ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-26911/20 от 03.02.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-3050/2021

Судья: Голикова К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 03 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Ягубкиной О.В.

судей

Сальниковой В.Ю.

Козловой Н.И.

при секретаре

Мелоян Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2021 года апелляционную жалобу Масюк Н. С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2020 года по иску Масюк Н. С. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения Комиссии по жилищно-бытовым вопросам от <дата> и об обязании предоставить Масюк Н. С. единовременную социальную выплату в порядке, предусмотренном частью 3 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В., объяснения представителя истца Л. (действует на основании ордера адвоката №... от <дата>.), представителя ответчика С. (действует на основании доверенности №... от <дата>., диплом №... от <дата>.), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Масюк Н.С. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, просила признать решение Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от <дата> о снятии М.А. в составе семьи из 2-х человек с очереди для предоставления единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья незаконным и обязании Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам предоставить единовременную социальную выплату в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ.

В обоснование заявленных требований истец указала, что <дата><должность><звание>М.А. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с членами своей семьи: супругой Масюк Н.С. и дочерью М.В.<дата>М.А. скончался, после чего, <дата>, Масюк Н.С. обратилась с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты в комиссию по жилищно-бытовым вопросам, однако решением комиссии от <дата>М.А. и его супруга Масюк Н.С. были сняты с учета на основании п.5 ч.7 ст.4 Федерального закона №247-ФЗ. Истец не согласна с данным решением комиссии, полагает, что М.А. не совершал действий, направленных на ухудшение жилищных условий, и имел право на получение единовременной социальной выплаты после изменения места жительства.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Масюк Н. С. отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.

Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.

Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

В силу пунктов 1 и 2 части 2, части 4 названной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223.При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере) (подпункт "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при постановке на учет нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты М.А. был зарегистрирован в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью <КВ.М.>., расположенной по адресу: <адрес> (доля <доля>). В указанном жилом помещении были зарегистрированы бывшая супруга М.А.Д., дочь – М.В. (доля <доля>), внучка нанимателя – М.В., правнучка нанимателя – В. По состоянию на <дата>Масюк Н.С. была зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью 56,06 кв.м. по адресу: <адрес> (Доля 56,06/5=11,21). В указанном жилом помещении были зарегистрированы две дочери и две внучки истца. Таким образом, по состоянию на <дата> норма предоставления площади жилого помещения составила бы <КВ.М.>. ((<данные изъяты>)

На основании договора от <дата>О. приобрела в собственность комнату площадью <КВ.М.>. в коммунальной квартире по адресу: <адрес>.

<дата>М.А. зарегистрировался в указанное жилое помещение. Таким образом, с учетом факта регистрации М.А. в коммунальной квартире, которая не учитывается при определении размера единовременной выплаты на основании пункта 29 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", норма предоставления площади жилого помещения составила бы <КВ.М.>. (<данные изъяты>).

При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия М.А. по снятию с регистрации с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрация в коммунальной квартире по адресу: <адрес> были направлены на ухудшение жилищных условий, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете размера единовременной социальной выплаты не должна была учитываться площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> связи с тем, что данное жилое помещение содержит только смежные неизолированные комнаты основаны на неверном применении и толковании норм материального права, в силу чего основанием для отмены постановленного решения служить не могут.

Согласно пункта 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется при условии, что сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 г. N 2989-О, положения части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учитывают в целях предоставления единовременной социальной выплаты жилищные условия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и членов его семьи, включая такие условия, как обеспеченность жильем по определенным нормативам (пункт 2) и проживание в составе двух семей в однокомнатной квартире (пункт 7). Подобное правовое регулирование, применяемое с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечивает предоставление единовременной социальной выплаты лишь лицам, реально нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе семьи, что соответствует правовой природе и предназначению жилищных гарантий.

Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру, где на момент принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты М.А. состоял на регистрационном учете и фактически не проживал, таким образом, условие о постановке на учет при проживании в смежной неизолированной к рассматриваемому спору не применимо.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Масюк Н. С. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: