Судья: Торбик А.В. дело <данные изъяты> АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Кумачевой И.А., судей Матошкина С.В., Гориславской Г.И. при секретаре Князевой Д.П., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2019 года апелляционную жалобу МУ МВД России «Щелковское» на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1 к МУ МВД России «Щелковское», МВД России о признании действий должностного лица МУ МУВ России «Щелковское» по отказу в возврате излишне уплаченной государственной пошлины незаконными, обязании возвратить денежные средства, заслушав доклад судьи Кумачева И.А., объяснения ФИО1, представителя МУ МВД России «Щелковское» ФИО2, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к МУ МВД России «Щелковское», МВД России о признании действий должностного лица МУ МУВ России «Щелковское» по отказу возвратить излишне уплаченную государственную пошлину незаконными, нарушающими права и интересы заявителя, обязании МУ МВД России Щелковское» возвратить денежные средства в сумме 3290 рублей, уплаченных в качестве государственной пошлины за совершение регистрационных действий. Требования мотивировал тем, что <данные изъяты> он обратился в регистрационно - экзаменационное отделение ОГИБДД МУ МВД России «Щелковское» для постановки на регистрационный учет мотоцикла «Кавасаки» (Kawasaki KLE650 Versys), идентификационный номер (VIN): <данные изъяты>, 2007 г.в. Запись на регистрацию истец осуществил через сайт Госуслуг, там же ФИО1 была оплачена госпошлина за регистрационные действия в размере 1645 руб. В процессе осмотра транспортного средства в РЭО некоторые буквы и цифры номера рамы вызвали у инспектора трудности в их прочтении, на основании этого в оказании государственной услуги по регистрации ТС было отказано со ссылкой на абзац 4 п.24 Административного регламента (далее по тексту — Регламент), утвержденного Приказом МВД России <данные изъяты> от <данные изъяты>. После этого истца с мотоциклом направили для экспертного исследования в 10-й отдел ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты>. <данные изъяты> исследование было проведено старшим экспертом этого отдела майором полиции ФИО3, результатом чего стала Справка об исследовании ХзЗ-10/298 от <данные изъяты>, согласно которой установлено полное соответствие номеров агрегатов мотоцикла сведениям, указанным в Паспорте транспортного средства. Подтверждено также, что идентификационная маркировка рамы и двигателя мотоцикла нанесена в соответствии с технологией маркирования транспортных средств данной марки и не подвергалась изменению. На основании этой справки отдел дознания МУ МВД России «Щелковское» своим постановлением отказал на основании п. 1 4.1 ст.24 УПК РФ в возбуждении уголовного дела по ст.326 УК РФ в связи с отсутствием события преступления. <данные изъяты> после повторного обращения в РЭО Щелковского ОГИБДД и повторной оплаты госпошлины в размере 1645 руб. регистрация мотоцикла была проведена, и истцу выданы государственный регистрационный знак и все необходимые регистрационные документы. <данные изъяты> истец обратился в то же РЭО для регистрации мотороллера «Пъядджо» (Piaggio Х7 250ie), идентификационный номер (VIN): <данные изъяты>, 2009 г.в. Запись на регистрацию осуществил через сайт Госуслуг, там же истцом была оплачена госпошлина за регистрационные действия в размере 1645 руб. В процессе осмотра транспортного средства в РЭО некоторые буквы и цифры номера рамы вызвали у инспектора трудности в их прочтении, на основании этого в оказании государственной услуги, но регистрации ТС истцу было отказано со ссылкой на абзац 4 пункта 24 Регламента. После этого истца с мотороллером направили на исследование в 10-й отдел ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты>. С <данные изъяты> по <данные изъяты> исследование было проведено экспертом этого отдела ст-м л-том полиции ФИО4, результатом чего стала Справка об исследовании <данные изъяты> от <данные изъяты>, согласно которой установлено полное соответствие маркировки номерных агрегатов мотороллера сведениям, указанным в ПТС. Подтверждено также, что идентификационная маркировка рамы и двигателя мотороллера нанесена в соответствии с технологией маркирования транспортных средств данной марки и не подвергалась изменению. На основании этой справки <данные изъяты> отдел дознания МУ МВД России «Щелковское» своим постановлением отказал на основании п.1 4.1 ст.24 УПК РФ в возбуждении уголовного дела по ст.326 УК РФ в связи с отсутствием события преступления. <данные изъяты> после повторного обращения в РЭО Щелковского ОГИБДД и повторной оплаты госпошлины в размере 1645 руб. (также через сайт Госуслуг) регистрация мотороллера была проведена, истцу были выданы государственный регистрационный знак и все необходимые регистрационные документы. Таким образом, за дважды оказанную услугу по регистрации транспортных средств истец был вынужден заплатить госпошлину четыре раза. В связи с этим <данные изъяты> ФИО1 обратился в ОГИБДД МУ МВД России «Щелковское» с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств обшей суммой 3290 руб. <данные изъяты> начальник отдела ГИБДД МУ МВД России «Щелковское» отказал истцу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для ее возврата. Считает данные действия МУ МВД России «Щелковское» незаконными, нарушающими права и законные интересы истца. В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика МУ МВД России «Щелковское» и МВД России возражал против удовлетворения иска, полагал, что в обоих случаях истцу было отказано в осуществлении регистрации транспортного средства. Таким образом, государственная услуга считается оказанной, в связи с чем, оснований для возврата государственной пошлины не имеется. Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> иск ФИО1 удовлетворен. В апелляционной жалобе МУ МВД России «Щелковское» поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от <данные изъяты> N 605 (ред. от <данные изъяты>) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги. В силу п.п. 5-9 Регламента, государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляют подразделения Госавтоинспекции. Результатом предоставления государственной услуги является регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства. В силу п.п. 4 п. 24 Регламента государственная услуга не предоставляется в случае когда обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации. В соответствии с п. 43 Регламента в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 24 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. В копии заявления, которая хранится в регистрационном подразделении, ставится подпись заявителя, подтверждающая факт уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги. Возврат государственной пошлины осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат осуществляют органы Федерального казначейства (абз. 4 п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Судом установлено, что <данные изъяты> истец ФИО1 обратился в регистрационно - экзаменационное отделение ОГИБДД МУ МВД России «Щелковское» для постановки на регистрационный учет мотоцикла «Кавасаки» (Kawasaki KLE650 Versys), идентификационный номер (VIN): <данные изъяты>, 2007 г.в. (л.д.74, 9) Запись на регистрацию истец осуществил через сайт Госуслуг, там же ФИО1 была оплачена госпошлина за регистрационные действия в размере 1645 руб. В процессе осмотра транспортного средства в РЭО некоторые буквы и цифры номера рамы вызвали у инспектора трудности в их прочтении, на основании этого в оказании государственной услуги по регистрации ТС было отказано со ссылкой на абзац 4 п.24 Административного регламента (далее по тексту — Регламент), утвержденного Приказом МВД России <данные изъяты> от <данные изъяты>. После этого истца с мотоциклом направили для экспертного исследования в 10-й отдел ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты>. Согласно справки об исследовании ХзЗ-10/298 от <данные изъяты> установлено полное соответствие номеров агрегатов мотоцикла сведениям, указанным в Паспорте транспортного средства, а также, что идентификационная маркировка рамы и двигателя мотоцикла нанесена в соответствии с технологией маркирования транспортных средств данной марки и не подвергалась изменению. (л.д.63-65) <данные изъяты> после повторного обращения в РЭО Щелковского ОГИБДД и повторной оплаты госпошлины в размере 1645 руб. регистрация мотоцикла была проведена, и истцу выданы государственный регистрационный знак и все необходимые регистрационные документы.(л.д.56) <данные изъяты> истец обратился в то же РЭО для регистрации мотороллера «Пъядджо» (Piaggio Х7 250ie), идентификационный номер (VIN): <данные изъяты>, 2009 г.в. с оплатой государственной пошлины за данную услугу. В процессе осмотра транспортного средства в РЭО некоторые буквы и цифры номера рамы вызвали у инспектора трудности в их прочтении, на основании этого в оказании государственной услуги, но регистрации ТС истцу было отказано со ссылкой на абзац 4 пункта 24 Регламента.(л.д.37,38, 41, 10) После этого истца с мотороллером направили на исследование в 10-й отдел ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты>. Согласно справки об исследовании <данные изъяты> от <данные изъяты> установлено полное соответствие маркировки номерных агрегатов мотороллера сведениям, указанным в ПТС, а также, что идентификационная маркировка рамы и двигателя мотороллера нанесена в соответствии с технологией маркирования транспортных средств данной марки и не подвергалась изменению. (л.д.33-34) После повторного обращения в РЭО Щелковского ОГИБДД и повторной оплаты госпошлины в размере 1645 руб. (также через сайт Госуслуг) регистрация мотороллера была проведена, и истцу были выданы государственный регистрационный знак и все необходимые регистрационные документы. (л.д.25) Разрешая спор, суд исходил из того, что дважды услуга, за которую истец оплатил государственную пошлину, оказана не была, в связи с чем госпошлина подлежит возврату как излишне уплаченная. С данным выводом суда коллегия согласится не может, поскольку он противоречит нормам материального права. Ст.333.40 НК РФ регламентированы основания возврата частично или полностью госпошлины: уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой; возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины; 3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами. При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции; 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие; 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца; 6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса). 2. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за совершение действий по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в случае возврата таких изделий в неклейменом виде по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Из приведенной нормы закона следует, что основания для возврата государственной пошлины четко определены в указанной выше норме права, а обстоятельства о которых указывает истец не предусмотрены данной статьей. Кроме того истец четыре раза обращался за оказанием государственной услуги по регистрации транспортных средств, результатом рассмотрения заявок явились два отказа в оказании госуслуги и дважды государственная услуга была оказана. Таким образом оснований для возврата уплаченной истцом госпошлины не имелось. Суд данных обстоятельств и положений налогового законодательства не учел, что привело к принятию ошибочного решения. Согласно положениям ст.330 ГПК РФ судебная коллегия обжалуемое решение отменяет и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 Руководствуясь ст.ст.199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Постановить по делу новое решение. В удовлетворении иска ФИО1 к МУ МВД России «Щелковское», МВД России о признании действий должностного лица МУ МУВ России «Щелковское» по отказу в возврате излишне уплаченной государственной пошлины незаконными, обязании возвратить денежные средства отказать. Председательствующий Судьи |