ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2701/2021 от 24.02.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Аррыкова Л.Д. Дело <данные изъяты>

УИД 50RS0<данные изъяты>-26

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Вуколовой Т.Б.,

судей Воронко В.В., Магоня Е.Г.,

при секретаре Шияновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Солодовникова В. В. на решение Клинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> по иску Солодовникова В. В. к Администрации г.о. <данные изъяты> о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

заслушав доклад судьи Воронко В.В.,

объяснения явившихся лиц,

У С Т А Н О В И Л А:

Солодовников В.В. обратился в суд с иском к администрации городского круга <данные изъяты>, уточнив требования, просил признать незаконным бездействия ответчика, связанные с не совершением действий и мероприятий, необходимых для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты> (далее - Список на обеспечение жилым помещением), по вопросу постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении, признании за ним права на включение в Список на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности ответчика принять решение в виде распорядительного акта о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включении в Список на обеспечение жилым помещением по новому месту жительства, направить выписку из данного распорядительного акта в течение 5 рабочих дней со дня его принятия истцу и уполномоченному органу по прежнему его месту жительства в Удмуртской Республике (<данные изъяты>), в том числе, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, направить в уполномоченный орган сведения о включении его в сформированный органом местного самоуправления список, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации и в течение 5 рабочих дней со дня принятия судебного акта по данному иску, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором истец включен в список, письменный запрос о предоставлении учетного дела, а также запрос в орган опеки и попечительства по новому месту жительства о постановке его на учет в установленном порядке.

Заявленные требования мотивировал тем, что являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, после установления над ним опеки с апреля 2009 года на протяжении более десяти лет проживает в <данные изъяты>, где временно зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, получает пособие и обучается. Вместе с тем за ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, в котором кроме него зарегистрированы и проживают его мать, лишенная в отношении него родительских прав, сестра с двумя несовершеннолетними детьми и брат. В 2019 году он включен в Список на обеспечение жилым помещением в <данные изъяты>. При обращении к ответчику с заявлением о включении в указанный список по <данные изъяты> и исключении из соответствующего списка в Удмуртской Республике по предыдущему месту жительства, и заключении договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <данные изъяты>, ему дан ответ, что он не включен в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем году в городском округе Клин, в связи с чем, заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения не представляется возможным.

Решением Клинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> (с учетом определения от <данные изъяты> об исправлении описки) решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.

Признаны незаконными бездействия администрации городского округа <данные изъяты>, связанные с не совершением действий и мероприятий, необходимых для включения ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>.

Признан незаконным отказ администрации городского округа <данные изъяты> в постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении и признании за ним права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>.

На администрацию городского округа <данные изъяты> возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании ФИО1 нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты> по новому месту жительства.

Не согласившись с указанным апелляционным определением, администрация городского округа <данные изъяты> обжаловала его в кассационном порядке.

В соответствии с определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от <данные изъяты> апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом апелляционном рассмотрении коллегией установлено следующее.

Согласно материалам дела родители ФИО1<данные изъяты> года рождения ФИО2 и ФИО1 решением Индустриального районного суда <данные изъяты> Республики от <данные изъяты> лишены родительских прав.

Распоряжением главы администрации <данные изъяты> Республики от <данные изъяты><данные изъяты> за истцом сохранено право пользования жилым помещением жилой площадью 28,5 кв.м, расположенным по адресу: <данные изъяты>, в котором зарегистрированы и проживают его мать, сестра с двумя несовершеннолетними детьми и брат.

Истец, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, в период с 2007 года по 2009 год находился на попечении в МУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» <данные изъяты>.

<данные изъяты> над ФИО1 установлена опека, опекуном назначен ФИО3

До совершеннолетия истец находился в приемной семье опекуна, проживая по адресу: <данные изъяты>.

<данные изъяты> отделом опеки и попечительства Министерства образования по городскому округу Клин установлен постинтернатный патронат сроком до <данные изъяты>, по указанному адресу. Патронатным воспитателем является ФИО3

Распоряжением Министерства образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 поставлен на учет в управлении опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Клинскому муниципальному району для назначения выплаты денежных средств на подопечного.

При обращении истца <данные изъяты> с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, из Министерства образования <данные изъяты> получен ответ о том, что перечень документов для такого включения может быть предоставлен только после принятия Правительством Российской Федерации Порядка формирования списка детей-сирот, а также указано, что он уже включен в Список на обеспечение жилым помещением в <данные изъяты> в 2019 году.

В мае 2019 года истец обратился в муниципальный орган городского округа Клин и Управление опеки и попечительства по <данные изъяты> с просьбой принять решение о признании его нуждающимся в жилом помещении, включении в соответствующие списки и обеспечении жилым помещением в <данные изъяты> в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения с учетом требований законодательства о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однако, получил ответы о том, что включен в такой список в <данные изъяты>.

<данные изъяты> через МФЦ истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в список <данные изъяты> и исключении из соответствующего списка в Удмуртской Республике по предыдущему месту жительства по адресу: <данные изъяты>, а также заключении договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <данные изъяты>.

<данные изъяты> администрацией городского округа <данные изъяты> сообщено, что истец не включен в сводный Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем году в городском округе Клин, в связи с чем, заключить договор найма специализированного жилого помещения не представляется возможным.

Заключением Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации <данные изъяты> Республики от <данные изъяты><данные изъяты>, ФИО1 включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.

При обращении законного представителя несовершеннолетнего в Министерство образования и науки Удмуртской Республики по вопросу предоставления жилого помещения ФИО1 в связи с достижением подопечным в феврале 2019 года возраста совершеннолетия, <данные изъяты> получен ответ, что порядковый номер подопечного в республиканском списке на получение жилья – 2 608, а в списке лиц, желающих получить жилье на территории <данные изъяты> – 895.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей».

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 части 3.1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее – орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

С учётом приведенных правовых норм реализация указанной категорией граждан права на обеспечение жилым помещением возможна после их включения в соответствующий список уполномоченным органом либо органом местного самоуправления в зависимости от наделения указанных органов полномочиями законом или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) центральный исполнительный орган государственной власти <данные изъяты>, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам <данные изъяты>, в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (далее - список). Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом в сфере образования. В порядке, определяемом <данные изъяты>, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу в сфере образования организацией.

Порядок приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в <данные изъяты> при перемене места жительства утвержден постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Согласно пункту 2 указанного Порядка при перемене места жительства ребенка-сироты заявление в письменной форме об исключении его из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами <данные изъяты>, и включении его в список по новому месту жительства в <данные изъяты> подает его законный представитель в территориальное структурное подразделение по опеке и попечительству центрального исполнительного органа государственной власти <данные изъяты> в сфере образования по месту жительства ребенка-сироты в <данные изъяты>.

Исходя из положений статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ (в ред. от <данные изъяты>) «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства <данные изъяты>» для осуществления полномочий по опеке и попечительству на территориях муниципальных образований <данные изъяты> в структуре органов опеки и попечительства образуются управления и отделы, действующие на основании положений, утверждаемых руководителем соответствующего органа опеки и попечительства. От имени органа опеки и попечительства руководители структурных подразделений действуют на основании доверенности.

Указанные структурные подразделения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> (статья <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ).

Соглашаясь с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации г.о. Клин, судебная коллегия в соответствии с приведенными положениями закона полагает, что истцом заявлены требования к ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Клинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи