САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-27169/2021 78RS0008-01-2021-001913-20 | Судья: Смирнова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Селезневой Е.Н. |
судей | Барминой Е.А. Ягубкиной О.В. |
при секретаре | Чернышове М.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2021 года апелляционную жалобу Агалакова К. Ю. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года по исковому заявлению Агалакова К. Ю. к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание.
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н., объяснения истца Агалакова К.Ю. и его представителя – Никулиной Я.С. (действует в порядке статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, диплом №...), представителя ответчика – Кашириной В.В. (действует на основании доверенности от <дата>, выданной сроком до <дата>, диплом №...), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Агалаков К.Ю. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к администрации <адрес> Санкт-Петербурга, в котором просил, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконным решение ответчика от <дата> об отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить истцу звание «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> он обратился в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением №... о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения. На момент обращения трудовой стаж истца составлял более 29 лет, кроме того, <дата> он был награждён Почетной грамотой Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой Р.), однако решением администрации <адрес> Санкт- Петербурга от <дата> истцу было отказано в выдаче удостоверения ветерана труда. Основным аргументом данного решения является то, что Почетная грамота Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Г. комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Однако, по мнению истца, в письме от <дата> № АШ-3653/16 Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об анализе материалов к представлению на Г. награды» сказано: к Г. наградам представлять работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства при наличии ведомственных наград Госстроя Р. (Почетная грамота Госстроя Р., Почетный С. Р., Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства Р., Почетный архитектор Р.), что указывает на принадлежность Почетной грамоты Госстроя Р. к ведомственной награде Госстроя Р., что так же подтверждают приказы о награждении ведомственными наградами Госстроя Р. за 2003 год. Обжалуемое решение ответчика истец полагает основанным на формализме и принципиальности, не имеющим под собой законных оснований, не позволяет истцу воспользоваться правом на получение звания «Ветеран труда», на которое он может претендовать в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении исковых требований Агалакова К.Ю. отказано в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица – Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №... от <дата> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно копии трудовой книжки БТ-II№..., копии вкладыша в трудовую книжку ВТ №..., сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Агалаков К.Ю., имеет общий трудовой стаж 29 лет 3 месяца и 7 дней.
<дата>Агалаков К.Ю. награжден почетной грамотой Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в связи с успешным выполнением поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по подготовке объектов исторического центра Санкт-Петербурга к празднованию 300-летия города и проявленным при этом профессиональным мастерством и добросовестным выполнением своих обязанностей, что также подтверждает архивная выписка от <дата>№...-С, выданная ФКУ «Российский Г. архив экономики».
Решением администрации <адрес> Санкт-Петербурга от <дата>Агалакову К.Ю. отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». В качестве причины отказа указано, что по информации, полученной в 2017 году из Федерального казенного учреждения «Г. архив Российской Федерации», в период образования Госстроя Р. и формирования его структуры, нормативного документа, которым было учреждено Положение о Почетной грамоте Госстроя Р., а также самого Положения о Почетной грамоте Госстроя Р. не выявлено. Таким образом, Почетная грамота Госстроя Р. не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Госстроя Р.».
Согласно ответу ФКУ «Российский Г. архив экономики» от <дата>№...-с, Агалакову К.Ю. по запросу были направлены архивные копии документов, а также указано, что в период 1994-2004 годы осуществляли деятельность: Министерство строительства Российской Федерации - Минстрой Р. (<дата> - <дата>); Г. комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике - Госстрой Р. (<дата> - <дата>); Г. комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике - Госстрой Р. (<дата> - <дата>); Г. комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - Госстрой Р. (<дата> - <дата>)
В изученных документах Министерства строительства Российской Федерации, Г. комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике и Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в приказах по личному составу за 1995, 1999, 2003 годы имеются указания на Положение о Почётной грамоте Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации №... от <дата>, Положение о почётной грамоте, утверждённое приказом Минстроя СССР №... от <дата>. В документах Минстроя Р. и Госстроя Р. по личному составу 1994-2004 годы других документов по теме запроса истца не имеется.
Ответом отдела социальной защиты населения от <дата>№.../СВ на обращение Агалакова Е.Ю. сообщено, что комиссией администрации <адрес> Санкт-Петербурга по присвоению звания «Ветеран труда» принято решение об отказе в присвоении указанного звания Агалакову Е.Ю., разъяснено право на обращение в комиссию по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
Письмом администрации <адрес> Санкт-Петербурга от <дата>№... ВТ-335, Агалакову К.Ю. разъяснено, что по информации, полученной в 2017 году из Федерального казенного учреждения «Г. архив Российской Федерации», в период образования Госстроя Р. и формирования его структуры, нормативного документа, которым было учреждено Положение о Почетной грамоте Госстроя Р., а также самого Положения о Почетной грамоте Госстроя Р. не выявлено, таким образом, Почетная грамота Госстроя Р. не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Госстроем Р..
Вопрос о возможности отнесения Почетной грамоты Госстроя Р. к ведомственным знакам отличия в труде по жалобе Агалакова К.Ю. был рассмотрен на Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга <дата>.
Городской комиссией принято решение о том, что Почетная грамота Госстроя Р. не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от <дата>№..., в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении данной награды.
На заседании Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» (Городская комиссия) <дата> было принято решение о невозможности отнесения Почетной грамоты Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №..., в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Г. комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Городской комиссией подтверждена обоснованность принятия решения Районной комиссией об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о чем Агалакову К.Ю. сообщено письмом от <дата>.
Разрешая спор и отказывая Агалакову К.Ю. в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался нормами, регулирующими спорные правоотношения, и исходил из того, что в связи с отсутствием доказательств наличия нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Госстроя Р. как ведомственной награды либо положения о Почетной грамоте Госстроя Р., оснований считать Почетную грамоту Госстроя Р. от <дата> ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку суда исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
Так, согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными Г. органами, Г. корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Г. власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган Г. власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой Г. политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Согласно пунктам 2 и 24 статьи 26.3 указанного Закона к полномочиям органов Г. власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами Г. власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Г. власти субъектов Российской Федерации".
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Санкт-Петербурга, устанавливается Законом Санкт-Петербурга от <дата> N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии со статьей 1 названного Закона звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии или выслугу лет в календарном исчислении.
Часть 1 статьи 5 названного закона Санкт-Петербурга к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) относит учрежденные за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) награды, награждение которыми произведено: Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Председателем Г. Д. Федерального Собрания Российской Федерации; руководителями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; Председателем Следственного комитета Российской Федерации; Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; руководителями федеральных органов исполнительной власти; Председателем Центрального банка Российской Федерации; руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации; руководителями Г. корпораций.
Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утверждено Постановлением Правительства РФ от <дата>№....
Как указано в пункте 1 Положения, оно устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее – федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (пункт 2).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (пункт 3).
Таким образом, в качестве основания признания гражданина ветераном труда необходимо одновременно два условия: наличие ведомственного знака отличия в труде и соответствующего трудового стажа.
При этом учету подлежат только те ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принималось руководителем соответствующего органа Г. власти или иного органа, указанного в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от <дата>№....
В соответствии с пунктом 1 Положения о Госстрое Р., утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата>№... (действовало на момент награждения истца Почетной грамотой <дата>), Г. комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 8, подпункту 8 пункта 10 Положения Госстрой Р. возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, который учреждает в установленном порядке ведомственные награды, утверждает положения об этих наградах и их описания, награждает работников, занятых в сфере строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и жилищно-коммунальном хозяйстве, отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами.
Как следует из материалов дела, Агалаков К.Ю. награжден Почетной грамотой Госстроя Р.<дата>, данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Материалы дела не содержат сведений, что указанная Почетная грамота включена в перечень ведомственных наград. Нормативных правовых актов об учреждении Почетной грамоты Госстроя Р. как ведомственной награды либо положения о Почетной грамоте Госстроя Р. стороной истца, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Агалакова К.Ю., поскольку представленная истцом Почетная грамота Госстроя не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, наличие которого является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов Г. власти СССР, РСФСР или Российской Федерации в установленном законом порядке, а поощрение истца в связи с успешным выполнением поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по подготовке объектов исторического центра Санкт-Петербурга к празднованию 300-летия города и проявленным при этом профессиональным мастерством и добросовестным выполнением своих обязанностей не может быть расценено как награждение руководством органов Г. власти Российской Федерации ведомственным знаком отличия в труде.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что Почетная грамота Госстроя Р. является ведомственным знаком отличия в труде, аналогичны доводам искового заявления, были предметом судебного разбирательства, получили надлежащую оценку и соответствующие выводы изложены в постановленном судебном акте.
В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов суда первой инстанции по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговые судебные постановления, в апелляционной жалобе не содержится.
Решение суда проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения не установлены. По делу не установлено нарушений процессуального характера, безусловно влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2021 года.