Судья Матиевский С.М. Дело № 33-27160/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Гончаровой С.Ю., Заливадней Е.К.
при секретаре с/з Мешвез М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе на решение Калининского районного суда от 09 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гончаровой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации государственному учреждению в Калининском районе Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, ссылаясь на то, что истица, являясь матерью одиночкой, <...> родила третьего ребенка. Первого ребенка родила <...>, но он умер <...>, второй ребенок родился <...> Истица обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края с вопросом о получении меры социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, предусмотренного законодательством Краснодарского края. От всех инстанций ей пришло письменное уведомление об отсутствии у нее оснований для получения материнского капитала по нормам краевого законодательства, ввиду того, что на дату рождения третьего ребенка (<...>) в ее семье воспитывается один ребенок. Считает решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, противоречащим нормам федерального и краевого законодательства.
Просит суд решение Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семенной политики Краснодарского края, Пенсионного фонда Калининского района об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал признать незаконным; обязать Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, расположенное в ст. Калининской, признать за ФИО1 право на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Краснодарским краевым законодательством; обязать Пенсионный Фонд Калининского района выдать ФИО1 сертификат на материнский (семейный) капитал, установленный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3 «О социальной поддержки многодетных семей в Краснодарском крае»; взыскать с Пенсионного фонда Калининского района государственную пошлину в размере <...> рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представители ответчика УСЗН в Калининском районе возражали против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Калининском районе Краснодарского края возражала против удовлетворения исковых требований в отношении УПФР в Калининском районе.
Решением Калининского районного суда от 09 сентября 2015 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично: Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе обязано признать за ФИО1 право на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», как родившей третьего ребенка <...> Также с Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе в пользу ФИО1 в возмещение уплаченной государственной пошлины взысканы <...> рублей.
В апелляционной жалобе представитель Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что многодетной семьей в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года №836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» считается семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более, чем до достижения ими возраста 23 лет. На момент обращения в управление социальной защиты населения ФИО1, в её составе семьи было двое детей. Поскольку на дату рождения третьего ребенка <...> в семье воспитывается один ребенок - К.Т.А., <...> года рождения (первый ребенок ФИО1 <...> рождения, умер <...>) право на получение материнского (семейного) капитала у ФИО1 в соответствии с Законом отсутствует.
На судебное заседание в суд апелляционной инстанции явились: ФИО1 и её представитель, представитель Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились, о причинах неявки или с заявлением об отложении дела слушанием к суду не обращались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе, ФИО1 и её представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, суд правильно применил закон и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что истица ФИО1 согласно регистрационной отметке в паспорте, зарегистрирована по месту жительства по <...> с <...> (л.д. 16).
Согласно свидетельству о рождении <...> от <...>, у истицы <...> родился ребенок К.Д.А. (л.д. 7), который согласно свидетельству о смерти <...> от <...>, умер (л.д. 11). Согласно свидетельству о рождении <...> от <...>, у истицы <...> родился второй ребенок К.Т.А. (л.д. 8) и согласно свидетельству о рождении <...> от <...>, у истицы <...> родился третий ребенок К.А.Н. (л.д. 9).
Истица согласно письму от <...> обращалась в Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе по вопросу о предоставлении информации, в том числе, имеет ли она право на получение регионального материнского капитала по рождению третьего ребенка и имеет ли она право на получение краевого материнского капитала (л.д. 85, 86).
Согласно письму Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе от <...> истице было сообщено, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдан истице <...> в связи с рождением <...> второго ребенка, денежные средства по которому перечислены в полном объеме и необходимую информацию о получении краевого материнского капитала истица может получить обратившись в социальную защиту населения, так как Управление Пенсионного фонда данными вопросами не занимается (л.д. 21, 87).
Согласно письму УСЗН в Калининском районе <...>, а также письму Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края <...> на имя ФИО1, истице указанными органами, на обращение истицы по вопросу предоставления мер социальной поддержки, как многодетной семье, приведены положения ст.3.1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3 «О социальной поддержки многодетных семей в Краснодарском крае», и указано, что поскольку на дату рождения ребенка <...>, в семье истицы воспитывался один ребенок, у семьи истицы отсутствует право на получение материнского (семейного) капитала и других мер социальной поддержки, установленных Законами Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3 и от 01.08.2012 г. №2568-КЗ (л.д. 17-20).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», устанавливающей основания получения краевого материнского (семейного) капитала, право на получение меры социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала (далее - семейный капитал) возникает у граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, и относящихся к следующим категориям - женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года, если ранее они не воспользовались правом на получение семейного капитала в соответствии с настоящим Законом.
На основании ч. 2 ст. 3.1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3, при возникновении права на получение семейного капитала лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
В соответствии с ч. 7 ст. 3.1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005г. №836-К3, право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.
В силу ч. 8 ст. 3.1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3, основанием для предоставления семейного капитала является уведомление о праве на получение семейного капитала, выдаваемое управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальном образовании края по месту постоянного жительства заявителя.
В целях реализации статьи 3.1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.12.2013 г. №1412 утвержден Порядок выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, согласно п. 5 и п. 10 которого, в целях получения уведомления лицо, претендующее на получение семейного капитала (далее - заявитель), обращается в управление социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о выдаче уведомления по форме согласно приложению № 2 (далее -заявление), при этом решение о выдаче или об отказе в выдаче уведомления принимается управлением социальной защиты населения не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления с приложенными документами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом согласно ст.ст. 4, 45, 46, 47, 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на сторонах, третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на прокуроре, органах, организациях и гражданах, подавших заявление в защиту иных лиц.
При этом, согласно ст. 60 Гражданского кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие Доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Принимая во внимание, что из заявленных ответчиков, в силу вышеприведенных норм краевого закона, рассмотрение заявлений о выдаче уведомления на краевой материнский (семейный) капитал по месту жительства истицы и принятие по ним решений, отнесено к компетенции УСЗН в Калининском районе, при этом, не установлено доказательств того, что истица, в установленном Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3 порядке, обращалась с заявлением о выдаче уведомления на краевой материнский (семейный) капитал в управление социальной защиты населения по месту жительства, а именно в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе, как и доказательств такого обращения к другим заявленным ответчикам и принятия заявленными ответчиками каких-либо решений об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3, исковые требования о признании незаконными решений Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семенной политики Краснодарского края и Пенсионного фонда Калининского района об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также о возложении обязанности на Пенсионный Фонд Калининского района выдать истице сертификат на материнский (семейный) капитал, установленный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3 «О социальной поддержки многодетных семей в Краснодарском крае», не подлежат удовлетворению, поскольку таких решений не принималось, а заявительницей не утрачена возможность такого обращения в предусмотренном законом порядке.
Суд правомерно учел, что истица, в силу вышеприведенных норм Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3, а именно п. 1 ч. 1 ст. 3.1, ч. 2 ст. 3.1, ч. 7 ст. 3.1, как родившая <...>, то есть после 01.01.2011 г. третьего ребенка, имеет право на краевой материнский (семейный) капитал, установленный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836-К3, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения предыдущего ребенка, а также последовавшей смерти первого ребенка, и принял во внимание, что в вышеприведенном сообщении УСЗН в Калининском районе на обращение истицы о разъяснении ее права на краевой материнский (семейный) капитал, такое право за истицей указанным органом не признано.
На основании вышеизложенного, суд законно и обоснованно посчитал, что подлежат удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе признать за истицей право на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», как родившей третьего ребенка <...>
Принимая во внимание, что в остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению, в порядке ч. 1 ст. 98 ГПК РФ возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей (л.д. 1 чек-ордер от 22.06.2015 г.) не может быть возложено на УПФР в Калининском районе, а подлежит присуждению ответчику УСЗН в Калининском районе, в отношении которого иск удовлетворен.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно указал, что подлежит обязать Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе признать за истицей право на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», как родившей третьего ребенка <...> г., а также взыскать с Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе в пользу истицы <...> рублей в возмещение уплаченной государственной пошлины. В остальной части искового заявления ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Калининском районе, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации государственному учреждению в Калининском районе Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, подлежит отказать.
В соответствии с вышеизложенным, суд правильно удовлетворил частично исковые требования ФИО1
Доводы апелляционной жалобы отмену или изменение решения суда повлечь не могут, так как изложенных в решении выводов суда ничем не опровергают.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи