, вместо нее учреждена Почетная грамота Губернатора Астраханской области, относящаяся к наградам Астраханской области.

Оценив в совокупности приведенные правовые нормы федерального и регионального законодательства, районный суд пришел к правильному выводу о том, что решение комиссии по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» от 20 марта 2015 года и приказ Министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда» являются незаконными и нарушают его права. В этой связи, учитывая полномочия Министерства социального развития и труда Астраханской области на присвоение звания «Ветеран труда» суд первой инстанции правомерно обязал Министерство присвоить ФИО2 такое звание.

Доводы апелляционной жалобы направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, на иное толкование норм права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы районного суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Наримановского районного суда Астраханской области от 9 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области– без удовлетворения.