ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-26890/12 от 12.02.2013 Московского областного суда (Московская область)

Судья Елизарова М.Ю. Дело № 33-26890/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,

судей Хапаевой С.Б., Немовой Т.А.,

при секретаре Бычковой В.В.,

с участием прокурора Тришиной В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2013 года апелляционную жалобу Администрации Красногорского муниципального района Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 18 октября 2012 года по делу по иску Красногорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц
к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия администрации, обязании обеспечения беспрепятственного доступа в учебные заведения инвалидов.

Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б., судебная коллегия

установила:

Красногорский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить беспрепятственный доступ в учебные заведения инвалидов, указав, что Красногорской городской прокуратурой
в ходе проведения проверки соблюдения Администрацией Красногорского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов установлено, что на территории Красногорского муниципального района отсутствуют специализированные общеобразовательные учреждения для детей-инвалидов. МБОУ СОШ № 9 Красногорского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которого является организация образовательного процесса. Состояние объектов социальной, транспортной
и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам
и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области. Вместе с тем, в МБОУ COШ № 9 отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски. Таким образом, состоящие на учете дети-инвалиды с нарушением функции движения, использующие кресла-коляски, не имеют возможности обучаться на равных условиях в общем порядке
в данном учреждении. Одновременно ограничен доступ инвалидов и других маломобильных групп населения. Здание МБОУ СОШ № 9 значится
в реестре муниципальной собственности Красногорского муниципального района и передано данному образовательному учреждению в оперативное управление. Кроме этого, здание МБОУ СОШ № 9 является избирательным участком.

Помощник прокурора Князев М.Г. исковые требования поддержал.

Представитель Администрации Красногорского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее иск не признал.

3-е лицо - представитель МБОУ СОШ № 9 в судебное заседание
не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Красногорского городского суда Московской области
от 18.10.2012 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация Красногорского муниципального района Московской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители администрации Красногорского муниципального района Московской области и МБОУ СОШ № 9 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора Московской области Тришиной В.В., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам
и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Судом установлено, что Красногорской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Красногорского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в ходе которой выявлено отсутствие на территории Красногорского муниципального района специализированных общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ № 9, расположенное по указанному выше адресу является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которого является организация образовательного процесса.

Здание включено в реестр муниципальной собственности и передано образовательному учреждению в оперативное управление, является избирательным участком.

Судом первой инстанции правильно применены нормы Закона Московской области от 30.04.2009 г. № 41/2009-03 «Об образовании», Закона Московской области от 22.10.2009 г. № 121/2009-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области», требования СниП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, п.п. 3.9. 3.13. 3.14, Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», положения Конституции РФ, ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства дела и доводы участников процесса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности местного самоуправления входит создание условий детям-инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях

Вместе с тем, в МБОУ СОШ № 9 отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски. В связи с чем, состоящие на учете дети-инвалиды с нарушением функции движения, не имеют возможности обучаться на равных условиях в общем порядке в данном учреждении. Одновременно ограничен доступ инвалидов и других маломобильных групп населения.

При таких обстоятельствах, имеет место бездействие органов местного самоуправления – администрации Красногорского муниципального района по обеспечению доступа инвалидов в здание МБОУ СОШ № 9 и требования Красногорского городского прокурора обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, иному толкованию норм материального права, подлежащим применению к возникшим правоотношения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения. Доводы о невозможности выполнения перепланировки, необходимой для обеспечения в здание доступа инвалидов, ответчиком не представлено, жалоба в указанной части не подтверждается материалами дела. Оснований для привлечения к участию в деле Правительства Московской области у суда первой инстанции не имелось, поскольку бремя содержания имущества в силу ст. 210 ГК РФ несет собственник, что не противоречит положениям ст. 6 Закона МО №121/2009-ОЗ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 327.1 ч. 1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногорского городского суда Московской области
от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи