Судья Антропов С.А. Дело № 33-2716/2014
А-13
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Платова А.С.
судей - Сударькова Е.В., Киселевой А.А.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударькова Е.В. гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ЗАТО г. Железногорск об оспаривании постановления администрации ЗАТО г. Железногорск об отказе во включении его семьи в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №596-п от 13.10.2011 г., о включении в списки участников программы и признании права по расходованию субсидии, предоставленной в рамках долгосрочной целевой программы,
по апелляционной жалобе представителя администрации ЗАТО г. Железногорск – ФИО2,
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 31 октября 2013 г., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к администрации ЗАТО г. Железногорск – удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации ЗАТО г. Железногорск об отказе во включении семьи ФИО3 в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. №596-п, оформленного в форме письма от 09.01.2013 г. №1745-ОП.
Обязать администрацию ЗАТО г. Железногорск признать молодую семью М-вых участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. №596-п.
Признать право за семьей М-вых: ФИО1 и ФИО4 на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному кредиту по кредитному договору №56192 БКИ от 12.01.2011 г., предоставленному для приобретения жилья по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, <...>, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 предъявил в суде иск к администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным отказа администрации ЗАТО г. Железногорск во включении его семьи в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №596-п от 13.10.2011 г., включении его семьи в состав участников долгосрочной целевой программы и признании права на расходование средств субсидии, предоставленной в рамках программы на оплату кредита и процентов по нему. Свои требования истец мотивировал тем, что в ноябре 2012 г. обратился с заявлением в администрацию ЗАТО г. Железногорск, в котором просил признать его семью нуждающейся в жилом помещении и включить в число участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2009-2011 г.».
Решением единой жилищной комиссии при администрации ЗАТО г. Железногорск от 19 ноября 2010 года за № 14-2/826 его семья в составе 2 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и включена в состав участников указанной программы. Имея намерение реализовать свое право на использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, 12 января 2011 года он совместно с супругой с одной стороны заключили с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор №56192 БКИ по условиям которого им был предоставлен ипотечный кредит в сумме 1 785 000 рублей на условиях возвратности и уплаты процентов за пользование из расчета 13,75% годовых сроком до 2039 года на приобретение <...>.
На момент признания его семьи участником программы, в соответствии с подпунктом « е» п.3.1.17 Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года № 247-п социальная выплата, предоставляемая молодым семьям участникам программы, могла быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
На основании Постановления Правительства Красноярского края от 20.09.2011 года № 556-п подпункт «е» п.3.1.17 были внесены изменения в соответствии с которыми погашение основной суммы долга и процентов за пользование за счет средств предоставленной субсидии возможно только по кредитам полученным в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года.
В настоящее время в силу вступила новая досрочные целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 г.», на основе которой была разработана и принята программа «Обеспечение жильем молодых семей в ЗАТО Железногорск на 2012-2015 г.», в которых содержаться аналогичные условия расходования субсидии, предоставленной молодой семье в рамках исполнения программы.
В соответствии с положениями указанных программ администрация гор. Железногорска отказалась включить его семью в состав участников долгосрочной целевой программы на 2012-2015 годы, поскольку его семья перестала быть нуждающейся и условия программы не предусматривают использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным кредитам полученным после 01.01.2011 г.. О принятом решении он был уведомлен письмом администрации ЗАТО г. Железногорск от 01.11.20102 г. №1401-ОП.
Решение об отказе во включении в число участников программы считает незаконным, так как на момент заключения кредитного договора и приобретения жилого помещения по договору купли- продажи редакция долгосрочной целевой программы предусматривала возможность погашения кредита за счет средств субсидии без ограничения каким либо сроком. Полагает, что поскольку юридически значимые действия им были совершены до внесения изменений в Программу, то он не утратил право направить средства субсидии на погашение ипотечного кредита.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации ЗАТО г. Железногорск просит об отмене принятого по делу решения и отказе в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме, ссылаясь при этом на то, что решение суда вынесено с нарушением норм процессуального права и неправильном толковании закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям. Считает, что заявитель обратился в суд с иском в порядке главы 25 ГПК РФ, в случае если заявитель изменил требования, ответчик об этом не был уведомлен. Полагает, что признание права в рамках заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, не соответствует нормам ГПК РФ. Также считает, что приобретение семьей М-вых жилого помещения общей площадью, превышающей учетную норму на одного человека по ЗАТО Железногорск, с помощью ипотечного кредита не соответствовало новым условиям использования социальных выплат, поэтому семья не была включена в список молодых семей – участников программы на 2012-2015 годы, а в 2011 г. семья не вправе была получать социальную выплату по условиям программы.
Представитель ответчика администрации ЗАТО г. Железногорск, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора ФИО4 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Министерства строительства и архитектуры Красноярского края ФИО5, действующая на основании доверенности от 09 января 2014 года апелляционную жалобу считает обоснованной.
Истец ФИО1 апелляционную жалобу считает не обоснованной, показав, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дело рассмотрено в порядке искового производства в соответствии с заявленными требованиями, судом правильно истолкованы и применены нормы материального права.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
_ Как установлено судом 15 ноября 2010 года ФИО1 обратился в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением о признании его семьи в составе двух человек: ФИО1 и его супруги ФИО4 нуждающимися в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ и включении в состав участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009- 2011 годы», представив соответствующий необходимый пакет документов.
Согласно выписки из протокола №14-2/826 от 19.11.2010г. заседания Единой жилищной комиссии при Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, утвержденной постановлением первого заместителя Главы администрации ЗАТО г.Железногорск ФИО6 от 23.11.2010 № 1913, молодая семья ФИО1 в составе 2-х человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ (п. 2.1. решения), и включена в число участников долгосрочной целевой программы с датой постановки на учет, соответствующей дате подачи заявления на участие в программе - 15.11.2010г. (п.20.3 решения) включена в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы» на планируемый 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 247-П.
Комиссией было рекомендовано истцу для включения в список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в 2012 году, учитывая формирование списка до 01.09.2011г., представить в Администрацию ЗАТО г. Железногорск пакет документов, соответствующий условиям долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 годы», после вступления ее в силу (п. 20.4 решения).
Получив указанное решение жилищной комиссии, 23 декабря 2010 года на основании договора купли – продажи ФИО1 и ФИО4 приобрели в собственность двухкомнатную <...> в общую долевую собственность, оплата стоимости которой должна производиться за счет кредитных средств, предоставленных ОАО СБ РФ.
12 января 2011 года между ФИО1, ФИО4 с одной стороны и ОАО СБ РФ с другой стороны был заключен кредитный договор <***> БКИ по условиям которого банк предоставил созаемщикам 1 785 000 рублей на приобретение <...> на условиях возвратности, сроком до 2039 года и уплаты процентов за пользование из расчета 13,75% годовых.
10 октября 2012 года ФИО1 обратился в администрацию г. Железногорска с заявлением, в котором просил сообщить ему включена ли его семья в состав участников программы на 2012-2015 годы. Письмом от 01 ноября 2012 года за № 1401-ОП он был уведомлен, что в связи с приобретением жилого помещения, соответствующего нормам предоставления, его семья перестала быть нуждающейся в жилом помещении, поскольку ипотечный кредит был получен после 01 января 2011 года, а условия Программы не предусматривают расходование субсидий на погашение обязательств по кредитным договорам заключенным после 01 января 2011 года, его семья не была включена в список участников программы на 2012 год.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что на дату приобретения семьей М-вых квартиры на условиях оплаты за счет кредитных средств, нормативные акты федерального, краевого и муниципального уровня не содержали положений, ограничивающих использование средств социальной выплаты на погашение кредита, полученного в Банке на приобретение жилья; данные изменения были внесены лишь с июля 2011 года (сначала в постановление Правительства РФ № 575, а затем в нормативные акты региональных и муниципальных образований).
Судебная коллегия считает указанные выводы суда обоснованными, поскольку они не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также фактически установленным по делу обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в которую входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», целью которой является помощь молодым семьям в приобретении жилья.
Во исполнение условий Федеральной целевой программы, 13 мая 2006 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы,
которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 247-п была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 -2011 годы».
Во исполнение вышеуказанных программ постановлениями Администрации ЗАТО г. Железногорск от 30.10.2008г. № 1697п и от 24.02.2009г. № 279п были утверждены муниципальная целевая Программа «Обеспечение жильем молодых семей в ЗАТО Железногорск на 2009 - 2011 годы» и «Порядок выдачи свидетельств на приобретение или строительство жилья молодым семьям - участникам муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в ЗАТО Железногорск на 2009 - 2011 годы» (соответственно), которыми устанавливался порядок признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения, а также использования таких выплат.
В частности, учетная норма по решению городского Совета ЗАТО г. Железногорск от 24.11.2005г. № 4-19Р: - для постановки на жилищный учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории ЗАТО Железногорск, должна была соответствовать установленной - в размере менее 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека; - для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда ЗАТО Железногорск по договору социального найма (норма предоставления) - в размере не менее 14 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья истца обоснованно была включена в состав участников Программы, поскольку на момент обращения являлась нуждающейся в жилом помещении по основаниям, указанным в ст. 51 ЖК РФ, возраст супругов соответствует возрастному ограничению и семья М-вых располагает достаточными денежными средствами для оплаты стоимости жилья, превышающей размер предоставленной субсидии.
Признав молодую семью участником Программы, исключение из состава участников должно производиться только по основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 3.1.10.3. Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года № 247-п решение о снятии молодой семьи с учета (исключении из списка молодых семей - участников программы) принимается органом местного самоуправления в случаях:
а) получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья кем-либо из членов молодой семьи;
б) переезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления недостоверных сведений в представленных документах;
г) письменного отказа молодой семьи от участия в программе;
д) изменения других условий, в результате чего отпали основания для признания молодой семьи участником программы;
е) выявления факта несоответствия условиям программы либо невыполнения условий программы, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником программы и поставлена на учет для участия в программе.
Поскольку, оснований для исключения семьи истца из числа участников программы не было установлено, суд обоснованно признал отказ администрации г. Железногорска во включении семьи истца в состав участников Программы на 2012-2015 годы необоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы стороны ответчика о том, что в связи с приобретением жилого помещения за счет средств ипотечного кредитования, семья истца перестала отвечать условиям Программы, поскольку право истца на получение субсидии не было реализовано ни в 2010, ни в 2011 году.
Суд обоснованно исходил из того, что на момент признания семьи истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в число участников Программы, условия реализации Программы предусматривали возможность оплаты за счет средств субсидии суммы кредита и процентов за пользование, полученных для приобретения жилого помещения.
Изменения, внесенные в Программу в части расходования средств предоставленной субсидии и введение ограничений по погашению кредитных обязательств определенным сроком, не могут умалять прав истца, поскольку приобретение жилого помещения за счет кредитных средств состоялось до внесения таких изменений.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 514-П, с 01 января 2014 года Постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 года № 596-п « Об утверждении долгосрочной целевой программы
« Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012 -2015 годы» утратило силу.
Доводы жалобы о том, что судом были допущены процессуальные нарушения, судебная коллегия считает не состоятельными, так как изначально требования истца были оформлены как спор о праве и рассмотрены судом в рамках искового производства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права регулирующие спорные правоотношения, и принято законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ст. 330 ГПК РФ самостоятельным основанием для отмены судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда от 31 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: