УИД 58RS0018-01-2020-005779-16
Судья Миллер С.А. Дело № 33-2707
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2021 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Терехиной Л.В.
судей Мананниковой В.Н., Усановой Л.В.
при секретаре Кондратьевой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Терехиной Л.В. гражданское дело № 2-759/2021 по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 к администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 апреля 2021 г., которым постановлено:
иск ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 к администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации г. Пензы, указав, что на основании договора дарения от 5 июля 2017 г. она приобрела в собственность 40/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, что составляет комнату площадью 17,3 кв.м с местами общего пользования в 3-хкомнатной квартире общей площадью 54,5 кв.м. 4 августа 2017 г. она по договору дарения передала 10/100 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру своему отцу ФИО3 12 августа 2017 г. по договору дарения она передала 20/100 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру своей несовершеннолетней дочери ФИО2 На момент приобретения права собственности на указанное жилое помещение сведений о признании дома аварийным и подлежащим сносу не имелось. С августа 2017 г. она, ее дочь и отец зарегистрированы и проживают в комнате площадью 17,3 кв.м по спорному адресу, другого жилья в собственности не имеют. Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Сроки сноса дома и расселения жильцов неоднократно изменялись. Постановлением администрации г. Пензы от 6 июня 2018 г. № 996 установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений из дома до 1 октября 2019 г., срок сноса дома до 1 декабря 2019 г. Соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд между ними и ответчиком не заключено.
Просили суд обязать администрацию г. Пензы предоставить им в собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес>, жилое помещение в виде однокомнатной квартиры.
В судебном заседании истец ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, и представитель ФИО1 - ФИО4 иск поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Пензы ФИО5 иск не признала, пояснила, что в данном случае подлежит применению ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, поскольку право собственности на жилое помещение возникло у истцов после признания многоквартирного дома аварийным, то истцы имеют право на получение возмещения взамен изымаемого у них жилья.
Представитель третьего лица УЖКХ г. Пензы ФИО6 выразила несогласие с исковыми требованиями, поддержав позицию администрации г. Пензы.
Представитель третьего лица УМИ г. Пензы в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 просят решение суда отменить, ссылаясь на доводы, положенные в обоснование исковых требований.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО4, представитель третьего лица ФИО7 по доверенности ФИО10 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика администрации г. Пензы ФИО11 просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установил суд и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 10/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 5 июля 2017 г., право собственности ФИО1 зарегистрировано 15 августа 2017 г.
ФИО3 является собственником 10/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 4 августа 2017 г., право собственности ФИО3 зарегистрировано 9 августа 2017 г.
ФИО2 является собственником 20/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 12 августа 2017 г., право собственности ФИО2 зарегистрировано 15 августа 2017 г.
Собственниками других 60/100 долей в праве собственности на указанную квартиру являются третьи лица: ФИО7 (40/100 долей), ФИО8 (5/100 долей), ФИО12 (5/100 долей), ФИО13 (5/100 долей), ФИО9 (5/100 долей).
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 10 августа 2021 г., вступившим в законную силу, за семьей Киченко признано право на получение жилого помещения взамен аварийного, на администрацию г. Пензы возложена обязанность предоставить жилое помещение.
Так же из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 31 июля 2015 г. № 57 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания.
Постановлением администрации г. Пензы от 29 октября 2015 г. № 1826 установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до 30 июля 2026 г., срок сноса многоквартирного дома - до 30 декабря 2027 г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 30 декабря 2026 г.
Постановлением администрации г. Пензы от 28 апреля 2017 г. № 745/2 в постановление администрации г. Пензы от 29 октября 2015 г. № 1826 внесены изменения, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 30 июля 2024 г., срок сноса многоквартирного дома - до 30 декабря 2025 г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 31 декабря 2024 г.
Постановлением администрации г. Пензы от 8 февраля 2018 г. № 215/1 в постановление администрации г. Пензы от 29 октября 2015 г. № 1826 внесены изменения, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 1 января 2020 г., срок сноса многоквартирного дома - до 1 января 2020 г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 1 сентября 2019 г.
Постановлением администрации г. Пензы от 6 июня 2018 г. № 996 в постановление администрации г. Пензы от 29 октября 2015 г. № 1826 внесены изменения, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома до 1 октября 2019г., срок сноса многоквартирного дома - до 1 декабря 2019 г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 1 июля 2019 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 г. №187-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019- 2025 годах».
Постановлением администрации г. Пензы от 29 марта 2019 г. № 561 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную и муниципальную программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.
Снос дома его собственниками не осуществлен.
Постановлением администрации г. Пензы от 13 июля 2020 г. № 920 земельный участок и жилые помещения по указанному адресу, в том числе жилое помещение, принадлежащее ФИО1, ФИО2 и ФИО3, изъяты для муниципальных нужд.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Истцы избрали в качестве способа обеспечения их жилищных прав предоставление другого жилого помещения, направленный в их адрес администрацией г. Пензы проект, по условиям которого истцам взамен изымаемого жилого помещения предоставлялась денежная компенсация, определяемая на основании отчета об оценке от 2 октября 2020 г. № 4397/20, подписать отказались.
Суд первой инстанции, сославшись на то, что процедура изъятия помещений у собственников в указанном многоквартирном жилом доме началась в связи с принятием администрацией г. г. Пензы постановления от 13 июля 2020 г. № 920, пришел к выводу о том, что рассматриваемые правоотношения подлежат урегулированию с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
Судебная коллегия с указанным выводом суда не может согласиться.
28 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым была введена ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего спора имеет обстоятельство, когда именно дом признан аварийным, включен в программу по переселению, и, когда лицо приобрело право на предоставление жилого помещения взамен аварийного.
Судом установлено, что многоквартирный дом был признан аварийным постановлением администрации г. Пензы от 29 октября 2015 г., и после этой даты у муниципалитета возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на получение равноценных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям и степени благоустроенности для данного населенного пункта, путем изъятия аварийных жилых помещений и земельного участка под ними для муниципальных нужд.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Пензенской области, на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 г. № 189-пП, то есть до принятия изменений в ст. 32 ЖК РФ Федеральным законом № 473-ФЗ от 27 декабря 2019 г.
Принимая во внимание, что право истцов на жилое помещение возникло в результате сделки до вступления в законную силу положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для отказа в иске.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцы приобрели право на предоставление им жилого помещения взамен аварийного до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем их требование о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого подлежит удовлетворению, а решение суда отмене, по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения судебная коллегия исходит из равнозначности предоставления жилого помещения, что будет соответствовать положениям статьи 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 апреля 2021 г. отменить, постановить новое решение, которым ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 к администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в собственность жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее площади, соответствующей размеру долей в принадлежащей им квартире, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Определить размер долей в праве собственности на предоставляемое жилое помещение: ФИО1 - 1/4 доля, ФИО2 - 1/2 доля, ФИО3 - 1/4 доля.
Обязать ФИО1, действующую в своих интересах и как законного представителя несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 передать в муниципальную собственность г. Пензы принадлежащие им 40/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи