Судья Буянтуева Т.В. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.
судей Гулиной Е.М., Цуркан Л.С.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 21 июня 2018 года по делу по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития Московской области и Управлению социальной защиты населения по Городскому округу Балашиха об установлении факта постоянного проживания и признании отказа незаконным и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Городскому округу Балашиха,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1, ФИО2 обратились с иском к Министерству социального развития Московской области и Управлению социальной защиты населения по Городскому округу Балашиха, в котором просили установить факт постоянного проживания ФИО1 по адресу: <данные изъяты>, признать незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 600 руб.
В обоснование своих требований указали, что они с 04.09.2004 года состоят в зарегистрированном браке и проживают с 2006 года на территории <данные изъяты>: с июля 2006 года по адресу <данные изъяты>, с октября 2012 года по адресу: <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>. От брака у них имеется четверо детей: дочь ФИО3, <данные изъяты> года рождения, сын ФИО4, <данные изъяты> года рождения, сын ФИО5, <данные изъяты> года рождения, дочь ФИО5, <данные изъяты> года рождения. В мае 2013 года, по факту рождения третьего ребенка, их семья получила статус многодетной, и Железнодорожным управлением социальной защиты населения ФИО2 было выдано удостоверение многодетного отца от <данные изъяты><данные изъяты>. В связи с рождением четвертого ребенка и внесением изменений в законодательство о мерах социальной поддержки многодетных семей (в соответствии с <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> многодетным семьям выдается свидетельство многодетной семьи вместо ранее выдаваемого свидетельства многодетного отца (матери)). ФИО2 обратился <данные изъяты> в Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха» с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи взамен ранее полученного удостоверения многодетного отца, приложил к нему все необходимые документы. По результатам рассмотрения указанного заявления Железнодорожным управлением социальной защиты населения вынесено решение от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи. Основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи послужил факт регистрации ФИО1 по месту жительства в <данные изъяты> края. Считают отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным. Просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика просила в иске отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, ФИО1 с <данные изъяты> состоит в зарегистрированном браке с ФИО2, супруги имеют четверых детей: дочь ФИО3, <данные изъяты> года рождения, сын ФИО4, <данные изъяты> года рождения, сын ФИО5, <данные изъяты> года рождения, дочь ФИО5, <данные изъяты> года рождения.
ФИО1 и ФИО2 с 2006 года проживают на территории <данные изъяты>: с июля 2006 года по адресу <данные изъяты>, с октября 2012 года по адресу: <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>.
В мае 2013 года, по факту рождения третьего ребенка, семья Р-ных получила статус многодетной и Железнодорожным управлением социальной защиты населения ФИО2 было выдано удостоверение многодетного отца от <данные изъяты><данные изъяты>.
ФИО2 обратился <данные изъяты> в Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха» с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи взамен ранее полученного удостоверения многодетного отца, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя (представителя заявителя) на получение государственных и муниципальных услуг.
Железнодорожным управлением социальной защиты населения вынесено решение от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, о чем было сообщено в уведомлении от <данные изъяты> № б/н (получены истцами <данные изъяты>, что подтверждается отметкой почты на конверте). Основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи послужил факт регистрации ФИО1 по месту жительства в <данные изъяты> края.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части выдачи удостоверения многодетной семьи, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного и совместного проживания истцов и несовершеннолетних детей на территории <данные изъяты> (г.о. балашиха) <данные изъяты> установлен представленными в материалы дела доказательствами, при этом, указанная семья отвечает установленным <данные изъяты> требованиям для признания ее многодетной.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.
На территории <данные изъяты> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <данные изъяты> регулируются <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» от <данные изъяты> N 1/2006-03 на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <данные изъяты>.
Согласно п. 4 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <данные изъяты>.
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
С <данные изъяты> Правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи установлены Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи».
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <данные изъяты> или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, имеющим троих детей и более в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними.
Судом установлено, что местом жительства ФИО1 является <данные изъяты>.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, ФИО1 с <данные изъяты> по <данные изъяты> работала в ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» <данные изъяты>.
В 2006 году ФИО1 совместно с супругом приобретена для проживания однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 50-АБ <данные изъяты>.
В связи с рождением детей, в 2012 году ФИО1 совместно с супругом приобретена для проживания трехкомнатная квартира, расположенная по адресу <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>.
Фактическое проживание ФИО1 в <данные изъяты> (г.о. Балашиха) <данные изъяты> подтверждается свидетельством от <данные изъяты><данные изъяты> о регистрации по месту пребывания сроком с <данные изъяты> по <данные изъяты>, свидетельством от <данные изъяты><данные изъяты> о регистрации по месту пребывания сроком с <данные изъяты> по <данные изъяты>, свидетельством о регистрации по месту пребывания от <данные изъяты><данные изъяты> сроком с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
Проживание ФИО1 в <данные изъяты> (Балашиха) <данные изъяты> подтверждается фактом рождения детей в <данные изъяты> и <данные изъяты>, при чем последние трое из детей рождены в Московском областном перинатальном центре (<данные изъяты>, Шоссе Энтузиастов, 12).
Согласно Свидетельству о рождении серия 11-ИК <данные изъяты> местом рождения дочери ФИО1 - ФИО3, <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты>.
Согласно Свидетельству о рождении серия 111-ИК <данные изъяты> местом рождения сына ФИО1 - ФИО4, <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты>.
Согласно Свидетельству о рождении серия IV-ИК <данные изъяты> местом рождения сына ФИО1 - ФИО5, <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты>.
Согласно Свидетельству о рождении серия VI-ИК <данные изъяты> местом рождения дочери ФИО1 - ФИО5, <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты>.
Проживание ФИО1 в <данные изъяты> (г.о. Балашиха) <данные изъяты> подтверждается фактом постановки ее на учет по беременности и родам в Поликлинике <данные изъяты> Центральной городской больницы (Женская консультация), расположенной по адресу: 143986, <данные изъяты>, мкр. Железнодорожный, ул. <данные изъяты>, а также выданными Поликлиникой <данные изъяты> родовыми сертификатами: Б 1671208, Б 4955529, В 1183551, В 9304235.
Проживание ФИО1 в <данные изъяты> (г.о. Балашиха) <данные изъяты> подтверждается фактом постановки ее на учет в Поликлинике <данные изъяты> Центральной городской больницы, расположенной по адресу: <данные изъяты>, мкр. Железнодорожный, <данные изъяты>, медицинской картой амбулаторного больного ф. <данные изъяты>/У-04 с отметками об обращении за медицинской помощью.
Согласно Справке ГБУ здравоохранения <данные изъяты> «Балашихинская городская больница им. А.М. Дегонского» от <данные изъяты>, подписанной заведующей Поликлиники <данные изъяты>ФИО6, «ФИО1, <данные изъяты> г.р., проживающая по адресу МО, <данные изъяты>, наблюдается в поликлинике <данные изъяты> ГБУЗ МО «Балашихинская ГБ им. А.М. Дегонского» с 2012 года по настоящее время».
Проживание ФИО1 в <данные изъяты> (г.о. Балашиха) <данные изъяты> подтверждается также фактом назначения ей органом социальной защиты населения <данные изъяты> пособий по уходу за всеми детьми, в том числе за четвертым ребенком - ФИО5, <данные изъяты> года рождения.
Судом первой инстанции было установлено, что фактическим местом проживания семьи, включая истца в спорный период и в настоящее время, является квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>. При этом, ответчиком не оспаривается сам факт проживания всей семьи по указанному адресу.
Кроме того, следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семьей.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Таким образом, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Кроме того, в ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
При таких обстоятельствах, довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что отсутствие у истца ФИО1 регистрации в Московской области не дает оснований для предоставления мер социальной поддержки многодетной семье в Московской области нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе в вышеуказанной части, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда в указанной части.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части удовлетворения требований об установления факта постоянного проживания ФИО1 по адресу: <данные изъяты>, оставив данные требования без рассмотрения, по следующим основаниям.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии о ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
По смыслу приведенных положений ГПК РФ установление факта, имеющего юридическое значение в порядке особого производства, может быть осуществлено только при отсутствии возможности получения лицом документов, подтверждающих их существование, иными способами.
В данном случае на указанный период ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания, а установление факта постоянного проживания на территории Московской области данному лицу необходимо для установления права на выдачу соответствующего удостоверения.
В этой связи фактическое проживание на территории Московской области по конкретному адресу, по своей сути, является одним из элементов содержания предмета доказывания права на присвоение статуса многодетной семьи. Иными словами следствием установления данного обстоятельства в рассматриваемом случае является признание права на конкретный вид социального обеспечения.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что судом при разрешении заявления об установлении юридического факта постоянного проживания ФИО1 по конкретному адресу на территории Московской области нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с оставлением данного требования без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.
Кроме того, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части взыскания с Министерства социального развития Московской области расходов истцов по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей, отнести возмещение понесенных ФИО1, ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей за счет бюджета Городского округа Балашиха Московской области.
Статья 103 ГПК РФ, определяющая порядок возмещения судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 года N 642/29, Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство социального развития Московской области, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, вывод суда о взыскании с ответчика в пользу истцов уплаченной ими государственной пошлины в размере 600 рублей является незаконным.
На основании изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании с Министерства социального развития Московской области уплаченной истцами государственной пошлины в размере 600 рублей и выносит новое решение, которым отнести возмещение понесенных ФИО1, ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей за счет бюджета Городского округа Балашиха Московской области.
В целях исполнимости решения абзац 4 резолютивной части решения подлежит изложению в иной редакции, поскольку Закон Московской области от 12.02.2006 г. №1/2006-ОЗ не предусматривает положения об определении периода, на который подлежит выдача удостоверения многодетной семьи. Право на меры социальной поддержки у многодетной семьи, при наличии спора о праве, возникает с момента вступления в законную силу судебного решения, разрешившего спор по существу и установившего данное право.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 21 июня 2018 года в части удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития Московской области, Управлению социальной защиты населения по Городскому округу Балашиха об установлении факта постоянного проживания ФИО1 по адресу: <данные изъяты> отменить.
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития <данные изъяты>, Управлению социальной защиты населения по г.о. Балашиха об установлении факта постоянного проживания ФИО1 по адресу: <данные изъяты> оставить без рассмотрения.
Решение суда в части взыскания с Министерства социального развития Московской области в пользу ФИО1, ФИО2 расходов по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей отменить, в отмененной части принять новое решение.
Отнести возмещение понесенных ФИО1, ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей за счет бюджета Городского округа Балашиха Московской области.
Четвертый абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать ФИО2 удостоверение многодетной семьи в составе отца ФИО2, матери ФИО1, детей: ФИО5, <данные изъяты> года рождения, ФИО4, <данные изъяты> года рождения, ФИО5, <данные изъяты> года рождения, ФИО3, <данные изъяты> года рождения.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи