ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2714-2018 от 03.04.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-2714-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 апреля 2018 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Имамовой Р.А.,

судей Анненковой К.К., Султанова Р.А.,

при секретаре Рассейно Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «УКЖФ «Центральная», муниципальное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство», некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» о взыскании убытков, причиненных заливом квартиры, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2017 года,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к ООО «УКЖФ «Центральная», МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство», ссылаясь в обоснование требований на то, что в результате залива в ночь с (дата) на (дата) принадлежащей ей на праве собственности (адрес), расположенной на верхнем этаже в многоквартирном доме (адрес), ей причинен ущерб в виде стоимости восстановительного ремонта в размере *** руб.

Определением суда первой инстанции от 13.11.2017 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечена Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО2 (сособственник жилого помещения)

Просила взыскать с надлежащего ответчика в счет возмещения материального вреда 143 599,41 руб., компенсацию морального вреда – 10000 рублей, расходы по оплате стоимости заключения специалиста о размере ущерба – 7000 рублей, почтовые расходы в размере 83 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования. Третье лицо ФИО2 не участвовал в рассмотрении дела, надлежащим образом извещен о месте и времени его рассмотрения.

Представители ответчиков ООО «УКЖФ «Центральная», МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство», НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представителя управляющей компании содержатся возражения по существу иска со ссылкой на то, что ООО «УКЖФ «Центральная» надлежащим ответчиком по делу не является.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2017 года исковые требования ФИО1 к Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» удовлетворены частично.

Взысканы с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу ФИО1 сумма ущерба в размере 143 599,41 руб., расходы за составление заключения об оценке ущерба в размере 7000 рублей, судебные расходы в размере 83 руб.; в удовлетворении остальной части требований и к ответчикам ООО «УКЖФ «Центральная», МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство» отказано.

Взысканы с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в бюджет МО г. Оренбург расходы по оплате государственной пошлины в размере 4071,98 рублей.

В апелляционной жалобе НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» просит отменить решение суда в полном объеме, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом надлежащего ответчика по иску и незаконные выводы суда по существу заявленных истцом требований.

В суд апелляционной инстанции истец, представители ответчиков, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.

Судебная коллегия в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Решение суда проверяется в апелляционном порядке по доводам жалобы только в части удовлетворения иска ФИО1 к НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» о возмещении ущерба, поскольку в другой части оно не обжалуется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником ? доли квартиры , расположенной в многоквартирном доме (адрес).

Управление данным МКД на основании договора управления от (дата) осуществляет ООО «УКЖФ «Центральная».

На основании договора от 03.06.2016 года НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» передала, а МКУ «ЖКХ» приняло функции технического заказчика по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 годах» на 2014-2016 гг., в том числе по организации и проведению конкурсной процедуры отбора подрядных организаций для проведения строительных работ.

Согласно договора подряда от 15.08.2016 года МКУ «ЖКХ» в качестве заказчика поручило, а ООО «ВАРС» в качестве подрядчика приняло на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в том числе, ремонт крыши в многоквартирном доме по адресу: (адрес). Выполненные работы приняты заказчиком 17.02.2017 года по акту приема-передачи.

(дата) в ходе проведения работ по капитальному ремонту крыши, произошло затопление квартиры, принадлежащей ФИО1, что подтверждается актом осмотра квартиры от (дата), в котором зафиксированы следы затопления в помещении двух спальных комнат, в зале, коридоре, мокрые пятна на потолке, вздутие ламината в спальне и в коридоре, отслоение шпаклевочного слоя. Причиной залива квартиры указан факт проведения работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома.

Стоимость восстановительного ремонта квартиры с учетом степени износа определена в заключении специалиста по оценке ООО «Независимое экспертное бюро» в размере 143 599,41 руб.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с ч.2 ст.1064 ГК РФ законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст.ст. 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.

На территории Оренбургской области для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. № 562-п создана некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) выполненных работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3,4,5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации

Согласно п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение, как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором ( часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Разрешая спор и удовлетворяя иск ФИО1 в части возмещения убытков, причиненных в результате залива квартиры при проведении капитального ремонта кровли МКД, суд первой инстанции пришел с учетом установленных обстоятельств дела и применив указанные выше нормы права, к обоснованному выводу о том, что ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор – Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, в связи с чем взыскал с Фонда в пользу истца в счет возмещения причиненного подрядчиком материального ущерба стоимость восстановительного ремонта поврежденного жилого помещения в соответствии с заключением специалиста, не оспоренным ответчиками.

Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по данному спору должна выступать подрядная организация ООО «ВАРС», поскольку условие договора подряда о возложении ответственности за убытки, причиненные собственникам помещений в МКД, на подрядчика, в силу прямого указания закона на ответственность регионального оператора в данном случае, имеет значение для спора между сторонами такого договора, заключенного без участия собственников помещений МКД.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что подрядная организация, проводившая капитальный ремонт кровли МКД привлечена не региональным оператором, а МКУ ЖКХ, которому переданы функции технического заказчика, что освобождает регионального оператора от ответственности за убытки, причиненные подрядчиком собственникам помещений при проведении капитального ремонта общего имущества, несостоятельна и не может повлечь отмену решения суда.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса к функции регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Частью 2 той же статьи определено, что порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 182 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика работ по капитальному ремонту, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

На территории Оренбургской области, для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п создана некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", передача региональным оператором функций технического заказчика муниципальному казенному учреждению ЖКХ не влечет за собой делегирование ответственности регионального оператора, предусмотренной п.6 статьи 182 ЖК РФ, техническому заказчику капитального ремонта.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Фонда судебная коллегия не усматривает.

Судом правильно установлен характер спорных правоотношений, верно применены нормы материального права при разрешении дела по существу и не допущено нарушения норм гражданского процессуального права при правовой оценке представленных доказательств, постановлено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: